В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Клепач: Приток капитала в Россию нужно либерализовать в большей степени, чем его отток Назад
Андрей Клепач: Приток капитала в Россию нужно либерализовать в большей степени, чем его отток
Андрей Николаевич, Национальный инвестиционный совет предложил схему возврата легально заработанных капиталов в РФ через сеть уполномоченных банков. Об этом сообщил Александр Лебедев, председатель этой организации. То есть, наиболее устойчивые банки должны открывать счета для частных лиц, которые хотят вернуть свои средства в Россию, а государству должен сообщаться только общий объем возвращенных средств. По мнению Лебедева, таким способом можно вернуть в ближайшее время несколько сотен миллионов долларов. В этой связи возникает, как минимум, два вопроса: пойдут ли на это люди, вывезшие свои капиталы из России, и, во-вторых, насколько это серьезно - возвращение "сотен миллионов" в российскую экономику?

Возвращение нескольких сотен миллионов - это несерьезная задача, учитывая, что отток капитала где-то $30-32 млрд. за прошлый год. Подсчет, конечно, зависит от способа оценки.
Что касается идеи уполномоченных банков, то я думаю, что это чисто надуманная конструкция. У нас частные лица имеют валютные счета в любом банке, с каким им удобно работать. В принципе, сейчас дано такое разрешение, что физлица могут переводить до $75 тыс. на цели связанные с покупкой ценных бумаг за рубежом. Что же касается возврата средств, то я думаю, что здесь идея уполномоченных банков неадекватна существующей банковской системе. То есть, если у нас отток валюты из страны и вообще валютные вклады из страны либерализованы, этим могут заниматься любые по сути дела банки, имеющие генеральную лицензию, то ясно, что вход тоже не может сводиться к 2-3 банкам. Это все может происходить только параллельно. Если вы держали деньги только в Сбербанке и Внешторгбанке, то естественно, что и приток денег шел бы через эти банки. Но этого не может быть, по-разному устроены системы оттока средств и притока.
Что касается гарантий. Гарантии же не в том, что банки не сообщат, кто ввел какие средства из-за границы. Во-первых, это введение анонимности вкладов, а у нас нет этой системы, более того, борьба с оттоком или с отмыванием денег предполагает, что крупные сделки, имеющие подозрительные признаки, должны наоборот браться под контроль, независимо от того, будет это уполномоченный банк или любой другой. Поэтому я думаю, что все это надуманные абсолютно конструкции.

А вообще сейчас предпосылки для возвращения средств, выведенных в свое время за рубеж, есть, или же наоборот ситуация только ухудшается?

Я думаю, что в целом предпосылки есть. Все-таки в первую очередь растут собственные инвестиции в экономику, особенно в прошлом году росли, сейчас пока не очень. Экономика развивается, фондовый рынок ожил. То есть надо здесь идти как бы с другого конца. Во-первых, создавать и развивать инфраструктуру того же фондового рынка, чтобы было выгодно в него вкладываться и проводить сделки, допустим, внутри России, а не через офшоры. Соответственно, это будут и российские деньги и зарубежные. Может быть, создавать дополнительные инструменты даже государственные. Можно было бы подумать и о практике таких валютных займов, которые бы размещались как внутри страны, так в принципе и среди нерезидентов, частных лиц, которые их смогли бы покупать, а через российские банки это бы размещалось. Потому что здесь, в конечном счете, вопрос уполномоченных банков и российских банков, это не столько вопрос притока капитала, это скорее вопрос о том, а выиграет ли от этого российская банковская система.
Уж если приток капитала будет идти, допустим, через западные банки, через тот же ABN Amro или другие, наша банковская система от этого не особо выиграет. Экономика может выиграть, если эти деньги будут вкладываться в Россию, но это будет отражать развитие иностранного банковского капитала у нас в стране. Поэтому, допустим, размещение валютных займов, даже ориентированных на частных лиц или на компании, имело бы здесь значение не только для возврата средств, но и для поддержки доходов и расширения круга операций российской банковской системы.
С другой стороны, нужно изменять все-таки и сам механизм лицензирования инвестиций в Россию. Потому что у нас же до сих пор лицензируется Центральным Банком не только вывоз средств, но и ввоз. То есть если вы хотите ввезти сюда деньги, допустим, какой-то компании, вы должны будете брать лицензию у ЦБ. И поэтому видимо в большей степени, чем даже либерализовать отток капитала, нужно либерализовать его приток, и изменить порядок валютного регулирования. Может быть, отказаться вообще от лицензирования, либо как-то изменить его порядок. Это как раз один из параметров для притока капитала, особенно частного. Потому что крупные компании, в конечном счете, все эти вопросы все равно решают.

14 июня 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=13455

Док. 408612
Перв. публик.: 14.06.01
Последн. ред.: 19.12.07
Число обращений: 337

  • Клепач Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``