В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Ивантер: Нефтяной рецидив Назад
Александр Ивантер: Нефтяной рецидив
Возобновившийся в марте 2002 года промышленный рост вновь, как и три года назад, стал ответом на резкое улучшение конъюнктуры мировых топливно-сырьевых рынков. Внутренний же спрос пока отстает от динамики доходов населения

Аккуратно подсчитанный специалистами Центра экономической конъюнктуры и ГУ-ВШЭ индекс интенсивности промышленного производства вновь демонстрирует рост, причем последние расчеты свидетельствуют о том, что новая волна оживления началась еще в марте нынешнего года.

Среднемесячный темп прироста ВВП во II квартале составил 0, 4% (здесь и далее сезонность устранена). Хотя это вдвое меньше, чем за соответствующий период прошлого года, сам факт наличия роста весьма позитивен. Эти данные хорошо коррелируют с возобновлением быстрого сокращения численности безработных и расширением занятости.

Безусловным лидером промышленного подъема во II квартале стали отрасли топливно-энергетического комплекса. Суммарный вклад электроэнергетики и топливной промышленности в общем приросте промышленного выпуска составил 54%. Еще 36% пришлось на сырьевые экспорт-ориентированные химическую промышленность и цветную металлургию.

Среди отраслей конечного спроса устойчиво (примерно на 1% в месяц) растет, пожалуй, только пищевая промышленность. В машиностроении небольшой рост выпуска наметился лишь в июле, а легкая промышленность демонстрирует спад уже восемь месяцев подряд (за это время выпуск в среднем по отрасли снизился на 6%).

В июне возобновился, а в июле ускорился рост реальных доходов населения и уровня его потребительских расходов, измеренный индексом розничного товарооборота в постоянных ценах.

При этом рост реальных доходов опережает динамику расходов населения. По мнению главного экономиста ИК "Тройка Диалог" Евгения Гавриленкова, причиной стало то, что массовый спрос растет медленнее, чем увеличивается концентрация доходов у высокодоходных групп, что ведет к росту сбережений. Андрей Клепач, исполнительный директор фонда экономических исследований "Центр развития", считает, что потребительский бум прошлых лет начинает исчерпываться, потому что люди сделали крупные покупки, которые были отложены после кризиса 1998 года. Высокодоходные группы теперь более ориентируются на рост сбережений, в том числе и в банках, а в перспективе - и в пенсионных фондах.

Надо сказать, что эта гипотеза хорошо коррелирует с наблюдающимся с осени.

2001 года заметным ускорением роста частных валютных депозитов: за первое полугодие они выросли на сорок с лишним процентов -с 7 до 10 млрд долларов. При этом темп роста рублевых вкладов с поправкой на инфляцию практически не изменился.

Тревожный сигнал последних месяцев - усиливающийся разрыв между ростом заработной платы и стагнацией производительности труда. Зафиксированный во II квартале рост реальной заработной платы (на 1, 7% в среднем за месяц против 0, 6% в 1 квартале) в четыре с половиной раза обгоняет рост ВВП (тем не менее абсолютный размер среднемесячной заработной платы в валютной оценке все еще на 20% ниже предкризисного максимума - 145 долларов в июле 2002 года против 182 долларов в июне 1998-го).

Этот разрыв порожден обострившимся дефицитом квалифицированного труда на предприятиях. Если в предкризисном 1997 году нагрузка незанятого населения на одну вакансию составляла 7, 6 человека, то в 1999-м - 3, 6, в 2000-м - 1, 6, по итогам прошлого года- 1, 3 человека. Рост выпуска, таким образом, обеспечивается расширением занятости, а не повышением производительности труда. В итоге потребительский бум опирается не на увеличение доходов экономики, а на их перераспределение от предприятий к населению, что снижает рентабельность производства.

Официальные итоги динамики инвестиций в первом полугодии (согласно данным Госкомстата, они выросли всего на 1, 8% по отношению к первому полугодию 2001 года) породили иллюзию о стагнации инвестиций. На самом деле низкая полугодовая цифра объясняется небывалым спадом инвестиций в январе, составившим без малого 11% к декабрю 2001 года.

В дальнейшем наблюдался непрерывный рост инвестиций, так что к июлю они уже практически ликвидировали январский провал.

Росту инвестиций препятствует снижение рентабельности в промышленности. Подпитка инвестиций за счет сокращения вывоза капитала не сможет длительное время компенсировать сужение собственных инвестиционных ресурсов предприятий. Еще одна проблема - отсутствие сдвигов в отраслевой структуре инвестиций. В промышленности по-прежнему почти 80% капиталовложений приходится на электроэнергетику и топливно-сырьевые экспорт ориентированные отрасли. Причем в текущем году положение даже несколько ухудшилось: доля инвестиций в перерабатывающих отраслях - машиностроении, легкой и пищевой промышленности - упала с 15, 9% в 1 квартале 2001 года до 14, 4% за аналогичный период нынешнего года.

Инфляция на рынке промышленной продукции во втором квартале резко ускорилась. При этом темпы роста цен производителей промышленной продукции в июне и июле значительно превысили темпы роста потребительских цен. Этот скачок вызван прежде всего опережающим удорожанием продукции и услуг естественных монополий, а также нефтяной, газовой промышленности и цветной металлургии. Роль монетарных факторов инфляции в настоящее время сведена к минимуму.

Использованы материалы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)


Эксперт No 31, 26 августа 2002 г.

http://www.hse.ru/pressa/expert/20020826.htm


Док. 408449
Перв. публик.: 26.08.02
Последн. ред.: 18.12.07
Число обращений: 348

  • Ивантер Александр Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``