В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Клепач: Россия не похожа на хромых уток типа Турции и Бразилии Назад
Андрей Клепач: Россия не похожа на хромых уток типа Турции и Бразилии
Андрей Николаевич, вчера состоялась встреча Путина и Келлера. Россия переходит на качественно новый уровень сотрудничества с МВФ - самостоятельной разработки программ без кредитов. Об сказал наш президент. Так же он пообещал директору-распорядителю МВФ, что Россия досрочно выплатит долги валютному Фонду. С чем связан этот переход на новый уровень отношений? И зачем понадобилось досрочно выплачивать долги?

Я думаю, что качественно новая ситуация в отношениях с МВФ сложилась уже в начале или к середине этого года, когда МВФ отказал нам в кредитах и, фактически, не поддержал нашу позицию по реструктуризации долгов Парижскому клубу. С другой стороны, благодаря благоприятной ситуации с бюджетом, мы решили обходиться без его кредитов. Поэтому формат отношений качественно изменился еще тогда.
Встреча Путина и Келлера важнее для МВФ, который должен выработать какую-то новую позицию по отношению к России. А главное - новое руководство должно познакомиться с первыми лицами государства и установить нормальные отношения. В этом плане это визит знаковый. Он является необходимым и нормальным, потому что с МВФ мы тесно связаны даже безотносительно вопросов о получении кредитов. Мы связаны с ним через консультативную деятельность, через то, что его позиция по отношению к нам влияет на наши кредитные рейтинги. Плюс, мы принимаем участие в его работе, так же как и в других финансовых международных организациях, которые имеют очень большой вес на международной арене.
Что касается досрочного погашения. Текущая ситуация ясна. Есть возможность гасить, и мы гасим эти кредиты с тем, чтобы не платить процентов.

Насколько это целесообразно?

С точки зрения сиюминутной ситуации целесообразно, мы снижаем издержки. С долгосрочной точки зрения моя позиция в том, что это не очень разумно. Кредиты относительно недорогие. И те ресурсы, которые есть, следовало бы использовать для того, чтобы модернизировать экономику и поддерживать экономический рост. У нас сейчас есть некая пауза, и есть относительно свободные финансовые ресурсы. Их лучше использовать для того, чтобы наш рост приобрел необратимый характер. Пока еще преждевременно говорить о том, что он крайне устойчив. Темпы у нас хорошие, лучше, чем все ожидали, но пока они слишком сильно зависят от мировой конъюнктуры. И главное, что мы по-прежнему проигрываем качественное соревнование с западными странами. Фактически любая область нашей деятельности: здравоохранение, наука, военное дело - все требует очень серьезной модернизации ресурсов.
Я думаю, государство должно играть значительно более активную роль, предоставляя эти ресурсы не международным организациям, а кредитуя через банки или другими путями российскую экономику.

То есть, можно сказать, что правительство сейчас испытывает головокружение от успехов?

Я не знаю есть ли оно у правительства, но у власти в целом, видимо, есть. Я думаю, что власть сама до конца не знает, как ей работать с международными организациями: с Международным валютным фондом и с Мировым банком. Мировой банк - это практически тоже самое. Он предоставляет кредиты, долгосрочные и достаточно дешевые кредиты. Но, насколько я могу судить, наше правительство не выработало позицию и не готово брать эти кредиты. Проблема в том, что раньше мы брали кредиты для того, чтобы выжить, для того, чтобы свести концы с концами. Сейчас такой потребности нет. Но это не означает, что эти кредиты не нужны с точки зрения задач развития. А вот начать думать о завтрашнем дне, не только в смысле отношений с кредиторами, но и в смысле модернизации экономики и долгосрочных инвестиций, пока правительство и администрация не готовы. Они не готовы брать на себя ответственность.
Кредиты МВФ нам может быть и не нужны, потому что они идут на финансовые цели, а кредиты Мирового банка, например, нужны. Тем не менее, занятая позиция, я думаю, приведет к тому, что мы не возьмем кредитов ни у МВФ, что нам не нужно, ни у Мирового банка. Мы будем наоборот спускать, расходовать тот финансовый ресурс, который у нас образовался.

Как Вы считаете, визит Келлера оказался успешным?

С точки зрения его целей, да. Келлер познакомился с первыми лицами. Да и как он мог быть неуспешным? Макроэкономическая ситуация у нас хорошая, лучше, чем у массы других хромых уток типа Турции и Бразилии. Структурные реформы мы худо-бедно ведем, на свой манер. Собственно говоря, сейчас между Россией и МВФ нет яблока раздора.

12 октября 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=16375

Док. 408832
Перв. публик.: 12.10.01
Последн. ред.: 19.12.07
Число обращений: 283

  • Клепач Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``