В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Назад
Выступление Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Сегодня у нас последнее в этом году заседание президиума. И мы немножко изменим порядок работы.
Сначала заслушаем подробную информацию министров о том, как мы работали в течение этих двух лет. Пора подвести некоторые итоги. Поговорим о планах на будущее, а также обозначим ориентиры на следующий год. Кроме того, в общей форме поговорим и о более отдаленной перспективе. По итогам этих докладов я тоже кое-что откомментирую. Если нет возражений - так и будем работать.
Но прежде хотел бы напомнить о главной задаче национальных проектов. Об идеологии национальных проектов. Когда в 2005 году разрабатывалась сама идея и концепция каждого из проектов, было принято, на мой взгляд, одно из самых принципиальных, самых важных решений (поворотных даже, можно сказать, политических решений в новейшей истории): когда впервые за долгие годы мы обозначили ключевым приоритетом (причем не на словах, а на деле, подкрепив это материально) повышение качества жизни наших людей, укрепление человеческого капитала нации.
Наша позиция состояла и состоит в том, что свободный, образованный, здоровый человек - это главное, что определяет развитие страны, ее перспективы. И такой подход был подкреплен конкретной программой действий. На ее реализацию были направлены очень серьезные ресурсы, которые мы с вами как раз и использовали в ходе работы. Дополнительный объем только федеральных инвестиций за два истекших года составил около 400 млрд руб. А на будущий год на реализацию национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, развития жилищного сектора и мероприятия в сфере АПК планируется направить около 300 млрд руб. Причем это без учета вклада регионов, то есть без софинансирования со стороны наших территорий.
Опыт проектов показал, что инвестиции в человеческий капитал оказались одними из самых эффективных за всю нашу историю. Причем они принесли отдачу не только внутри тех секторов, куда они были направлены, но и отдачу для экономики в целом и развития общества в целом. И потому и здравоохранение, и образование, и АПК, и жилищная сфера будут оставаться для нас долгосрочными приоритетами развития. И планы развития этих отраслей должны быть интегрированы в программу развития страны до 2020 года, которая сейчас готовится.
И два вопроса, которые мы обсудим помимо итогов и перспектив, - более конкретные. Это развитие бизнес-образования в России. Вы знаете, мы этим занимаемся на двух площадках - в Москве и в Питере. А также - порядок и условия использования средств материнского капитала. Мы должны подготовиться к тому, чтобы начать работу в 2010 году во всеоружии.
Напомню, в стране уже выдано около 300 тыс. государственных сертификатов на материнский капитал. Наша уже сегодняшняя задача - сделать так, чтобы всего через два года семьи могли реально вложить средства материнского капитала в образование детей, в улучшение жилищных условий, в пенсионные накопления.
Следовательно, на федеральном уровне необходимо готовить соответствующую нормативно-правовую базу. Часть работы, касающуюся образования и жилья, мы уже выполнили. Проект закона об использовании средств материнского капитала для формирования пенсионных накоплений будет внесен в Думу в кратчайшие сроки. И мы будем просить палаты Федерального Собрания рассмотреть его максимально оперативно.
Очевидно, что семьям должен быть предложен выбор жилья в достаточном количестве, а также - предоставлены новые возможности и финансовые инструменты для улучшения жилищных условий. Кроме того, должен быть расширен рынок качественных образовательных услуг для детей и молодежи. Таковы наиболее общие задачи в этой части.
...
Д.МЕДВЕДЕВ: Благодарю министров за обстоятельную информацию. Очевидно, что позитивная динамика, качественные изменения есть по всем четырем проектным направлениям.
Работа по проектам изначально строилась на новых моделях государственного управления. Моделях, нацеленных на результат, на четкое распределение ответственности между уровнями власти. Особое значение уделялось тесному партнерству с бизнесом и профессиональными сообществами, с институтами гражданского общества, СМИ, независимыми экспертами.
Мы ориентировались на поддержку лидеров в своих отраслях. На повсеместное внедрение инноваций и современных технологий. Фактически был сделан акцент на формировании новых точек роста, в том числе в смежных отраслях экономики.
Для меня весьма показателен следующий факт: значительно (на 17,4% за два года) выросло число выпускников аграрных вузов, которые пошли работать на село по специальности. Такая же тенденция в педагогических и медицинских вузах. Значит, молодежь поверила в перспективы этих отраслей, связывает с ними свою будущую карьеру и жизненный успех.
Для более чем 6 млн учащихся улучшились условия обучения, повысилась доступность качественного образования. Впервые за многие годы в России повысилась средняя продолжительность жизни. В том числе за счет того, что около 300 тыс. граждан получили высокотехнологичную медицинскую помощь.
И еще один общий вывод из выступлений министров. Очевидно, что резерв развития социальной сферы, жилищного строительства и агропромышленного комплекса только за счет точечных действий практически исчерпан.
Нам необходимо переходить к полноценным, комплексным решениям. Активно использовать полученный опыт для модернизации соответствующих отраслей.
Речь идет о широком внедрении современных моделей организации социальной сферы, новых принципов градостроительного планирования и инновационного образования. И такой опыт совместно с регионами мы уже накапливаем в ходе пилотных проектов.
Да, как было уже сказано, существенно укрепилась материальная база образования и здравоохранения. В тех регионах, где заинтересованно работают местные власти, это уже сказалось на повышении качества и доступности соответствующих услуг. Поднялись зарплаты педагогов и медработников.
Но только эти действия ситуацию в корне не изменят. Сейчас важно обеспечить повсеместное и реальное повышение качества и доступности соответствующих услуг. Главный критерий качества образования - конкурентоспособность и востребованность каждого выпускника как современной экономикой, так и современным обществом. И для этого мы должны обеспечить создание соответствующих механизмов. В первую очередь, необходимо формировать систему независимой оценки качества образовательных услуг и знаний на всех уровнях образования.
Важно, чтобы опыт лучших инновационных школ и вузов, педагогов трансформировался в новые стандарты, по которым должна работать вся система образования. Только тогда можно будет говорить о переходе к инновационному образованию, к экономике знаний.
Просил бы более детально проработать все аспекты перехода на нормативно-подушевое финансирование в образовании, а также внедрения одноканального финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования. Для этого необходимо провести модернизацию этой системы. Кроме того, следует выработать единые, унифицированные подходы к стимулированию труда медицинских работников.
Несколько слов по проекту "Жилье". Если в 2005 году мы построили 43,6 млн кв. м жилья, то в 2007-м ожидается порядка 60 млн. Как видите, рост около 40%. А вклад жилищного строительства в общий прирост ВВП по итогам 2007 года составил более 10%.
Вместе с тем прошу не забывать, что наш ориентир - это строительство не менее 1 кв. м жилья на человека в год. Поэтому нужны дополнительные энергичные меры по развитию стройиндустрии.
Следует продолжать работу по снижению административных барьеров, по демонополизации строительной сферы, по стимулированию развития дорожной и коммунальной инфраструктуры. Прошу также подготовить новые предложения по регулированию земельных отношений. Мы много говорили и об эффективном законодательном регулировании использования сельхозземель. Здесь также еще далеко не все сделано. Этими вопросами прошу оперативно заняться.
Во многом благодаря национальному проекту в стране начала складываться новая, высокотехнологичная аграрная отрасль, привлекательная для бизнеса и работников. Объем инвестиций в село увеличился в 10 раз. И в целом за два года объем инвестиций достиг 360 млрд руб. Темпы роста зарплат в АПК на сегодня вдвое выше, чем в целом по экономике, хотя их уровень все еще остается низким. Вокруг новых сельхозпроизводств формируется и принципиально другая, благополучная жизненная среда.
Но очевидно и то, что нам нужно уточнение механизмов господдержки агропромышленного комплекса. Прежде всего - чтобы раскрыть потенциал развития для всех категорий хозяйств, а не только финансово благополучных, которые способны привлекать кредиты.
В заключение хотел бы отметить, что значительную часть мероприятий, начатых в рамках национальных проектов (механизм реализации которых уже детально отлажен), сейчас можно переводить в область текущей работы. Реализовывать их в рамках федеральных программ по развитию села и массового жилищного строительства. А также - комплексных программ развития здравоохранения и образования.
Однако считаю важным, чтобы созданный в ходе проектной работы управленческий механизм (в том числе наш президиум) продолжил работу.
Набор проектных мероприятий может в дальнейшем меняться. Но, повторю, приоритетные направления, обозначенные в нацпроектах, необходимо сохранять.
...
Д.МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): Во-первых, я хотел бы поблагодарить всех министров за обстоятельную информацию. Очевидно, что позитивная динамика наметилась по всем четырем проектным направлениям. Это не может не радовать. Работа изначально строилась на новых моделях. И тот самый проектный подход (о котором мы с вами многократно говорили) все-таки себя оправдал, несмотря на фрагментарность, несмотря на то, что какие-то задачи мы не могли решить. Нам об этом постоянно говорили: "А почему здесь есть, а здесь нет?" Тем не менее это существенный толчок вперед по всем направлениям нашей работы. Особое значение я придал бы тесному партнерству, которое образовалось и с регионами, и с бизнесом, с профессиональными сообществами, с гражданским обществом, со средствами массовой информации.
Министры уже отмечали, что мы ориентировались на лидеров отраслей, на повсеместное внедрение инноваций, современных технологий. Фактически сделан был акцент на новых точках роста и в основных, и в смежных отраслях.
Один очень показательный пример. Значительно (на 17,5% за два года) выросло число выпускников аграрных вузов (по-моему, Алексей Васильевич об этом не сказал специально), которые пошли работать на село по специальности. Это означает, что и престижность профессии выросла, и последующая работа стала гораздо более интересной. Такая же тенденция в области педагогических и медицинских кадров. Значит, молодежь поверила в перспективы этих профессий и связывает с ними и карьеру, и свой будущий жизненный успех.
И еще один общий вывод из выступлений наших коллег министров. Очевидно, что резерв роста социальной сферы, жилищного строительства, АПК только за счет точечных действий уже сегодня исчерпан. Нам необходимо переходить к полноценным и к комплексным решениям, активно использовать тот опыт, который есть для модернизации соответствующих отраслей. Напомню, что мы с самого начала с вами договорились, что национальные проекты - это, с одной стороны, помощь в наиболее тяжелых, проблемных ситуациях в этих сферах, а с другой стороны - подготовка к системной модернизации.
Речь идет о широком внедрении современных моделей организации социальных проектов, социальной сферы, новых принципов градостроительного планирования, инновационного образования, развития АПК. И такой опыт в рамках "пилотов" мы с вами уже накопили. Главный критерий здесь должен быть - критерий конкурентоспособности, востребованности. Это касается и образования, и здравоохранения.
Просил бы более внимательно наших коллег проработать все аспекты уже сплошного перехода на нормативно-подушевое финансирование в образовании, внедрение одноканальной системы финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования. Но для этого необходимо провести модернизацию в этих системах. И выработать единые унифицированные подходы к стимулированию труда всех работников в этих сферах.
То есть мы с вами на пороге полноценной модернизации финансово-экономической модели и в образовании, и в здравоохранении. Это наша цель. И этим мы будем заниматься в дальнейшем.
В области градостроительной политики - решение самой острой, наболевшей для миллионов наших людей проблемы, проблемы с жильем. Просил бы не забывать, что у нас есть общие ориентиры, о которых сказал Президент (не менее 1 кв. м жилья на человека в год). Цель амбициозная, сложная. Строить 140 млн при том, что мы сейчас строим 60 - и уже отчасти гордимся. Тем не менее - достижимая, если будет расти экономика, если будет сохраняться макроэкономическая стабильность, прогнозируемость нашего развития. Поэтому нам нужны дополнительные энергичные меры по развитию стройиндустрии, по развитию массового доступного жилья.
Следует продолжить и ту работу, о которой говорилось, - по снижению административных барьеров, демонополизации строительной сферы, стимулированию дорожной и коммунальной инфраструктуры.
Я отдельно уже обратил внимание: надо нам подготовить предложения по регулированию земельных отношений и для жилищной застройки, и в сфере АПК. Мы много достаточно говорили о землях сельхозназначения, о землях обороны. Но здесь сделано не все. Нужно, с одной стороны, сохранять эти земля, а с другой стороны - их более рационально использовать.
У нас неплохо складывается ситуация в аграрной сфере. Только что Алексей Васильевич [Гордеев, Министр сельского хозяйства РФ] об этом сказал. Она должна стать высокотехнологичной, привлекательной для бизнеса, для самих тружеников села. Объем инвестиций увеличился в 10 раз. Достиг огромных, по нашим текущим меркам, размеров - 360 млрд руб. за два года. Темпы роста вдвое выше, чем в целом по экономике, однако уровень заработной платы все еще остается не таким большим, о чем тоже говорил министр. И этим тоже необходимо будет заниматься.
Главное, чтобы вокруг деревни формировалась благополучная жизненная среда. Чтобы там было жить не стыдно, не позорно, а интересно и благополучно. Мы будем заниматься государственной поддержкой, в том числе и в форме привлечения соответствующих кредитов.
В заключение еще хотел бы отметить, что значительную часть тех мероприятий, которыми мы с вами занимались, коллеги, сегодня мы уже можем переводить в разряд текущей работы. И это тоже позитивный результат нашей совместной деятельности. Здесь уже не нужно вот таких ежедневных нажимов, совещаний, президиумов, накачек. Уже отладили эти механизмы, уже деньги идут куда надо и финансирование осуществляется в должном объеме. Поэтому я считаю, что вот такой текущий режим является свидетельством качества работы. То, что связано с проектами, то, что связано с модернизацией последующей, будет сохраняться именно в проектном режиме, и будет использоваться тот самый управленческий механизм, который доказал свою достаточную эффективность. В том числе и работа нашего президиума.
Набор проектных мероприятий, как мы с вами понимаем, в дальнейшем может меняться, но приоритеты для нас очевидны, они останутся, потому что еще очень многое предстоит сделать.

26 декабря 2007 года
Москва, Дом Правительства
www.rost.ru


Док. 410669
Опублик.: 26.12.07
Число обращений: 1721

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``