В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Вардуль: Почем политика? Назад
Николай Вардуль: Почем политика?
Знающие себе цену люди уверены, что купить можно все. Вопрос в цене. Им виднее. Но цена - это не только категория купли-продажи. Да, то или иное решение, в том числе и политическое, можно банально купить - в России этим никого не удивишь. Но настоящая цена политических решений, конечно, в другом.

Часть цены политического решения обменять демократию на нефть, приведшего к иракской кампании США, - это двойной дефицит госбюджета и платежного баланса, слабость доллара. Другое дело, что экономические масштабы США таковы, что предъявлена эта цена всей мировой экономике.

Сурков переводит суверенность на язык экономики как конкурентоспособность. Красиво, но это не тот случай, когда красота убеждает сама по себе. У меня совсем не красивая версия. Чем больше государства в экономике - тем труднее совладать с инфляцией
Часть цены политики роста Китая, поражающей мир своими результатами, - низкий уровень жизни и недостаточное развитие пенсионной системы. А это значит, что китайское экономическое чудо не вечно.

Но пора вернуться в родные пенаты. Часть цены политики (читатель наверняка успел заметить, что я каждый раз ищу цену в экономике, хотя, понятно, последствия политических решений экономикой не ограничиваются) построения в России суверенной демократии, выражающегося в ставке на государство во всех сферах жизни, - инфляция.

Владислав Сурков переводит суверенность на язык экономики как конкурентоспособность. Красиво, но это не тот случай, когда красота убеждает сама по себе. У меня другая, совсем не красивая версия. Чем больше государства в экономике - тем труднее совладать с инфляцией.

Мне могут возразить: а как же, например, Австрия? Там полно госпредприятий, а рост цен по-европейски скромен. Ответ в том, что госпредприятия Австрии ведут себя как частные, они не навязывают частникам свои правила, а играют по правилам частников. Не говоря уже о присмотре со стороны Евросоюза. В России не так. Здесь оправдание создания все новых госкорпораций - амбициозные задачи, которые они призваны решить. А раз так, то за будущее инфляции можно не беспокоиться.

Наблюдать борьбу российского государства с инфляцией - все равно что оказаться в цирке. ЦБ говорит о "базовой" инфляции, за которую он, так и быть, готов отвечать, притом что "базовая" инфляция - кто бы сомневался - ниже официальной. МЭРТ говорит, что в инфляции есть "фоновый", привнесенный извне элемент, за который никто не отвечает. Все высшие чиновники признают, что инфляцию толкают вверх отраслевые и локальные монополии и все активно создают все новые госмонополии. Все с разным градусом энтузиазма говорят о "монетарном" факторе инфляции, и все раздувают госрасходы.

Но главная проблема не в шизофрении экономической политики. Она вторична. Первичен же тот факт, что инфляция так же необратима, как и обслуживаемая ею политика.

Грустно. Чтобы сгладить впечатление (все-таки это предновогодний номер "Газеты"), расскажу анекдот. Идет по улице человек и вдруг замечает лежащий кошелек. Конечно, оглядывается, зная, что это может быть приманкой, но никого не видно. Наконец он поднимает кошелек, пересчитывает деньги. И не может сдержаться: "Не хватает!"

О чем этот анекдот? По-моему, об инфляции.

27.12.2007
Материал опубликован в "Газете" No245 от 28.12.2007г.

http://www.gzt.ru/business/2007/12/27/220100.html


Док. 411308
Перв. публик.: 27.12.07
Последн. ред.: 28.12.07
Число обращений: 334

  • Вардуль Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``