В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Ивантер: Циклический спад Назад
Александр Ивантер: Циклический спад
Российская экономика вошла в состояние открытой рецессии

Декабрь минувшего года стал вторым месяцем открытой рецессии в российской промышленности. Индекс промышленного производства, рассчитываемый Центром анализа данных Высшей школы экономики, вновь снизился - и это после тридцати восьми месяцев непрерывного (не считая некоторой заминки в ноябре-декабре 2000 года) подъема. Охлаждение общеэкономической конъюнктуры началось еще осенью. Резко ухудшившиеся потребительские настроения населения, рост девальвационных ожиданий (прежде всего под воздействием быстрого и весьма неожиданного падения мировых цен на нефть и металлы) и разогрев тезаврационного спроса на валюту остановили долговременную тенденцию расширения платежеспособного спроса. В ноябре опросы ИЭПП зарегистрировали торможение, а в декабре - резкое сокращение платежеспособного спроса в промышленности. В посткризисный период провал спроса такой интенсивности наблюдался только в январе 2001 года. На свертывание спроса отреагировало и производство: баланс ответов о росте и свертывании выпуска резко ухудшился. Продолжили свой рост (он начался в марте прошлого года) запасы готовой продукции. В ноябре опросы руководителей предприятий зафиксировали отрицательный баланс ответов предпринимателей об инвестициях в машины и оборудование. Наконец, уже не социологические опросы, а более надежные статистические данные зафиксировали в ноябре-декабре некоторое сокращение реальных денежных доходов и потребительских расходов россиян, а также рост зарегистрированной и общей безработицы. По всем признакам наша экономика вошла в полноценный конъюнктурный кризис, первый после эпохи "экономики спада" 90-х годов.

Ситуация усугубляется наметившейся тенденцией к сокращению реальной денежной массы. Быстрое снижение положительного внешнеторгового сальдо повернуло вспять процесс наращивания золотовалютных резервов и затормозило рублевую эмиссию. Худший "сюрприз" для хозяйства, и так находящегося в фазе конъюнктурной стагнации, трудно даже придумать. Напомним в этой связи, что последний глубокий спад в российской промышленности (ноябрь 1997-го - август 1998-го) был не в последнюю очередь спровоцирован резким сокращением денежного предложения (из-за опасений атаки на рубль накануне и сразу после деноминации) осенью 1997 года. Денежное сжатие сегодня будет еще более болезненным для российской промышленности в связи с гораздо более высоким, чем четыре года назад, уровнем монетизации экономики, ведь быстро восстановить цепочки бартерных расчетов вряд ли удастся.

Приостановка роста в конце прошлого года отражает два фундаментальных ограничения экономического подъема, вытекающих из особенностей российской экономики.

Первое - сохраняется высокая зависимость от сырьевого экспорта. Его вклад в формирование доходов экономики (добавленной стоимости) хотя и снижается, но остается все же чрезмерно высоким. В ВВП вклад добавленной стоимости, полученной от выпуска экспортируемой продукции, превышает 20%, в производстве товаров - почти 40%. Поэтому закономерно, что ухудшение мировой конъюнктуры в IV квартале отразилось на доходах экономических агентов и на замедлении динамики не только внешнего, но и внутреннего спроса.

Второе - низкая конкурентоспособность обрабатывающих отраслей промышленности, ориентированных на товарное покрытие внутреннего спроса. Данный фактор проявился в опережающем росте импорта по сравнению с внутренним спросом, что тормозит экономический подъем. Согласно расчетам Центра развития, если в 2000 году рост импорта покрыл 21% прироста внутреннего спроса, то в 2001 году - уже почти 43%. Потребительский импорт в минувшем году составил порядка 30 млрд долларов, около 54% всего импорта. Стоимость ввезенных машин и оборудования составила 12 млрд долларов, или примерно одну пятую внутренних инвестиций в основной капитал. Около 80% инвестиционного импорта и подавляющее большинство импорта потребительской продукции составляют прямую конкуренцию товарам отечественного производства. В наибольшей степени от импортных поставок зависит рынок продукции легкой промышленности. Здесь на импорт приходится до 80% внутренних продаж (в натуральном выражении). Физические объемы ввоза машиностроительной продукции вышли на предкризисный уровень и составляют почти треть внутреннего производства (примерно четверть внутреннего рынка).

Что касается долгосрочных перспектив развития российской экономики, то поддержание высоких темпов экономического роста не представляется возможным при сохранении нынешней сверхнизкой нормы накопления. По расчетам замдиректора Института макроэкономических исследований Александра Водянова, валовое накопление основного капитала в первой половине прошлого года составило всего 16% ВВП - меньше, чем в какой-либо другой развитой или крупнейшей развивающейся стране (для сравнения: в США - 17, 8% ВВП, в Бразилии - 18, 9%, в Индии - 21, 3%, в Японии - 26%, в СССР в 1989 году -31, 1%, в современном Китае-36, 1%).


Эксперт No 5, 04.02.2002 г.

http://www.hse.ru/pressa/expert/20020204.htm


Док. 408451
Перв. публик.: 04.02.02
Последн. ред.: 18.12.07
Число обращений: 364

  • Ивантер Александр Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``