Елена Маковская, Александр Ивантер: Контрольный в головуНазад
Елена Маковская, Александр Ивантер: Контрольный в голову
Передавать фукции надзора за деятельностью коммерческих банков от ЦБ новой госструктуре сейчас неуместно и просто опасно
По словам главы думского комитета по кредитным организациям и финансовым
рынкам Александра Шохина, сначала следует отладить банковский надзор до достаточно автономной структуры в рамках ЦБ, создать межрегиональные центры ЦБ, которые могли бы выполнять функции надзорных органов на местах, на что понадобится примерно пара лет, и только потом решать, следует забирать функцию надзора у ЦБ или нет.
Теоретически, конечно, трудно спорить с тем, что чем больше различных функций у
учреждения, тем опасней для него потенциальный конфликт интересов. У ЦБ, сочетающего функцию регулятора денежного обращения и кредитора последней инстанции, может легко возникнуть соблазн скрыть недостаток надзора выдачей кредита. Среди развитых в финансово-экономическом смысле стран функция банковского надзора монопольно закреплена за центральным банком лишь в Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Испании и Австралии. Большинство других стран давно перешли от опасений по поводу разделения функций денежного регулирования и надзора к практическим действиям. Впрочем, полное устранение центрального банка от надзорных функций - тоже редкость. Самостоятельные правительственные агентства осуществляют банковский надзор только в Бельгии, Канаде, Дании, Швеции, Швейцарии; в Австрии и Японии надзор за кредитными организациями осуществляется министерством финансов.
Выключение ЦБ из процесса мониторинга банков скверно по двум причинам. Во-первых, профессиональная денежная и валютная политика ЦБ невозможна без тщательной экспертизы состояния дел в банках и их коммерческих операций. А экспертиза такая возможна лишь при плотном самостоятельном мониторинге. Во-вторых, передача надзорных функций отдельному органу чревата опасностью избыточной зарегулированности банковского бизнеса, что противоречит базовой экономической задаче последнего - брать на себя риски по кредитованию коммерческих проектов.
Эта опасность, впрочем, в полной мере распространяется и на случай, когда единственным банковским регулятором и надзорным органом выступает Центральный банк. Именно поэтому наиболее удачными специалисты считают смешанные системы надзора, когда его осуществляют несколько органов включая ЦБ. Такие системы действуют в Германии, Франции и США. Впрочем, создание дуопольной системы банковского надзора в России грозит породить конфликт ведомств, где интересы собственно банковского надзора просто уйдут на второй план. Долголетний трагикомический сериал "ЦБ - ФКЦБ" (бодание ведомств вокруг полномочий по регулированию фондового рынка и его участников) - блестящий пример эффективности такого "коллективного регулирования". Борьба с якобы надзорной монополией ЦБР ведется путем создания другой, еще более крупной монопольной структуры с функцией сквозного надзора за всеми сегментами финансового рынка.