В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Липина: Приоритеты развития геоэкономических ресурсов республик Северного Кавказа. Назад
Светлана Липина: Приоритеты развития геоэкономических ресурсов республик Северного Кавказа.
"...Существующие в настоящее время все федеральные программы, которые применимы в других российских областях, на Северном Кавказе, в силу специфики региона, не работают...Существующая концепция поддержки сельского хозяйства Чечни и Северного Кавказа нуждается в серьезной доработке",- А. Гордеев (ПРАЙМ - ТАСС) 27 сентября 2006 года.     

Северный Кавказ - самый южный район России, и это способствует возделыванию разнообразных сельскохозяйственных культур, часть из которых возделывается только в этом районе. Благоприятные климатические условия и плодородные, в основном, черноземные земли - основа развития аграрного комплекса республик. А наличие большого количества экономически свободного населения, с исторически сложившимися трудовыми навыками, увеличивают потенциальные возможности возрождения и развития сельскохозяйственного производства этого региона. При этом разделение территорий республик на равнинную и горную части обусловливает различные типы сельскохозяйствования. Исторически на севере республик, сформировался зерново-животноводческий район, где всегда эффективно осуществлялся широкий спектр сельскохозяйственной деятельности: было развито зерновое хозяйство (продовольственное и фуражное зерно), выращивали масличные культуры, картофель, сахарную свеклу и другие овощные культуры, разводили тонкорунных овец и молочно-мясной скот. Было развито садоводство и виноградарство. Лишь в горной части республик, особенно в высокогорье, где климат отличается прохладным летом и довольно продолжительной зимой, основой сельскохозяйственного производства было - пастбищное мясомолочное скотоводство и овцеводство, очаги земледелия сосредотачивались в долинах рек и на пологих склонах.

Ключевой проблемой развития агропромышленного комплекса республик Северного Кавказа является неудовлетворительная ситуация в его основном звене - сельскохозяйственном производстве. Структурные изменения, произошедшие за годы аграрных преобразований, есть следствие ухудшения организационно-экономических условий хозяйствования сельхозпроизводителей, разрушения централизованной системы государственных закупок основных видов сельскохозяйственной продукции, макроэкономической нестабильности, отсутствия эффективных инструментов регулирования конъюнктуры агропродовольственного рынка, слабой обеспеченности материально-техническими ресурсами, незавершенности правовой и институциональной базы.

Учитывая, что особую значимость для этого региона имеет ситуация с обеспечением населения продовольствием собственного производства, которая здесь носит более обостренный характер, чем в других регионах Южного Федерального округа, следует подчеркнуть, что в сложившейся общественно - политической обстановке в большинстве республик Северного Кавказа, без существенной поддержки государством значительной части сельхозпредприятий, фермерских хозяйств и ЛПХ, положение их будет нестабильным, а часть из них окажется недееспособна.

В ходе исследования были выявлены сложность и специфические особенности экономических отношений в аграрном секторе республик горского населения, которому приходится преодолевать трудности организационного, психологического характера, менять логику мышления, а занимаясь маркетинговой деятельностью, еще и исторические и национальные традиции.
Наиболее критическое положение сложилось в Чеченской Республике, Республике Дагестан, Ингушской Республике, где сохраняется более высокий уровень безработицы, устойчивая миграция населения в другие регионы, низкий уровень подъема промышленности и низкая эффективность сельскохозяйственного производства.
Следует отметить, что на состояние в настоящий момент, развитие в ближайшем будущем и формирование на длительную перспективу аграрнопромышленного производства оказывают влияние не столько природно-географические условия республик, сколько демографические, национально - религиозные, социальные факторы, а также восприятие важности роли сельского хозяйства в развитии экономики. Ведь от устойчивого развития сельских территорий будет зависеть занятость населения, повышение уровня жизни, будет улучшаться инвестиционная привлекательность для агропродовольственного рынка. В настоящее время большинство республик Северного Кавказа являются самыми сельскими регионами России. Доля сельского населения по данным федеральных статистических органов в 2005 году в Чеченской республике составила 66,3% или более 743 тыс. чел., в Дагестане 61 %, в Ингушетии около 80 %, в Кабардино-Балкарской республике 72%., в Республике Адыгея более 46 %, в Карачаево - Черкессии около 70%, Северной Осетии 51%. Таким образом, в сельской местности сейчас проживает более половины трудоспособного населения республик.

Подводя итоги социально-экономических преобразований в республиках Северного Кавказа за последние 10 лет, а так же анализируя результаты реализации Национального проекта по развитию АПК, приходится констатировать, что сегодняшнее сельскохозяйственное производство в республиках малоэффективно, непродуктивно и экономически невыгодно для большинства производителей сельскохозяйственной продукции, с очень трудными условиями труда и низкой заработной платой.
За годы экономических преобразований в аграрном секторе, не учитывающих в полной мере специфические условия ведения сельского хозяйства этого региона, особенности землепользования и менталитет жителей республик, произошли необратимые структурные изменения в производственном процессе сельхозпроизводителей. Естественно, на обострение проблемы оказали свое влияние и разрушение экономических связей, и потеря управляемости экономикой страны по вертикали, и несоответствие принимаемых законодательных актов в экономической сфере, и отсутствие в этих актах учета специфики и национальных особенностей каждой республики.
Особенно в этом плане сильно пострадали удаленные горные аграрные районы. В этих районах наиболее высокие темпы роста числа безработных. (по данным Госкомстата, уровень безработных уже в 1995 году составил 35%, а в настоящее время этот показатель достигает 60%). Сложилась очень напряженная ситуация, которая тяжелым бременем легла не только на республиканские бюджеты, но на плечи сельских жителей. Уровень доходов у селян самый низкий, смертность в 4 раза выше, чем в городах, особенно детская. Социальная инфраструктура сельских поселений и без того слабая, деградирует, сворачивается. Сложные условия жизни, снижение реальной заработной платы, слабая обеспеченность материально-техническими ресурсами привели к отчуждению от сельхозтруда, потере заинтересованности заниматься сельскохозяйственным производством (основное трудоспособное население республик - молодежь). Зачастую из-за коммерциализации образования, здравоохранения, убогости быта и распространения радикальных религиозных течений, молодое поколение растет недолеченное, недоученное, со слабым знанием русского языка, которому трудно адаптироваться в дальнейшей жизни.
Проведенное ранее реформирование сельского хозяйства не дало особых положительных результатов. Потеря производственного потенциала, диспаритет цен привели к еще большему ухудшению положения. За последние годы по официальным данным, совокупные цены на сельскохозяйственную продукцию возросли почти в 90 раз, а потребляемые в аграрной сфере промышленные средства производства в 520 раз. При таких условиях вряд ли новые сельхозструктуры будут в состоянии поднять сельское хозяйство, а значит, проблема занятости в сельскохозяйственной сфере долго не будет решена.
В настоящее время большие территории, ранее используемых земель, оказались заброшенными, сократились посевные площади. Характерно, что не только в Чеченской Республике, где сложилась кризисная ситуация, но и в других республиках, неухоженная земля зарастает бурьяном, происходит ухудшение состояния почв, пашни и других сельскохозяйственных угодий. Меняется состав растительного покрова сенокосов и пастбищ, кормовые угодья зарастают кустарником и мелколесьем, налицо сбитость пастбищ, загрязнение и захламление земель отходами производства и потребления, нарастает эрозия почв, опустынивание, засоление. Поэтому в результате бессистемного и неудовлетворительного использования земель за последние годы, резко снизилась и продуктивность природных кормовых угодий - сенокосов и пастбищ. На больших территориях исчезла полезная многолетняя растительность, и вместо неё растут малоценные эфемеры и сорные травы. А это резко сказывается на качестве выпаса скота и его продуктивности. Почвенный покров сельскохозяйственных угодий республик подвержен процессам водной и ветровой эрозии на площади, которая составляет более половины всех сельскохозяйственных угодий. 1/3 земель постоянно разрушается водными потоками. Существующая опасность засоления почв в результате орошения привела к тому, что уже слабо засолено более 100 тыс. га.
Военный период оказал негативное воздействие на качество почв не только во многих районах Чеченской Республики, но и в приграничных к ней регионов, прежде всего на загрязнение грунтов нефтепродуктами.
Наибольшие нефтяные загрязнения были отмечены возле объектов заправки, хранения, транспортировки горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов при авариях на объектах ТЭК. Основные причины образующихся при этом загрязнений - изношенность нефтяной инфраструктуры, особенно нефтехранилищ и топливопроводов, а также низкий уровень их технической эксплуатации.
В кризисные годы эксплуатационная дисциплина упала до самого низкого уровня, экологические требования практически перестали выполняться. На разрушение почвенно-растительного покрова значительное влияние оказало и использование тяжелой военной техники.
Большинство республик Северного Кавказа, относится к территориям с высокой плотностью населения. Средняя плотность населения составляет не менее 60 человек на 1 кв. км. Поэтому в связи с ростом населения и деградацией почв малоземелье в республиках будет усиливаться.
Следует подчеркнуть, что в результате хозяйственной деятельности человека степные сообщества в равнинной части республик почти полностью заменены агроценозами. Экстенсивное использование пастбищ приводит к деградации растительного покрова. Кроме того, отмечаются признаки остепнения и опустынивания горных лугов.
Особо следует отметить плачевное состояние многолетних насаждений. С 1991 года практически не возобновляются плантации садов и виноградников, тогда как старые, за счет интенсивной несанкционированной раскорчевки и вырубки, постоянно уменьшаются в площадях, что, конечно, сказывается на производстве продукции. Показатели урожайности и многих культур значительно ниже тех, что республики имели до 1991 года. Отмечается ежегодная невысокая урожайность зерновых культур и подсолнечника. Естественно, это связано с дефицитом азотно-фосфорных удобрений, так как за последнее десятилетие во многих сельскохозяйственных предприятиях ни минеральные, ни органические удобрения практически не вносились.
Произошло резкое убывание плодородия почвы, частичное её засоление из-за длительного использования без научно-обоснованных севооборотов, необходимого набора сельскохозяйственной техники, а также средств защиты растений. А разрушение многих водохозяйственных сетей и гидросооружений приводит еще и к другим негативным факторам.
Республики обладают значительными запасами пресной воды: по территории республик протекает около 35 тысяч больших и малых рек, расположено 4,5 тыс. озер и несколько десятков водохранилищ. Их питают ледниковые системы: насчитывается более 1400 ледников общей площадью около 1 тыс. км .
Однако, несмотря на обилие водных источников на Северном Кавказе, северные районы большинства республик испытывают недостаток влаги. Жаркое лето в сочетании с постоянными суховеями, дующими с полупустынь Прикаспийской низменности, высушивают верхние слои почвы. А скудность выпадающих осадков в летний период, диктует необходимость развития ирригационных систем для эффективного ведения сельского хозяйства в республиках.
Анализ состояния мелиоративных систем республик, являющихся крупнейшим регионом орошаемого земледелия вызывает серьезную озабоченность и свидетельствует, что органами исполнительной власти и местного самоуправления слабо проводится работа по интенсификации сельскохозяйственного производства и повышению плодородия почв. Ведь эффективность орошаемого земледелия республик напрямую зависит от оросительной и коллекторно-дренажной сети, а в настоящее время большая часть внутрихозяйственных сетей изношена и пришла в негодность. За последние 15 лет республикам не выделено ни одного рубля на восстановление оросительной сети и гидросооружений, на ремонт лотковой и коллекторной сети. Несмотря на то, что почти 85% имеющейся мелиоративной сельхозтехники выработало свой технический и эксплуатационный ресурсы и морально устарело, не приобретено ни одной единицы мелиоративной техники.
Поэтому необходимо, прежде всего, восстановить работу Алханчуртской межреспубликанской обводительно-оросительной системы - АМООС, а также Ассиновского гидроузла. Эти важнейшие гидросистемы обеспечивают ирригационный фонд (орошаемые земли) в 45 тыс. га трех республик: Осетии, Ингушетии и Чечни.    
В последнее время этими вопросами уже начали заниматься в Ингушетии: ГУП "Нестеровская", входящее в головное предприятие "Ингушмелиоводхоз". Мелиораторами этой республики была произведена полная инвентаризация и анализ состояния ирригационной системы. Специалисты констатируют, что огромный ущерб мелиоративному комплексу был нанесен передачей орошаемых земель вместе с лотковой сетью крестьянско-фермерским хозяйствам. Всего таких земель только в Ингушетии было передано 5611 га. Из 114,9 км лотковой сети сохранилось лишь 94 км, в том числе и на землях государственных сельхозпроизводителей, в результате низкой культуры сельскохозяйственного производства и нерачительного отношения к плодородию земли.
С принятием Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы" с объемом поддержки из федерального бюджета 20,9 млрд. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации - 38, 7 млрд.рублей, остается надеяться, что для восстановления дееспособности и развития деловой активности сельхозпредприятий республик Северного Кавказа, будет проводиться последовательная государственная политика стимулирования научно обоснованной агротехники и интенсивных и инновационных технологий в борьбе за высокие урожаи в ряде сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности. И тогда есть надежда, что эта непростая ситуация в республиках наконец изменится к лучшему, найдя свое отражение в действиях республиканских министерств и ведомств.
Следует отметить и то, что основные процессы экономических преобразований, происходящие в сельском хозяйстве республик этого региона, не всегда укладываются в общероссийские тенденции. Увеличение производства основных видов растениеводческой продукции почти во всех республиках происходит, в основном, за счет личных подсобных хозяйств. Их роль возросла как с точки зрения владения землей, так и в валовом производстве.
Способствует развитию личного подсобного хозяйства и дисперсный характер расселения по территории северокавказских республик. А так как многие сельские администрации (муниципальные образования) оторваны от основных районов концентрации населения, то личные подсобные хозяйства еще долго будут оставаться основным источником продуктов питания и доходов для удовлетворения социально необходимых нужд населения. Поэтому можно прогнозировать, что роль личного подсобного хозяйства, не требующего значительных материальных затрат и вложений для ведения, будет ещё долго превалировать в большинстве отраслей сельскохозяйственного производства республик Северного Кавказа.
Сравнительный анализ производства основных сельскохозяйственных продуктов на душу населения позволяет сделать вывод, что по большинству показателей произошло снижение величин, к сожалению, не только количественно, но и качественно. Техническая оснащенность труда работников сельского хозяйства чрезвычайно низка, сельскохозяйственные работы ведутся с нарушением установленных сроков и низким качеством, что, в свою очередь, естественно, приводит к значительным потерям во время уборки урожая. Такой уровень оснащенности выдвигает решение задачи технического перевооружения отрасли более качественной и производительной техникой. Ведь по сравнению с 1991 годом машинный парк в большинстве республик сократился втрое. Резко сократилась обеспеченность аграрного хозяйства тракторами, зерноуборочными комбайнами, грузовыми автомобилями. Аналогичное положение сложилось и с другой сельскохозяйственной техникой.
Следовательно, даже для хозяйств мелких товаропроизводителей, необходимо создать условия для наращивания объёмов продукции и уже тогда говорить о внедрении новых прогрессивных методов хозяйствования. С этой целью необходимо оказывать действенную помощь владельцам личных подсобных хозяйств техникой, удобрениями, семенами и другими видами услуг, с целью расширения посевных площадей и повышения уровня товарности хозяйства, роста уровня доходности, валового сбора овощей, картофеля и других видов продукции, увеличения занятости и снижения безработицы.
Приходится, к сожалению, отмечать, что, до сих пор, в республиках продовольственное обеспечение населения значительно уступает научно обоснованным нормам питания. Потребление на душу населения мяса, молочных продуктов, яиц, картофеля и даже овощей меньше норм. Поэтому, основной целью развития агропромышленного комплекса республик является максимальное удовлетворение потребностей населения в молоке и молочных продуктах, мясе и яйцах, овощах и картофеле, плодах и ягодах за счет местного производства. Кроме того, для развития перерабатывающей промышленности, прежде всего овощеконсервной, сахарной и винодельческой необходимо сырье. Улучшение продовольственного снабжения населения будет являться залогом снятия социальной напряженности, стимулирования развития других отраслей, противодействовать кризисным явлениям рыночной конъюнктуры.
Поэтому в социальном плане решение продовольственной проблемы занимает первостепенное значение. Особенно это актуально для миллионного населения Чеченской республики и республики Дагестан. Чтобы решить проблему обеспечения продовольствием населения, следует, прежде всего, преодолеть отставание в развитии агропромышленного комплекса, преломить ту отрицательную тенденцию, которая существует в производстве мяса и молока. Негативные явления на продовольственном рынке, такие как импорт продовольствия, удорожание продуктов за счет перевозок, можно преодолеть путем увеличения объемов сельскохозяйственного производства, что позволит значительно сократить закупки за пределами республик. Немаловажным фактором, стабилизирующим продовольственную ситуацию, является обеспечение потребностей городского населения и промышленных центров республик плодоовощной продукцией и картофелем.
А решение задачи обеспечения собственным продовольствием в настоящее время в республиках зависит от личных подсобных хозяйств, которые не имеют стабильной товарной основы и подвержены влиянию многих субъективных факторов.

Землеобеспеченность и земельные отношения
Землеобеспеченность в республиках Северного Кавказа значительно ниже, чем в среднем по Южному Федеральному округу. А из общей площади земельных угодий республик сельскохозяйственные угодья составляли ранее около 65%.
В настоящее время более чем 13 этих земель вообще выпала из пользования. Это связано с выходом в непригодность пахотных земель, вследствие непродуманных и спонтанно проведенных реформаторских преобразований в сельском хозяйстве, а в Чеченской республике и ряде районов Дагестана ещё и из-за проходивших военных действий. Проблему потери земель можно решить путем восстановления плодородия и введение в оборот пахотных угодий, путем рекультивации и мелиорации, за счет раскорчевки старых садов и виноградников. Для этого необходимо провести тщательное обследование многих заброшенных земель на предмет их безопасности, а также целесообразности и необходимости рекультивации и мелиорации.
Основная доля пахотных земель находится в предгорной и равнинной зонах. До недавнего времени орошаемые земли составляли около трети всей пашни. При этом в засушливой, затеречной зоне ведение сельскохозяйственного производства без орошения практически невозможно. Введение в оборот вышеназванных площадей, интенсификация сельскохозяйственного производства, внедрение новых высокоурожайных, районированных сортов плодовых и овощных культур, позволят значительно увеличить производство сельскохозяйственной продукции
В настоящее время в сельскохозяйственном производстве большинства республик еще не завершены окончательно структурные преобразования, однако уже сформировались основные три типа хозяйств: государственные унитарные предприятия - госхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства. Таким образом, за счет значительно сокращенного государственного сектора, в результате институциональных преобразований, складывается многоукладное агропромышленное производство, где доминирующее положение стало занимать частное предпринимательство.
Сложность и специфика экономических отношений сельскохозяйственного производства в рыночных условиях, особенно в ценообразовании и производстве сельхозпродукции, заставляет товаропроизводителей максимально учитывать спрос на продукцию, повышая её качество и ассортимент, то есть заниматься маркетинговой деятельностью. Что представляет собой деятельность по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, а также оказанию услуг и созданию соответствующих инфраструктурных институтов. Особенности развития предпринимательства в сельском хозяйстве обусловлены спецификой этого сектора экономики: использованием земельных участков различного плодородия; высокой ресурсоемкостью сельскохозяйственного производства; более высоким риском предпринимательской деятельности в связи с большой зависимостью аграрного производства от природно-климатических условий. Кроме того, ликвидация системы госзаказа привела к тому, что товаропроизводителям приходиться самим искать рынки сбыта, преодолевать трудности организационного, технологического и психологического характера, менять логику мышления, исторические и национальные традиции, что особенно трудно и непривычно для менталитета горских народов Северного Кавказа.
Низкая эффективность сельскохозяйственного производства, сложная и долговременная переориентация хозяйства с одного вида сельскохозяйственной деятельности (продукта) на другой; сочетание производства продукции растениеводства и животноводства с ее переработкой и мелкооптовой (часто и розничной) реализацией; приводит к резкой дифференциации сельхозпредприятий по финансовому состоянию.
Так как прибыль предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сельскохозяйственном производстве, в целом ниже, чем в других отраслях:
    ярко выраженная сезонность производства,
    невыгодные перспективы кредитования предпринимателей под будущий урожай и неприемлемые для сельскохозяйственных предпринимателей условия (высокий банковский процент, графики погашения ссуды нескорректирован с учетом получения продукции, и др.),
то только небольшая часть хозяйств является финансово устойчивой и наращивает объемы производства. Остальная (самая значительная) часть сельхозпроизводителей неплатежеспособна, закредитована, материально-техническая база их хозяйств разрушена. Что и является основой негативного отношения основной массы сельских жителей, как к сельскохозяйственному труду, так и к предпринимательству.
Сельское хозяйство республик Северного Кавказа входило в кризисное состояние более плавно, чем другие сектора экономики, поскольку в этой отрасли падение производства замедлялось действием естественных факторов воспроизводства. Тем не менее, даже в Карачаево - Черкессии, которая отличалась одним из лучших показателей по сельскому хозяйству в стране, объемы аграрного производства по сравнению с дореформенным периодом снизились в несколько раз.
Проведенный анализ формирования аграрных отношений по республикам Северного Кавказа показывает, что развитие земельных отношений и превращение земли в экономический фактор производства требует применения неоднозначных, подчиненных менталитету и логике горских отношений, системы целенаправленных мер как со стороны органов местного самоуправления, так и республиканских ведомств. Необходимо выработать региональную нормативно-правовую базу по формированию земельных отношений в республиках с учетом особой специфики земельных отношений в каждой республике и требований федеральных законов.
Историческая справка:
Не является секретом тот факт, что у всех народов Северного Кавказа издревле в отношении права собственности на землю основой являлось родовое владение землей. Даже в "советский" период это правило в той или иной пропорции сохранялось. Пахотные участки, принадлежавшие отдельным семьям, и находившиеся в наследственном владении отдельных крестьянских дворов, у горцев все-таки не считались окончательно ушедшими из рук рода, как такового, а приусадебные места и приложенные к ним участки оставались за каждым двором без жребия. Выгоны, летние пастбища, дороги и неудобные места находятся в общем пользовании всех домохозяев, входящих в состав одного и того же рода, даже если они живут в разных селениях. Сверх того, каждый домохозяин вправе по снятии урожая пасти скот на всех землях, принадлежащих членам его рода. Еще совсем недавно землевладение представляло любопытное сочетание племенной, родовой и нераздельно-семейной собственности. Леса стояли в общем владении всего народа. Пастбища были разделены между родами, пахотные же земли оставались помимо всяких переделов, в наследственном обладании нераздельных семей на началах старо-заимочного землевладения. В горах же преобладающее значение горного животноводства (скотоводства), вместе с редкостью населения, делало возможным безграничное господство системы пользования. "Ахо" или заимка, предполагающая корчевание леса, возникла помимо всякого разрешения с чьей бы то ни было стороны. Подобные формы землевладения можно было наблюдать в Кабарде и Дагестане, где различались следующие виды землевладения: 1) общественное, 2) мюльки, земли, расчищенные из-под леса и являющиеся собственностью тех, кто эту расчистку произвел, 3) ятаги, или кутаны бекские. Остатки родовых прав видны, например, из того, что в случае, если какая-либо семья продавала участок, находящийся в ее владении, членам другой семьи этого рода принадлежало преимущественное право его купить. Сохранился пережиток родовой собственности и в порядке наследования земли. Горцы не знали завещания. Имущество переходило по мужской линии. Если нисходящих родственников не было, то наследовали боковые. Но за пределы рода имущество выйти не могло. После уборки урожая на участке, принадлежащем одной семье, вся родовая община была вправе пасти свой скот. Для запашки земель отдельные мелкие хозяйства членов одного и того же рода объединяли свой инвентарь и по очереди работали на каждого. У всех горцев Северного Кавказа был распространен обычай помогать всем родом, или всем аулом друг другу при постройке дома, при спешной уборке хлеба и т.д. У карачаевцев этот обычай назывался "маммат", у осетин - "циу", у чеченцев "белхи". Наконец, даже индивидуальные сельхозработы часто подлежали регулированию общины. Например, начало сенокоса определялось общиною. Там, где применялся севооборот, он устанавливался каждый год под решением общины. Также община регулировала пользование лесом, пастьбу скота и охрану животных.
Хотя у чеченцев сословия окончательно не сложились, классовая дифференциация общества все-таки проявилась. С довольно отдаленных времен в Чечне и Ингушетии можно было наблюдать процесс распада родов на большие семьи различного имущественного достатка. Более зажиточные и многолюдные семьи занимали участки, очищали их от леса, наносили землю на скалы и обращали такие заимки в свою собственность. Право частной собственности на разработанные лесные участки появилось гораздо позже, вытекая из права общины на участок земли, который предоставляется в вольное пользование, но был сплошь покрыт, непроходимыми зарослями колючего кустарника. Заимка этого участка ограничена, сделавший ее получает только право продолжительного пользования расчищенной из-под кустарника землей, а не право владения ею, как полной собственностью. Затем заимки со временем превращались в собственность. А так как производили заимки более мощные роды, патронимии, задруги, имевшие большее количество рабочих рук и скота, то заимка стала одним из факторов имущественной дифференциации. "Слабые" фамилии закладывали "сильным" участки своей земли, получая взаймы хлеб, скот, одежду и т.д.)
Исходя из данных особенностей, основа которых сохранилась до наших дней, в сельской местности при администрациях и муниципалитетах необходимо создать земельные комиссии для организации работы по осуществлению земельной реформы. Только им под силу будет справиться с задачей выявления исторических предпосылок в хозяйствовании каждого землепользователя, установление неиспользованных или нерационально используемых земель и создание фонда для выделения земельных участков. Одним из главных условий будет оформление права на пользование землей, регулирование арендных земельных отношений и выработка системы земельного налогообложения для каждой республики или даже района. Необходимы срочные действия для упорядочения прав на землю, по постановке на кадастровый учет, а также юридическая регистрация прав и сделок, которая до сих пор нормативно урегулирована не в полной мере.
В силу ряда причин, которые связаны с избытком трудовых ресурсов, довольно высокой плотностью населения, а также исторически сложившейся ментальности горского населения республик Северного Кавказа предлагается оставить землю в собственности государства. По мере развития земельных отношений, перехода к формированию многообразия форм собственности на землю предполагается передача определенной части земли в собственность тем хозяйствующим субъектам, которые эффективно используют землю, а остальную часть рекомендуется передавать в долгосрочную аренду через органы местного самоуправления.
В настоящее время в республиках в соответствии с Земельным Кодексом РФ и с учетом принятия Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на новом этапе формирования стратегического направления "Развитие АПК", необходимо в ближайшей перспективе закончить формирование нормативно правовой базы регулирования земельных отношений с учетом специфики каждой республики.
Для снятия социальной напряженности и формирования эффективного аграрного сектора все эти положения необходимо закрепить в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих все земельные отношения на территориях республик. Выполнение же контрольных функций должна осуществлять целая система специальных структур (Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, Министерства сельского хозяйства и др.).
Необходимость контрольных функций для урегулирования земельных отношений в настоящее время вызвана еще и тем, что после распада колхозов и совхозов более 25 % пахотных угодий было захвачено самовольно, часть земельных угодий была отдана решением местных органов самоуправления без соответствующего юридического оформления. Здесь приходится еще и говорить о том, что значительная часть этих земельных угодий не обрабатывается и приходит в запустение. Поэтому необходимость проведения в республиках инвентаризации всех земельных угодий, всесторонний критический анализ рентабельности и необходимости существующих форм сельхозпредприятий (госхозов, КФХ, сельхозкооперативов) должна диктоваться не только эффективностью их производственной деятельности, но и требует решения о дальнейшем их существовании в перспективе.
Хочется отметить, что земельная реформа, проходившая во всех субъектах Российской Федерации, практически не затронула Чеченскую Республику, поэтому у Правительства республики и Министерства сельского хозяйства есть реальная возможность учесть те ошибки, недочеты и результаты, которые проявились в ходе этой реформы в других республиках и регионах.
Когда писалась Концепция восстановления и развития Чеченской республики до 2010 года, уже тогда её авторами предлагалось, что земли сельскохозяйственного назначения должны принадлежать исключительно государству и все, ранее незаконно используемые земли, необходимо вернуть во владение государственным органам, а сельскохозяйственным предприятиям земля должна быть передана только в аренду. Поэтому естественно, первыми шагами к переходу на многообразие форм собственности на землю; должно быть создание современной системы управления земельными ресурсами на основе объективных данных государственного земельного кадастра и мониторинга земель с утверждением границ населенных пунктов, с учетом их перспективного развития.
Во всех республиках Северного Кавказа срочно требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовой и методической базы для реализации организационно-экономического механизма регулирования земельных отношений.
А пока отсутствие однозначных, подчиненных единой логике механизмов регулирования земельных отношений, в условиях земельного дефицита, может служить поводом для открытых межэтнических столкновений.
Приходится отмечать и то, что одним из факторов, влияющих на общественно-политическую ситуацию в республике Дагестан, является фактор внутренней миграции населения из горных районов на плоскостные территории. Вследствие этих миграционных процессов обострился другой фактор нестабильности - земельный вопрос, проблема равнинных земель отгонного животноводства (кутаны). В результате невнятного правового статуса этих земель, отсутствия нормативной базы по упорядочиванию землепользования и хозяйственного освоения кутанных земель здесь развивается процесс, не связанный с первоначальной целью (запрещенная постройка индивидуального жилья и коммерческих объектов). В условиях земельного дефицита возникшая ситуация может привести к непредсказуемым последствиям.
В Кабардино-Балкарской Республике земли в 2003 году, Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики, переданы в собственность органов местного самоуправления, которые были наделены правом сдавать их в аренду. Приватизация была отложена на 49 лет. И эта мера оказалась неэффективной, поскольку из-за высокой арендной платы (в 2-3 раза выше, чем в других субъектах ЮФО) тысячи гектаров земли остались невостребованными и невозделанными. При этом положение сельского населения республики стало особенно тяжелое. Безработица в ряде горных районов достигает 90 процентов. Нарушив вековой уклад и традиционные формы бытия, в законодательном порядке были переданы в постоянное (бессрочное) пользование государственным унитарным предприятиям пастбища государственного земельного запаса горных районов, с правом предоставления этих земель в аренду местным администрациям. А это окончательно лишило жителей этих районов практически всех их летних и зимних пастбищ.
Усиливает межэтническую конкуренцию в республиках проблема утверждения границ муниципальных образований, отсутствие их картографического описания в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.
Сложная обстановка складывается в Республике Ингушетия в отношении проблем выделения земельных участков, особенно под частное строительство. Заявления о выделении земли не рассматриваются с 1998 года. Почти 3/4 населения Ингушетии проживает на 10% территории - в Сунженской долине и прилегающих участках, где плотность сельского населения превышает 600 человек/кв. км. Это максимальный для России показатель. Вся 40-километровая долина р. Сунжи от границы с Северной Осетией до границы с Чеченской республикой представляет собой сплошное застроенное пространство. Такая ситуация типична для многих республик северокавказского региона.
Но существует и еще одна опасность, угрожающая не только безопасности республик Северного Кавказа, но и России в целом. Сегодняшние ГУПы и МУПы, получившие право распоряжаться и сдавать в аренду участки земли в ближайшем будущем, скорее всего, будут акционированы и перейдут на правах собственности во владение акционерных обществ. Здесь и таится опасность: ведь собственник сам вправе будет решать проблему использования, сдачи в аренду земли, разработки ее недр. А разрабатывать здесь есть что. Регион располагает разнообразными полезными ископаемыми. На его территории выявлены месторождения природного газа, нефти, железных, молибденовых, вольфрамовых, медных, свинцово-цинковых, апатитовых руд, золота, серебра, сырья для производства цемента, стекла, мрамора и других строительных материалов. В предгорьях и горных районах Северокавказских республик было сосредоточено более 40% разведанных на конец 80-х годов XX века свинцово-цинковых, вольфрамо-молибденовых запасов руд. А по добыче вольфрамомолибденового сырья регион занимал третье место в СССР. Наличие спроса на эту продукцию позволяет положительно оценить перспективы развития цветной металлургии в республиках, особенно в случае внедрения прогрессивных технологий, обогащения и металлического передела. Однако отсутствие ассигнований более двадцати лет для развития геологоразведочных и буровых работ, закрытие подготовительных работ для перехода к подземной отработке богатых скарновых руд приводит сегодня к тому, что на уровне Правительств Республик принимаются решения о закрытии предприятий в связи с экономической неэффективностью. Между тем, в республиках утверждены программы развития социальной и экономической сферы, где на этих землях, а именно в районах залегания так нужных стране полезных ископаемых, планируется создание рекреационных и туристических баз с частными владениями. Анализ материалов печати и различных публикаций по теме земельных отношений в республиках и исследования автора показали, что до сих пор четко не отработан рыночный механизм регулирования земельных отношений и экономических условий для реализации конституционных прав субъектов на владение, пользование и распоряжение, имеющейся в собственности или в аренде, землей.
Чернозем - основной экономический потенциал республик Северного Кавказа. Однако объем залоговых средств в сельскохозяйственном производстве еще мало включает земельные ресурсы. Хотя в республиках проведена предварительная кадастровая оценка, но очень трудно идет вовлечение земельных участков в экономический оборот, не говоря уже о создании регулируемого земельного рынка и его инфраструктуры;
В настоящее время в структуре занятости сельского населения республик пока главную роль играют ЛКХ и КФХ, которые образовались на базе арендных отношений земли у госхозов, в силу их распада и слабости. Поэтому в самое ближайшее время в сфере сельскохозяйственного землепользования необходимо развитие нормативно-правовой базы арендных отношений.
С целью дальнейшего развития земельной реформы, создания системы земельного законодательства, развития земельного рынка и его инфраструктуры, в ряде республик (Адыгея, Северная Осетия- Алания) разработана и принята республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы".
Проведение государственной политики в области развития АПК требует дополнительной разработки и принятия нормативно-правовых актов, которые позволят сформировать целостную систему республиканского аграрного законодательства и устранить пробелы и противоречия действующего. Учитывая это, разработка республиканских законодательных нормативно- правовых актов должна осуществляться в рамках обновления федеральной законодательной базы функционирования АПК. Особенно это касается системы земельно-ипотечного кредитования, которое проводится поэтапно: от запуска системы в пилотном режиме ОАО "Россельхозбанком" кредитования сельхозпроизводителей под залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения до расширения системы на всю страну.
Основные направления земельной политики и дальнейшее развитие земельных отношений на территории республик и в целом по Российской Федерации должны определяться федеральными законами: Земельным кодексом Российской Федерации, "О разграничении государственной собственности на землю", "Об оценке земли", "О плате за землю" (новая редакция), "О государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота сельскохозяйственных земель".
Необходимо значительно ускорить предоставление льготных кредитов фермерским хозяйствам и гражданам, ведущим личное подворье. Перед сельскохозяйственными товаропроизводителями вне зависимости от их размеров остро стоит проблема нехватки средств для собственного развития. Использование механизмов ипотеки может способствовать решению этой проблемы. Поэтому в ближайшем будущем наиболее эффективным средством привлечения инвестиций в сельское хозяйство может стать залог земли. Большую роль здесь будет играть Закон "О залоге (ипотеке) земель сельскохозяйственного назначения" и утвержденная на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту "Развитие АПК" при Совете при Президенте Российской Федерации "Концепция системы земельно-ипотечного кредитования".
По мере формирования полноценного рынка земли, преимущество залоговых отношений станут все более очевидными и будут способствовать привлечению в агропромышленное производство внебюджетных финансовых ресурсов, одновременно повышая уровень финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий, крестьянско-фермерских хозяйств и их инвестиционную привлекательность.
В целях создания нормативно-правовой базы по залогу земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время осуществляется разработка федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования земельно-ипотечных отношений в сельском хозяйстве", который станет важным условием создания целостной системы земельно-ипотечного кредитования в АПК. А это будет способствовать укреплению и развитию кредитно-финансовой системы АПК республик и их регионов, а также формированию реальной стоимости земель сельскохозяйственного назначения и вовлечения их в реальный экономический оборот. В дальнейшем эта система начнет работать на расширение возможностей доступа сельхозпроизводителей к дешевым и долгосрочным кредитам для развития сельскохозяйственного производства и улучшению социально-экономических условий в сельской местности. Социальное преобразование села связано с обеспечением нормальных условий для жизнедеятельности сельского населения.
Формирование сельской социальной инфраструктуры должно базироваться на принципе: нормы потребления социальных благ постепенно должны уравниваться для городских и сельских жителей. Сельскохозяйственные предприятия, сохранившие на своем балансе объекты социальной и инженерной инфраструктуры, должны иметь налоговые льготы или получать из местного бюджета компенсации для возмещения издержек в объеме нормативных затрат. А важнейшей задачей социально-экономической политики в аграрном секторе станет создание необходимых условий для эффективной занятости населения и обеспечение предприятий рабочей силой.
Для решения задач по социальному развитию села необходимы следующие меры:
    -повышение инвестиционной привлекательности сельских территорий за счет развития отраслей агросервиса, производственной и социальной инфраструктуры, поддержки дорожного и водохозяйственного строительства, транспорта, связи, торговли, электрификации и газоснабжения стимулирования развития рынка услуг в сельской местности.
    -перепрофилирование предприятий, продукция которых не находит рынков сбыта, на производство товаров имеющих спрос; максимальное использование местных ресурсов при создании новых рабочих мест. Производство лечебных и профилактических препаратов и оздоравливающих продуктов на основе местного сырья растительного, животного и минерального происхождения для потребления в регионе и за его пределами.
К тому же резервом для организации новых землепользований различного целевого назначения могут быть земли запаса. Уже давно назрела необходимость обеспечения сельскохозяйственного производства на основе проектов эколого-ландшафтной организации территории землепользования, в которых должны быть отражены все возможные аспекты влияния технологических процессов на почвенный покров. Все проекты должны предусматривать оптимальную структуру земельных угодий с соотношением, обеспечивающим устойчивое развитие, предполагающее улучшение, восстановление, а если это необходимо, то и консервацию земель.
Необходимо возродить посадки лесных полос и залужение сильно эродированных земель. Пашня и многолетние насаждения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и республик должны быть вовлечены в хозяйственный оборот в основном через аренду.
Кроме того, организациям и гражданам земли должны предоставляться на праве пожизненного наследуемого владения и на праве пользования.
Наряду с реформированием земельных отношений в республиках должна идти работа по активному созданию системы государственного земельного кадастра - главного инструмента поддержки прав на землю и недвижимость (особенно после принятия Федерального закона "О государственном земельном кадастре"). Государственный земельный кадастр станет важным направлением работы по созданию информационного обеспечения государственного управления земельными ресурсами, контроля по охране и использованию земель, государственной регистрации прав на земельные участки, землеустройства, экономической оценки земли, установления обоснованной платы за землю. Государственная автоматизированная система земельного кадастра республик будет способствовать созданию, как современной многоцелевой информационной инфраструктуры, так и регулированию земельных отношений, поддержки земельного рынка, оперативного контроля над эффективностью хозяйственного использования и оборота земель.
В ближайшее время в республиках необходимо реализовать Программу создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра. В соответствии с этой Программой и ведутся работы по инвентаризации земель городов, сельских населенных пунктов и межселенных территорий области, одной из целей которых является подготовка предложений по рациональному использованию земельных ресурсов.
В целях сохранения и рационального использования земель, необходимо обеспечение управления земельными ресурсами в части организации систематического изучения состояния земель всех категорий. Важной составляющей этого аспекта, являются работы по обследованию малопродуктивных сельскохозяйственных угодий и разработке программы их использования.
Республиканским органам власти и местного самоуправления необходимо вести ознакомительную кампанию и просветительскую работу о возможностях собственников земли: условиях для оформления, ускоренной и упрощенной регистрации прав собственности на земельные участки или их аренду.
Продолжая работы по эффективному включению земель в экономический оборот, реформированию земельных отношений, в том числе по разграничению государственной собственности на землю, приватизации земельных участков и регистрации прав собственности на землю, необходимо подготовить и передать в налоговые органы Оценочные описи по земельным участкам, которые позволят сформировать налоговую базу территории республик.
Кроме того, необходимо провести работы по разграничению государственной собственности на землю и приватизированных земельных участков.
Все работы должны проводиться в рамках реализации мероприятий по ФЦП "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2002-2007гг.", выполнение которой предусматривает финансирование за счет средств бюджетов всех уровней.
В целях дальнейшего совершенствования арендных отношений необходимо разработать новый проект постановления Правительств республик Северного Кавказа об аренде земель.
В соответствии с Земельным Кодексом РФ и с учетом принятия Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предстоит осуществить формирование нормативно правовой базы регулирования земельных отношений с учетом специфики республик, направленной на:
    повышение эффективности использования земли, разработка программ использования малопродуктивных земель;
    становление рынка земли и недвижимости,
    развитие ипотеки земли,
    создание автоматизированной системы информационного обеспечения земельного рынка
    удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования;
    переход к многообразию форм собственности на землю;
    создание рыночного экономического механизма регулирования земельных отношений и охраны земель;
    совершенствование нормативно-правовой и методической базы для реализации организационно-экономического механизма регулирования земельных отношений;
    создание реальных условий для реализации конституционных прав субъектов земельных отношений на владение, пользование и распоряжение землей;
    вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого земельного рынка и его инфраструктуры;
    создание современной системы управления земельными ресурсами на основе объективных данных государственного земельного кадастра и мониторинга земель.
В ходе вышеупомянутых аграрных преобразований, значительно возрастает экономический и социальный статус личных подсобных хозяйств населения. А развитие этой категории хозяйств становится в определенной степени стабилизирующим фактором социально-экономической ситуации в республиках.
Учитывая социальную и экономическую значимость ЛПХ, необходимо осуществить включение ЛПХ в сферу государственной аграрной политики, в информационную и статистическую систему АПК, в систему государственного племенного, ветеринарного, агрозоотехнического и инженерного обслуживания.
Это будет способствовать обеспечению занятости и повышению уровня жизни сельского населения, воспроизводству трудовых ресурсов в сельской местности, возрождению сельскохозяйственного производства.
Переход к рыночной экономике диктует и необходимость принципиальных изменений в подходах к кадровому обеспечению аграрного сектора. Преобразования в АПК следует начинать с подготовки кадров, хорошо знающих законы рынка, умело ориентирующихся в складывающейся обстановке, способных переходить к современным технологиям, обладающих предпринимательскими навыками.

Список Литературы:
1. Анализ и оценка современной социально-экономической ситуации в Чеченской Республике. Доклад. Государственное научно-исследовательское учреждение "Совет по изучению производительных сил" (СОПС). Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный институт градостроительства и инвестиционного развития" (ГИПРОГОР). Научные руководители: председатель СОПС, академик РАН А.Г. Гранберг., генеральный директор ГИПРОГор М.Ю. Грудинин. Москва - 2004
2. Авторханов А.И. Пути возрождения горного животноводства Чеченской республики. Роль агропромышленного производства в социально-экономическом развитии Чеченской республики. Доклады на научной Всероссийской конференции, Москва. 19-20 апреля 2005 года. Материалы конференции. Институт этнографии и антропологии им. Миклухо-Маклая.
3. Арцибашев А.Н., Марчук Г.И., Яблоков А.В. и др. Экологическая альтернатива. М.: Прогресс, 1990, 800 с. ".
"Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов" от 16.06.97 г. No718.
Разработка порядка и требований, регламентирующих экологические вопросы передачи военных территорий (объектов) в гражданское пользование в ходе сокращения ВС РФ " .Отчет , ФЦГС , М., 2000.
4. Гордеев А.В. О сочетании и неотложных мерах по стабилизации и развития АПК. Научные труды Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве. М., 2000. т.2
5. Гранберг А.Г. Современная ситуация и перспективы социально-экономического развития Чеченской республики. Доклад на Всероссийской научной конференции. Материалы конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. Институт этнологии и антропологии им . Миклухо-Маклая. Комплексный НИИ РАН.
6. Г. З. Анчабадзе .В А Й Н А Х И. Редактор: Н. В. Гелашвили. ТБИЛИСИ, 2001 год
7. Кадыров А.А. Этнополитическая специфика чеченского региона: историко-социологический анализ/ А.А. Кадыров. -М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. -60с.2. Социально-экономические процессы на Юге России в январе-сентябре 2005 г. : Информ.-аналит. материал по Юж. федер. окр./ Ростовстат. -Ростов н/Д, 2005. -343 с.: табл
8. Социально-экономические процессы на Юге России в январе - марте 2004 года : Информ.-аналит. материал по Юж. федер. окр./ Госкомстат России; Рос. обл. ком. гос. статистики. -Ростов н/Д, 2004. -312 с.

9. Южный федеральный округ, 2004: Социально-экономические итоги : Информ.-аналит. материал/ Федер. служба гос. статистики; Федер. служба гос. статистики Рос. Федерации. -Ростов н/Д, 2005. -325 с.

10. Чеченская республика и чеченцы. История и современность. Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года (отв. Ред. Х.И.Ибрагимов; В.А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая; Комплексный НИИ РАН, г. Грозный - М : Наука, 2006 г.
11. Чечня: от конфликта к стабильности: Проблемы рекострукции/ Отв. ред.: Гакаев Д.Д., Яндаров А.Д.; Ин-т этнологии и антропологии РАН, Фонд гуманитар. содействия Чечен. Респ. -М.: Фонд гуманит. содействия Чечен. Респ., 2001. -277 с.

12. Современное положение Чечни: социально-политический аспект : Сб. науч. ст./ Отв. ред.: Черноус В.В.; Центр систем. регион. исслед. и прогнозирования ИППК при РГУ. -Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. -122 с. -(Южно-российское обозрение; Вып.4)

13. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте: Этнография чеченской войны/ В.А.Тишков; Ин-т этнологии и антропологии. -2-е изд., испр. -М.: Наука, 2003. -551 с.

14. Национальная и региональная безопасность на Юге России: новые вызовы : Сб. науч. тр./ Отв. ред. В.В. Черноус; Центр. систем. регион. исслед. и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПРИ РАН, Ассоц. по комплекс. изучению рус. нации. -Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. -163 с.. -(Южнороссийское обозрение; Вып.14)
15. Проблемы безопасности на Кавказе/ Науч.-координац. совет по междунар. исслед. МГИМО (У) МИД России. -М., 2005. -24 с.. -(Аналитические записки/ Науч.-координац. совет по междунар. исслед. МГИМО (У) МИД России; Вып. 1(3), янв. 2005)

16. Строев Е. Переход к многоукладной экономике - стратегия реформирования АПК. Экономика. Управление. 1994 год. No 1

17. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ" Принят Государственной Думой 26 июня 2002 года Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

18. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ" Принят Государственной Думой24 ноября 1999 года Одобрен Советом Федерации23 декабря 1999 года (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 30.06.2006 N 93-ФЗ)
19. Земельный кодекс РФ Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года.

20. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ от 17.07.2001 г. No 101-ФЗ "О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ"
21. 17 июля 2001 года N 101-ФЗ
22    нтернет-конференция руководителя Федеральной службы земельного кадастра России Сая Сергея Ивановича http://viperson.ru/wind.php?ID=349758&soch=1


Опубликована в журнале Региональная экономика. Теория и практика", No15, 2007 г.

Viperson

Док. 410455
Перв. публик.: 26.12.07
Последн. ред.: 20.10.10
Число обращений: 479

  • Липина Светлана Артуровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``