`Экспериментальную` зарплату получат все учителяНазад
`Экспериментальную` зарплату получат все учителя
ПРЕСС - РЕЛИЗ
"Экспериментальную" зарплату
получат все учителя
С первого апреля этого года в девяти школах нашей губернии провели двухмесячный эксперимент по уходу от единой тарифной сетки и апробации новой модели отраслевой оплаты труда педагогов средних общеобразовательных учреждений. Протестировать данную систему было предложено в том числе и двум школам Западного образовательного округа - Старорачейской и Усольской.
Напомним, что новый принцип расчета заработной платы "шкрабов" является логическим продолжением нормативного (или, как выражаются в столицах, подушевого) финансирования. Разница заключается лишь в том, что до этого момента средства на каждого учащегося поступали на расчетный счет школы и распределялись уже внутри учреждения согласно единой тарифной сетки. Теперь же деньги должны фактически "следовать" за каждым ребенком до конкретного учителя.
Однако при этом будут учитываться и квалификация учителя, и качество его работы, и сложность предмета, и еще много других параметров.
Получается, что отраслевая система оплаты труда педагогов - не просто повышение их зарплат. В первую очередь это инструмент, который позволит отказаться от уравниловки и дифференцировать учительские "гонорары" в зависимости от затрачиваемых ими усилий. Наверное, поможет со временем решить и кадровый вопрос...
Интересно, что в новых условиях резко возрастает заинтересованность директора в увеличении доходов своих подчиненных: от этого напрямую зависит его зарплата.
Об этом третьего августа говорили на общественном совете Старорачейской средней школы Сызранского района. В нем приняли участие не только педагоги данного учебного заведения, но и их коллеги из Усольской школы Шигонского района (где также проводился эксперимент), учреждений дополнительного, коррекционного, дошкольного образования, а также представители местного самоуправления и общественности.
Директоры упомянутых выше школ А. Прунов и Л. Подлипалина поведали о том, на каких именно условиях педагогические коллективы участвовали в данном проекте.
Во-первых, это было добровольное согласие большинства. А, во-вторых, главное требование заключалось в том, чтобы ни в коем случае не уменьшилась заработная плата (хотя это невозможно в принципе согласно законодательству).
К чему же на практике приведет введение отраслевой оплаты труда? По словам руководителей учебных заведений, где тестировалась новая модель, зарплаты учителей выросли от 20 до 129 процентов. Средняя же в Старорачейской школе в мае составила 8922 (для сравнения: в марте она была 5150 руб.), а в Усольской - 7816 (в марте - 4442 рубля).
Заметим, что столь очевидная разница между этими двумя учреждениями образования, в которых буквально одно и то же количество детей, а, значит, и средства по нормативному финансированию они получают одинаковые, объясняется довольно просто. У Усольской СОШ - два филиала в селах Львовка и Комаровка, следовательно, и больше работников.
Но неужели все так гладко и хорошо с этим экспериментом? В общем-то, апробация модели отраслевой оплаты труда для того и потребовалась, чтобы выявить все "шероховатости" и недостатки проекта. Какие именно?
Из объективных недочетов можно выделить то, что организаторы проекта не предложили учитывать при расчете заработной платы учительский стаж и категорийность, а также наличие отраслевых званий и наград. Впрочем, это легко исправимо, и соответствующие предложения в адрес областного министерства образования и науки от трудовых коллективов уже направлены.
Кроме того, приходится констатировать тот факт, что в самом учительском сообществе пока нет единой точки зрения на некоторые вопросы. Например, одинаково ли сложно подготовить урок для десятого и пятого класса? Равноценны ли усилия, которые затрачивает педагог при проведении занятий с детьми на разных ступенях обучения? А в классах с разной наполняемостью?
Согласитесь, по этим вопросам можно дискутировать долго, но все равно так и не прийти к единому мнению. Потому как дело касается той самой рубашки, которая ближе к телу. И каждый педагог считает свой предмет самым сложным и нужным.
Есть также мнение, будто из-за демографического кризиса зарплаты учителей, привязанные к количеству учащихся, могут упасть. Но разве при единой тарифной сетке эта проблема не будет существовать?
Несмотря на разногласия, существующие внутри эксперимента, все согласны с темя, что его надо распространить. И планируется, что с первого сентября в нем примут участие все общеобразовательные школы Самарской области.
К тому же педагоги из учреждений дополнительного, коррекционного и дошкольного образования тоже пожелали перейти на отраслевую оплату труда. Но этот вопрос еще только будет рассматриваться...