В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Клепач: Темпы роста могут существенно упасть, несмотря на наличие конечного спроса Назад
Андрей Клепач: Темпы роста могут существенно упасть, несмотря на наличие конечного спроса
Андрей Николаевич, в настоящее время в российской макроэкономической ситуации приобретают значение четыре фактора: динамика цен на нефть, плавное снижение золотовалютных резервов, нулевая сентябрьская инфляция и медленное снижение курса рубля по отношению к доллару. Как взаимодействуют данные факторы? Можно ли, основываясь на этом, говорить о новом макроэкономическом тренде?

На мой взгляд, разговор идет в несколько разных плоскостях, потому что снижение золотовалютных резервов на протяжении последних 2-3 недель принципиально ни о чем не говорит. Существенно то, что в целом по этому году резервы растут, и еще будут расти до конца года. За год будет прирост в 8 с лишним млрд., может быть, 9,5 млрд. И есть перспектива роста резервов на следующий год - по нашей оценке, от 4 до 6 млрд.
Что касается роста золотовалютных резервов, как такового, то он не влияет на темпы экономического роста, потому что это имеет отношение к платежному балансу и соответствует определенной денежной политике ЦБ. Можно сказать, что это результат того, что ЦБ поддерживает курс доллара, не дает укрепиться рублю. И, как результат - снижение золотовалютных резервов.
Темпы номинальной девальвации рубля несколько выросли, а коль инфляция остановилась (это сезонный эффект), то, естественно, в реальном выражении темпы укрепления рубля резко снизились - до 3 - 4%. С точки зрения производства это позитивный эффект.
Что же касается нефтяных цен, то они колеблются, но их уровень в этом году выше, чем многими ожидалось первоначально, поэтому наша экономика получила еще один год внешнеэкономического благополучия. Более того, есть надежда, что и на следующий год никакой драматической ситуации на этой почве не произойдет. Во всяком случае, прогнозы достаточно позитивны. В сентябре цена начала снижаться, поскольку в течение июля-августа она росла, поэтому в целом можно сказать, что эффект роста цен на нефть достаточно велик.
В России темпы роста нефтедобычи повышаются (рост составил 8%), и в особенности это повлияло на бюджет, доходы которого за счет нефти оказались больше, чем можно было ожидать. Это компенсирует недобор по другим позициям.

Согласно заявлению премьер-министра М. Касьянова, прозвучавшему на заседании кабинета министров, один из факторов развития российской экономики - внутренний спрос - может быть усилен к концу года. Вместе с тем, зам. председателя Комитета по экономической политике и развитию предпринимательства Аксаков, комментируя прогнозы правительства, сказал, что на развитие российской экономики влияют скорее конъюнктурные факторы - цены на нефть.

Если говорить о позиции Касьянова, то можно сказать, что он смотрит на данный вопрос более фундаментально. Действительно, на темпы роста экономики, в первую очередь, влияют такие факторы как внутренний спрос, его структура, внешнее и внутреннее финансовое состояние, также состояние производства, качество капитала. Здесь Касьянов прав: действительно, сейчас мы наблюдаем ускорение роста конечного спроса. Происходит он как за счет инвестиций, так и за счет потребительских расходов населения. В том числе, наблюдается некоторое улучшение экспорта. Про показатели августа еще трудно сказать, однако, в целом, оценки экспортных показателей на этот год выше, чем первоначально предполагалось. Импорт уменьшает спрос на продукцию отечественных предприятий, и он растет достаточно быстрыми темпами. Но его удерживанию на более менее приемлемом уровне, в том числе, посвящена политика ЦБ, который сдерживает темпы укрепления курса рубля. Поэтому конъюнктурный момент именно через спрос, через повышение конкурентоспособности повлияет на ускорение темпов роста экономики.
Так что в фундаментальном плане прав Касьянов. Просто проблема не в том, насколько важен спрос, и что за этим спросом стоит, а в том, насколько велики дальнейшие экономические риски. На мой взгляд, эти риски несколько недооценены, потому что показатели благоприятные, июль-август выглядят очень хорошо - это проявилось в повышении прогнозов. Однако, ожидаемые темпы роста в 4 или 4.5% - это очень мало для нашей экономики.
Затем недооцениваются те проблемы, которые лежат не на стороне спроса, а на стороне предложения. Ухудшается качество производственного аппарата, идет старение и выбытие фондов. Здесь нет серьезного обновления, потому что нет так называемого green field для инвестиций, да и обновление существующих предприятий идет не самыми высокими темпами. Есть только green field для инвестиций иностранных компаний, но и то это затрагивает либо производство автомобилей, либо пищевых предприятий, предприятий по производству, скажем, молочных продуктов и т.д. Однако, серьезного рывка в модернизации производственного аппарата, в структуре экономики не произошло. Все это может привести к тому, что темпы роста в ближайшие годы могут существенно упасть, даже несмотря на наличие спроса.

13 сентября 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=28978

Док. 408853
Перв. публик.: 13.09.02
Последн. ред.: 19.12.07
Число обращений: 340

  • Клепач Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``