В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Клепач: Мир, конечно, не перевернется, но кризисные тенденции усилятся Назад
Андрей Клепач: Мир, конечно, не перевернется, но кризисные тенденции усилятся
Андрей Николаевич, при подготовке бюджета-2002, правительство должно оценить риски, которые могут возникнуть в связи с изменением "внешней позиции государства". Так сказал сегодня на совещании с вице-премьерами Михаил Касьянов. Какие риски имеет в виду премьер, как их можно оценить?

Во-первых, никакого изменения "внешней позиции государства", если брать наши отношения с кредиторами, здесь не происходит. Единственное изменение внешней позиции государства, которое мы сейчас видим, связано с тем, что изменилась в целом мировая ситуация после террористической атаки на города Америки. Это связано, разумеется, с тем, что, видимо, будет эскалация военных действий со стороны США. Это, конечно, создает риски, в первую очередь на фондовых рынках.
Во-вторых, речь может идти о повышении мировых цен на нефть, которое в этих условиях более чем возможно. Это означает, скорее, что тенденция к снижению будет менее выражена, чем можно было бы ожидать, но это тот риск, который в данном случае для нас положителен.
Третий момент, связанный с этими событиями - увеличение военных расходов России. Уже на стадии первоначального обсуждения часть бюджетных ориентировок будет увеличена. Всегда это происходило, каждый год лоббистская деятельность, связанная с повышением уровня военных расходов, есть. Сейчас нужно исходить из того, что поскольку в текущем году есть существенный рост военных расходов, на следующий год конструкция бюджета этого не предусматривала. Возможно, будет некоторое увеличение военных расходов по сравнению с тем, что в бюджете заложено изначально.
С другой стороны, если наша позиция по поводу возможного развития событий в связи с военными действиями в чем-то не удовлетворит США, то возможности дальнейших заимствований в том же 2003 году будут, конечно, осложнены. Поэтому и в проекте бюджета, даже безотносительно всех этих коллизий, была заложена программа заимствований, создания через эти заимствования некоторого резервного фонда от полутора до двух млрд. долларов.
Я думаю, что это правильная позиция, даже без учета всех этих событий. Ну а с их учетом создание такого резерва приобретает, видимо, дополнительный смысл.

Как изменится мир после трагедии в США, сколько Россия может потерять или приобрести вследствие этого?

Сейчас еще об этом рано говорить. Опасения, что будет обвал фондовых рынков, фактически не оправдались, явного обвала фондовых рынков нет, колебания не выходят за пределы общей тенденции. Но они привлекли внимание к тому, что уже на протяжении года фактически нарастает кризисная тенденция в мировой экономике, и в первую очередь в США и в Японии. У американцев 13 месяцев падает промышленное производство, в Японии вообще несколько лет стагнация, и периодически даже снижение ВВП. Сейчас начался спад в Германии. В этих условиях военные расходы могут рассматриваться как противодействие экономическому спаду.
С другой стороны на фондовые рынки, на мировую финансовую систему это окажет негативное воздействие. Не сама по себе трагедия, которая произошла в США, а череда военных конфликтов, которые, видимо, за этим последуют. В этом случае мир, конечно, не перевернется, но это усилит те кризисные тенденции, которые есть. Поэтому не очень понятно как на них среагирует мировая экономика.
Если брать прогнозы, которые делались до трагедии, то большинство аналитиков ожидало, что тенденции будут позитивные, и в США начнется экономический рост уже в третьем-четвертом квартале, а в Европе, темпы роста снизятся, но прямого спада не будет.
Я думаю, что кризис скорее закрепит более тяжелые тенденции. В силу того, что и повысятся цены на нефть, и будет нанесен в долгосрочном плане урон финансовым рынкам, рецессия, в которую мировая экономика вползает, окажется более значительной более тяжелой, чем это сейчас ожидается.
Что касается России. Если цены на нефть будут высокими, в явном виде это резко на нас не скажется. Если все-таки произойдет снижение цен и, особенно, снижение физических объемов экспорта металлов, химической продукции, то есть тех товаров, которые испытывают серьезные циклические колебания, то тогда наши потери будут большими. То есть, если, допустим, объемы экспорта упадут, то мы можем потерять порядка $10 млрд. Это практически 2-3% ВВП.
Такого рода потери могут быть, но я не думаю, что это остановит рост российской экономики. Это лишь как-то замедлит ее и будет, видимо, способствовать усилению процессов перераспределения доходов и сил от экспорта к тем производствам, которые ориентированы на внутренний рынок.

17 сентября 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=15414

Док. 408828
Перв. публик.: 19.09.01
Последн. ред.: 19.12.07
Число обращений: 344

  • Клепач Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``