В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В журнале `Экономика и менеджмент` вышла статья Первого заместителя генерального директора РТРС Алексаедра Калина `О пережитках, цифровом неравенстве и глобальном мобильном информационном обществе Назад
В журнале `Экономика и менеджмент` вышла статья Первого заместителя генерального директора РТРС Алексаедра Калина `О пережитках, цифровом неравенстве и глобальном мобильном информационном обществе
Эфир или кабель? Особого свойства вечный спор. Похоже, однако, ни одна из технологий пока не получила гаран&-тий победы.

Спорят почти о том же и вдали от родных осин. Это не мешает расти со&-обществу великих башен мира, достой&-ным участником которого является и наша Останкинская. Скоро в Нью-Йорке, еще недавно обеспеченном кон&-тентом на уровне лучших мировых стандартов, появится новая телебаш&-ня. Тем временем Intel объявил почти крестовый поход во славу беспровод&-ных технологий и для пущего РК сде&-лал даже из акрила Wi-Fi-кресло.

Но предмет спора лидеров информа&-ционных технологий (ИТ), с одной стороны, п апологетов беспроводных ТК - с другой, о месте жизни мульти&-медийного контента в глобальном мо&-бильном информационном обществе еще более продвинут. Кто победит: портативная мультимедийная станция, в которую превращается РС, или многостандартный терминал, выращенный из мобильника?

Заметим, что при этом подразумева&-ется, что и ТВ растворится в цифровом потоке и обречено на вымирание. Оста-вим, однако, данное суж&-дение на совести радика&-лов от мобильных мульти&-медиа: -многофункцио&-нальный телевизор с жест&-ким диском - вот лепта сторонников ТРВ. Споры будут продолжаться, а тех&-нологии - согласно закону Мура - развиваться. Каж&-дая из них займет свое, в смысле позиционирования, место на рынке. И цифра, как новый великий урав&-нитель, лет через несколь&-ко объединит возможности технологий и потребности пользователей в одном устройстве. Похоже, все будет как в прошлый раз при переходе к цвет&-ному телевидению, только в этот раз на поле электронных коммуникаций.

Печально другое. Разница между нашими маргинальными битвами и ду&-элями в эпицентрах цифровой револю&-ции лишь оттеняет наше устойчивое отставание и цифровой разрыв между лидерами и Россией в технологиях и культуре индустрии электронных ком&-муникаций. (Именно такое название постепенно вводится в Европе для еди&-ного поля ТРВ, ТК, ИТ и части сферы развлечений.).

Поговаривают, что мы отстали на&-всегда. Наверное, и это РК. К тому же отставание уже значительно меньше, нежели бывало рапсе. Например, газе&-ты и Италии появились в XVI в., а в России "Ведомости" напечатали в XVIII в. (питерские, конечно).

По оценке Международного союза электросвязи (декабрь 2003 г.), Рос&-сия занимает 62-е место в мировом рейтинге доступа к цифровым техно&-логиям (13 млн РС, 38 млн мобильных телефонов, 95 млн аналоговых ТВ-приемпиков), располагаясь после Маврикия и перед Мексикой. Порту&-галия - 32-е место.

Объем всех услуг связи и информа&-тики в России вырос в 2003 г. более чем па 40% и превысил $13 млрд, что составляет, однако, только 2% ВВП (у лидеров - порядка 10%). Услуги те&-лерадиовещания в этих 2% занимают менее 4% (у лидеров - те же 10%). Итого услуги связи в области ТРВ со&-ставляют в России менее 0,08% ВВП, то есть раз в 15-20 меньше, чем у ли&-деров. Вспомним, что и ВВП па душу населения в 3-5 раз меньше.

Таким образом, россияне, и без того не избалованные доходами, еще беднее в области информационного обеспече&-ния. Картина практически не изменит&-ся, даже если учесть доходы россий&-ских телерадиокомпаний (около $2 млрд). Даже Москва, один из самых дорогих городов мира, имеет сегодня порядка 10 Wi-Fi hot-spot, тогда как в Эстонии (28-е место) они есть почти на каждой бензоколонке.

Но, как говорится, это горе, но не беда. Л беда в том, что мы пытаемся то ли догнать, то ли обогнать ли&-деров старорежимными средствами, которые пере&-стали работать еще во вре&-мена СССР. Например, адекватны ли вызовам Гло&-бального мобильного ин&-формационного общества паши программы "Элек&-тронная Россия" и "Элек&-тронная Москва" или это уже управленческие пережитки?! Может быть и пе пережитки, по по части адекватности вызовам времени и эффективности го&-сударственного управления они рож&-дают большие сомнения. Рекламный слоган глобального мо&-бильного информационного общества в ипостаси ubiquitous world с1 гениален и прост: "Любой контент. Везде. Всегда. Всем. На любые терминалы". Конеч&-но, это тоже РК и весьма амбициоз&-ный, по реальный.

Возникает вопрос: "А оно нам на&-до?" На Западе проекты уже есть, и технологии почти псе есть. Дело за тем, чтобы найти успешные бизнес-модели. Здесь возможны варианты -от "убедить потребителей взять на се&-бя доступные затраты па терминалы и услуги" до "раздать терминалы бес&-платно, а заработать на услугах".

В последнем случае через какое-то время кто-то - либо Сорос (опти&-мизм), либо China Mobile (пессимизм) -раздадут населению бывшей России карманные терминалы для серфинга в глобальном океане мультимедийного контента. И это не фантастика, а ответ на поставленный вопрос и вариант вполне с очевидными последствиями. Уважаемые коллеги операторы и ве&-щатели, вас уже посчитали! Процесс пошел.

Грезы "Электронной Москвы" в об&-ласти медиа на 2010 г. полностью во&-площены в Милане в 2002 г. В Фин&-ляндии работает опытная зона IP-DVD-вещапия, а осенью 2004 г. нач&-нется вещание ТВ-программ па мо&-бильные терминалы, в Японии - в 2005 г. В Гонконге такая сеть уже дей&-ствует. Южная Корея в марте этого го&-да запустила спутник для обеспечения мультимедийного DМВ-вещания непо&-средственно па мобильные терминалы, широкополосный доступ уже имеют более половины населения, а 90% сту&-дентов с помощью мобильных телефо&-нов выходили в Интернет.

Мы переругиваемся между собой и завидуем Западу, прикидывая, когда догоним Португалию, а Запад, за ис&-ключением Скандинавии (1-3-е, 5-е место), завидует Южной Корее (4-е место).

Нам надо меньше ругаться и зави&-довать. Пережитки не в башнях, а там, где, по М.А. Булгакову, начина&-ется разруха. Операторам электрон&-ных коммуникаций России давно по&-ра объединяться для того, чтобы стать катализатором структурной пе&-рестройки экономики и запуска ради&-кального роста рынка услуг элек&-тронных коммуникаций и его доли в ВВП. Растущий рынок услуг элек&-тронных коммуникаций - это игра с "не нулевой суммой". Выиграть мо&-гут все, хотя и по-разному, как и по&-ложено в обществе тотальной конку&-ренции.

Некоторые пункты общей "повестки дня" можно назвать сегодня:

- амбициозные и эффективные предложения власти по структурной перестройке экономики;

- гениальные маркетинговые ходы класса "Проблема 2000 г." и другие средства-ускорители роста объемов рынка;

- эффективные решения но переходу российского ТВ на цифровые стандарты;

- решительное снижение административных барьеров и поборов в области частотного регулирования и лицензи&-рования операторов и вещателей, предусмотренных законодательством о связи и СМИ;

- участие россиян в крупнейших международных проектах, таких как DRM, DAB/DVB, DVB-X, ЗGРР, ЗGРР2, СISMUNDUS, WIMUS, СОNFLUENT, ВRОАDWAN, еtс;

- общие бизнес-проекты, объединяющие усилия операторов ИТ, ТК и ТРВ, способные создать рынок общедоступ&-ных мультимедийных технологий.

И давно пора перестать культивиро&-вать комплекс национальной неполно&-ценности. Надо, объединив усилия го&-сударства и общества, заняться разви&-тием конкурентоспособности, формиро&-ванием внутреннего рынка и производ&-ства, созданием новой информацион&-ной культуры, стимулированием роста потребности в услугах средств элек&-тронных коммуникаций.

Операторы и провайдеры электрон&-ных коммуникаций, объединяйтесь! Или проиграете!


http://www.rtrs.ru/interview.asp?view=13308


06.05.2004


Док. 409649
Перв. публик.: 06.05.04
Последн. ред.: 24.12.07
Число обращений: 396

  • Калин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``