В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Клепач: Фонд для изменения облика российской экономики Назад
Андрей Клепач: Фонд для изменения облика российской экономики
Андрей Николаевич, в какой юридической форме будет существовать венчурный инвестиционный Фонд, который планируется создать за счет увеличения порога отсечения цены на нефть и, соответственно, поступающих в Стабилизационный фонд нефтяных доходов? Будет ли это все-таки бюджетный или внебюджетный фонд? И каков механизм расходования этих средств?

Предполагается, что этот Фонд должен быть выделен из бюджета, то есть иметь статус внебюджетного фонда. Для чего это нужно? Для того, чтобы в нем можно было накапливать средства и развести решения стратегических инвестиционных вопросов с вопросами текущего финансирования бюджетных обязательств. Поэтому, учитывая опыт других стран, для этого лучше иметь самостоятельную структуру вне текущего бюджета. Это, по сути дела, возврат к идее бюджета развития внутри федерального бюджета. Но с точки зрения стратегического управления, более целесообразен именно подход по созданию самостоятельной структуры. Тем более, что она может и получать доходы от размещения средств, более того, привлекать в рамках частно-государственного партнерства и частные средства, что в рамках бюджета делать невозможно.

Механизм наполнения этого Фонда из бюджета пока на предварительной стадии согласований видится следующим образом: начиная с бюджета 2006 года повышается цена отсечения при формировании Стабилизационного фонда с $20 до $21,5 за баррель нефти, доходы от экспортных пошлин сверх которой идут на пополнение Стабилизационного фонда. Сейчас это примерно около 50 млрд. рублей. Плюс предполагается, что новый Фонд будет пополняться за счет дополнительных источников. В частности, это и потенциальная экономия на процентных платежах при досрочном погашении внешнего долга. Возможны и другие источники. Поэтому 60 млрд. - это минимальная планка. То есть не менее 60 млрд. рублей идут на пополнение этого Фонда из федерального бюджета.

Теперь что касается проектов. Речь идет, видимо, в первую очередь об инновационных и инфраструктурных проектах. Инфраструктурные проекты - это могут быть и проекты, связанные с развитием аэродромного хозяйства, чтобы решить не просто какую-то локальную задачу, а действительно решить стратегический вопрос, связанный с транзитными перевозками. То есть, по сути дела, проекты, которые будет рассматривать Фонд и будет их финансировать, должны соответствовать стратегиям, которые сейчас подготовлены министерствами, и рассмотрение которых будет на Правительстве. Они, хотя и представляются министерствами, но носят не узко отраслевой характер. И предполагается, что эти стратегии будут давать серьезный макроэкономический эффект с точки зрения развития экономики в целом. Поэтому те проекты, которые будут отбираться Фондом (процедура отбора еще будет готовиться), должны быть увязаны и работать на реализацию этих стратегий. При этом, я думаю, что Фонд не должен финансировать проекты, связанные с нефтегазовым сектором, а сосредоточится, как я уже сказал, именно на вопросах, связанных с развитием как части инфраструктурных проектов, так и инновационных проектов, которые работают именно на существенное изменение облика российской экономики в сторону инновационного развития, высокотехнологичных проектов и экономики знаний в широком смысле.

Кто будет контролировать расходование средств этого венчурного фонда и, соответственно, возврат этих средств?

Если Фонд будет функционировать как самостоятельная структура, то он будет нести за это ответственность перед Правительством. А непосредственно, с точки зрения ведомств, по-видимому, это должна быть совместная функция и Минфина, и Минэкономразвития - в первую очередь, потому что все-таки Минэкономразвития здесь выступает как структура, координирующая реализацию проектов и их отбор. Так или иначе, это вопрос должен быть под вниманием нескольких ведомств, в том числе, возможно Минпромэнерго, Минтранса. Здесь завязаны интересы всех. Поэтому о конкретной форме управления или о том, кто будет стоять во главе, - сейчас сказать трудно.

16 ноября 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=53253

Док. 408857
Перв. публик.: 16.11.04
Последн. ред.: 19.12.07
Число обращений: 317

  • Клепач Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``