В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Ивантер: Перегреться не успели Назад
Александр Ивантер: Перегреться не успели
Удорожание рубля затормозило рост торгового сальдо и остудило инфляцию. Посткризисный рост отечественного промышленного производства далек от исчерпания. Аккуратные оценки свидетельствуют лишь о замедлении его темпа - с 20% годовых и выше осенью 1998-го - летом 1999-го до 7-8% годовых в последующие двенадцать месяцев. С поправкой на сезонной фактор производство в июле выросло на 0,3%. Согласно последним сводкам Госкомстата, валовой внутренний продукт в первом полугодии вырос на 7,5%.

Индекс экономической активности с исключением сезонности в июне несколько увеличился по отношению к маю (июльские данные пока не обработаны). Однако темпы его роста заметно замедлились. Из пяти компонент индекса увеличились две: промышленность и оборот розничной торговли. По сельскому хозяйству и строительству произошло снижение. Грузооборот транспорта сохранился практически на уровне мая.

Итоги проводимых ИЭПП июльских опросов руководителей промышленных предприятий свидетельствуют об улучшении ситуации в российской промышленности после двух месяцев проблем. Темпы роста платежеспособного спроса начали увеличиваться. Абсолютный рост продаж зарегистрирован во всех отраслях, кроме цветной металлургии, легкой и пищевой промышленности.

Наиболее интенсивно увеличивалась реализация за деньги в стройиндустрии, электроэнергетике, химии и нефтехимии. Бартерные сделки продолжают сокращаться и вытесняться денежными операциями. Самое интенсивное снижение бартера происходило в электроэнергетике и металлургии.

В итоге суммарный (включая денежную и бартерную составляющую) спрос в июле стал увеличиваться. Снижение суммарного спроса зарегистрировано на отраслевом уровне в электроэнергетике, металлургии и легкой промышленности.

Самый интенсивный рост - в топливной и стройиндустрии.

В сфере потребления продолжает доминировать стагнация. Этот застой отражает отсутствие каких-либо позитивных изменений в ситуации с реальными доходами населения. Если во втором полугодии 1999 г. наблюдалась отчетливая тенденция к их увеличению, то в первом полугодии 2000 года реальные доходы даже несколько снизились.

Галопирующий рост внешнеторгового сальдо, подрывающий ценовое равновесие и плавную курсовую динамику, наконец-то пошел на убыль. Последние данные ГТК зафиксировали заметное сокращение сальдо в июне с 6,1 до 5,5 млрд долларов.

При этом произошло встречное сокращение экспорта (с 8,7 до 8,4 млрд долларов) и равновеликий рост импорта (с 2,6 до 2,9 млрд долларов). Похоже, сработал автоматический механизм негативного влияния на сальдо укрепления рубля - ведь только в мае-июле он подорожал к доллару в реальном выражении без малого на 9%. По оценкам экспертов компании United Financial Group, среднемесячный уровень внешнеторгового профицита во втором полугодии будет находиться в пределах 3,8-4 млрд. долларов, а годовое сальдо достигнет 52-53 млрд. долларов.

Сокращение сальдо, в свою очередь, повлекло за собой плавное торможение темпов наращивания золотовалютных резервов ЦБ. В конце июля - начале августа резервы увеличивались на 300 млн долларов в неделю против 500 млн средненедельного роста на протяжении мая-июня. А во вторую неделю августа резервы даже сократились в абсолютном выражении - на 100 млн долларов.

Причина - непредвиденные траты ЦБ на валютные интервенции, понадобившиеся, чтобы отбить первую с марта спекулятивную атаку на рубль. Впрочем, соотношение рублевой денежной базы и золотовалютных резервов, формирующее так называемый монетарный курс рубля, не достигает сегодня и отметки в 23 рубля за доллар. Таким образом, если бы не летние рублевые интервенции ЦБ доллар мог бы стоить сегодня на 15-17% меньше.

Однако у "охлаждения" внешней торговли есть и позитивное следствие: заметно снизилась инфляция на потребительском рынке - до 1,8% (против 1,9% в мае и 2,6% в июне). При этом сокращение рублевой эмиссии было вызвано не только снижением объемов выкупа валюты у экспортеров, но и сезонным спадом спроса на деньги со стороны бюджетной сферы. В последнюю июльскую неделю денежная база даже сократилась в абсолютном выражении - впервые за последние четыре месяца.

Таким образом проблема стерилизации избыточной рублевой массы на сегодня стала гораздо менее острой. Тем не менее правительство, похоже, не собирается полагаться исключительно на автоматические стабилизаторы макроэкономической ситуации. Так, в июле, несмотря на стабилизацию реального объема поступающих в казну доходов, жесткий контроль за расходами позволил резко увеличить первичный и общий профицит бюджета до,соответственно, 6,3% и 3,4% ВВП (против 4,5% и 0,4% в июне). Стабильный бюджетный профицит, если им, конечно, правильно распоряжаться, - хороший резерв на случай ухудшения изменчивой внешнеторговой конъюнктуры.

Продолжается посткризисное восстановление банковской системы. При этом рост активов опережает рост капитала и кредитных вложений. Последние растут пока вяло, несмотря на сохраняющуюся тенденцию к снижению процентных ставок.



При подготовке статьи были использованы материалы Юрия Белецкого (Министерство экономического развития), Андрея Белоусова (Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН), Владимира Бессонова (Государственный университет - Высшая школа экономики) и Сергея Цухло (Лаборатория конъюнктурных опросов ИЭПП)



http://www.hse.ru/pressa/expert/20000828.htm

Эксперт No31 (244), 28 августа 2000 г.


Док. 408445
Перв. публик.: 28.08.00
Последн. ред.: 18.12.07
Число обращений: 316

  • Ивантер Александр Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``