В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Илларионов: Нефть и бюджет: вопросы экономической политики Назад
Андрей Илларионов: Нефть и бюджет: вопросы экономической политики
Сегодня внимание общества приковано к движению нефтяных рынков. Вместе с колебаниями цены за баррель в Лондоне или Нью-Йорке, меняются настроения в России. Когда цены идут вниз, комментаторы в СМИ говорят, будет кризис. Если цены поворачивают вверх, предполагают, что все обойдется. Поскольку рынки нестабильны, мнения меняются, как в калейдоскопе. Вокруг этой темы накопилось множество мифов, заблуждений и страхов.
Тревожное ожидание, куда дальше двинуться цены на нефть, отвлекает от главного. Если не утеплять дом накануне зимы, тогда остается уповать, что зима окажется не слишком суровой. Если не купить заранее кондиционер, остается надеяться на то, что жары не будет. Придет кризис, или Россия продолжит промышленный рост - зависит прежде всего от качества экономической политики, а не от цены на нефть. На повестке дня - положительная программа роста в условиях нестабильных рынков.
Рассмотрим вопросы нефтяной политики, которые широко обсуждаются в России.

1. Может ли Россия повлиять на мировые цены на нефть?
Нет. Когда в США начинается рецессия, когда рецессия идет уже в Японии, и отмечается существенное замедление экономической активности в Европе, совершать какие-либо действия, направленные на искусственное поддержание высоких цен, бессмысленно. В условиях рецессии высоких цен не бывает.
Наше влияние на динамику цен незначительно. Российская доля на мировом рынке нефти составляет около 10 % по объему экспорта, и чуть более 6 % по стоимости. Нефтяные цены не может контролировать даже ОПЕК, у которой сегодня около 40 % рынка. Следует помнить, что наша доля на мировом рынке и так сильно сократилась за последнее десятилетие - с 16% до 10%.
Если Россия попытается сокращать экспорт, она будет просто терять свою долю на рынках. Сегодня все поставки нашей нефти на мировой рынок составляют около 4 миллионов баррелей в сутки. Свободные нефтедобывающие мощности только стран ОПЕК составляют 4,5 миллиона. Даже если Россия вдруг откажется от всех своих поставок, ее доля немедленно будет замещена нефтью из стран-членов ОПЕК.
Можно ли правительству устанавливать ограничения на добычу и экспорт нефти? Нет, нельзя. Недопустимо органам власти вмешиваться в работу частных российских компаний, устанавливать сколько им добывать и сколько экспортировать. Такое вмешательство подрывает самые основы цивилизованной рыночной экономики.

2. Существует ли "справедливая" цена на нефть?
"Справедливых" цен не бывает. Цену на любой товар устанавливает рынок. Административное вмешательство в ценообразование приводит к неэффективности и дисбалансам. Если цена на нефть выше равновесной рыночной, это приводит к расточительству в отраслях ТЭКа. Миллиарды долларов инвестиций - идут туда, где они нецелесообразны. Если цена окажется ниже, чем равновесная, расточительство будет на стороне потребителей. Растет энергоемкость национального производства. Неравновесная цена ведет к расточительству в любом случае.

3. Какие цены на нефть для России выгоднее - высокие или низкие?
Если вспомнить историю, советская экономика развивалась наиболее успешно в 50-е, в первой половине 60-х годов. Тогда советская экономика демонстрировала очень высокие темпы роста. С середины 60-х годов мы начали в большом объеме добывать нефть и экспортировать ее. Чем больше мы экспортировали нефти, тем ниже становились темпы экономического роста, пока они, фактически, не стали нулевыми в 80-е годы, и отрицательными в 90-х годах.
Эта же закономерность наблюдается последние три года. С сентября 1998 по апрель 1999 года, когда цена на нефть была минимальной, около 10 $ за баррель, темпы прироста промышленного производства в годовом измерении составляли 18 %. Машиностроение росло на 50%, легкая промышленность на 52 %. Когда цены на нефть выросли до 20 $, рост промышленности замедлился до 9% в годовом измерении. C октября 2000 по июнь 2001 года, когда были отмечены самые высокие цены на нефть, рост производства замедлился до 2%, и в отдельные месяцы даже остановился. Хуже всего дела шли в машиностроении и легкой промышленности, которые сокращали объемы произодства.
Низкие мировые цены на нефть оказываются благом для экономики России, они стимулируют рост производства и поддержание занятости. Данные последних трех лет показывают, что снижение цены за баррель на один доллар означает повышение темпов промышленного роста на 1%. Низкие цены на нефть дают шанс на сохранение сотен тысяч, если не миллионов рабочих мест. В период с сентября 1998-го по апрель 2000 года, когда была самая низкая цена на нефть, у нас были самые высокие темпы сокращения безработицы. Тогда количество безработных сократилась почти на 2 миллиона.

4. Что будет с бюджетом, если цена на нефть упадет?
При снижении цены на 1 $, бюджет за год теряет примерно 1,4 миллиарда $. Если нефть снижается на 5 $, то тогда бюджет теряет примерно 7 миллиардов. Катастрофично это или некатастрофично? Планируемые бюджетные доходы 2002 года составляют 67-68 млрд.$. Если цена нефти падает на 5 долларов за баррель, бюджетные доходы снижаются примерно на 10 % до 60-61 млрд.$. Но даже в этом случае они превышают доходы 1999 года (25 млрд.$), и доходы 2001 года, которые ожидаются на уровне 55 млрд.$. Произойдет не падение доходов, а лишь уменьшение темпов прироста бюджетных доходов в долларовом измерении. Вместо 20 %-ого темпа прироста бюджетных доходов, бюджетные доходы вырастут на 10 %.

5. Нужно ли сокращать бюджетные расходы?
Бюджет-2002 был рассчитан, исходя из заведомо нереалистичных цен на нефть. Если не сократить бюджетные расходы в 2002 году, есть опасность совершения еще одной ошибки. В 1998 году, когда цены на нефть упали: с 16 $ до 10 $, венесуэльское правительство сокращало расходы бюджета 8 раз. Мексиканское правительство делала это 12 раз для того, чтобы бюджетных денег хватило на самые необходимые расходы государства. Подобную же политику проводили и другие страны нефтеэкспортеры - кроме России. Ни Правительство, ни Госдума ни разу даже не попытались внести коррективы в бюджетную политику в связи с падением цен. Чем все это закончилось в августе 98 года - известно.

6. Что делать России с ОПЕК?
ОПЕК - ненадежный партнер. Недавно эта организация приглашала нас в члены картеля, а сейчас объявила Россию врагом, начала против нас ценовую войну. ОПЕК - неэффективная организация. Хорошо известно, что решения ОПЕК по квотам не выполняются самими членами картеля. В 60-е - 70-е годы доля ОПЕК на рынке доходила до 72-73 %, сегодня она упала до 40%. И будет падать. Успех ОПЕК в контроле нефтяных рынков в 70-ые - 80-ые годы связан был с особенностями мира прошлого века, главной особенностью которого была холодная война. Эта эпоха ушла. В новом мире влияние ОПЕК падает и будет падать.
Позиции России в ценовой войне на нефтяном рынке выглядят сильнее, чем позиции стран ОПЕК. У России гораздо более диверсифицированная экономика. Мы меньше зависим от нефти, чем Саудовская Аравия, Кувейт или Венесуэла.

7. Удастся ли России избежать кризиса?
Ответ на этот вопрос определится не ценой на нефть, а ценой государственных решений - насколько ответственно и последовательно поступает государство.В апреле 2001 года в послании Федеральному собранию Президент Путин сформулировал принципы, позволяющие застраховать российскую экономику и экономическую политику от нестабильности мировых рынков. Президент говорил о необходимости создавать два бюджета. О формировании второго бюджета в виде стабилизационного фонда. О расчете основного бюджета, исходя из консервативных оценок цены на нефть. Естественно, таковой ценой является 10 долларов за баррель, а не 18,5, и не 23,5.
Проведение агрессивной политики в области погашения внешнего долга - также фактор стабильности, страхующий ситуацию от внешних рисков. Если придерживаться этих принципов, если не совершать ошибок, экономика России будет развиваться при любых ценах на нефть.
Сегодня главные риски связаны с ростом непроцентных расходов бюджета и новыми внешними заимствованиями, ведущими к замедлению экономического роста. Какая бы политическая борьба ни шла по поводу бюджета-2002, те или иные расходы государству все равно придется сократить. Лучше властям это сделать самим, нежели дожидаться, того момента, (как это было в августе 98 года) когда расходы все равно будут сокращены - но уже властной рукой рынка.

10 декабря 2001

http://www.opec.ru/article_doc.asp?d_no=18461

Док. 408383
Перв. публик.: 11.12.01
Последн. ред.: 17.12.07
Число обращений: 502

  • Илларионов Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``