В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Дмитриевский: Нефть и газ надо продавать - но продавать надо - с умом! Назад
Анатолий Дмитриевский: Нефть и газ надо продавать - но продавать надо - с умом!
Анатолий Николаевич, хорошо известно, что наша страна - одна из богатейших стран планеты по природным ресурсам. Состояние экономики и уровня жизни населения в наше время во многом зависит от экспорта углеводородного сырья. А как сегодня обстоят дела с решением научных проблем нефти и газа?


Прежде всего, хочу отметить, что трудом нескольких поколений нефтяников, газовиков и геологов в нашей стране был создан уникальный нефтегазовый комплекс. Это обеспечило экономическое благополучие и развитие многих отраслей, связанных с энергетикой. И в прежние годы энергетика занимала весомое место в экономике, а в наше время она способствует решению многих социальных проблем, которые могут быть реализованы благодаря экспорту энергетических ресурсов.

В 1960-1970-е гг. в нашей стране ежегодный прирост нефти составлял 25-30 млн. тонн, а газа - 30-35 млрд. кубометров. В 1985 году у нас был рекордный прирост - 55 млрд. кубометров газа. Мы освоили гигантские месторождения, создали новые технологии и, даже в самые трудные для нас годы, по суммарной добыче нефти и газа наша страна занимала первое место в мире.

Задачи, которые стояли перед учеными и инженерами в нефтегазовой отрасли, можно сформулировать достаточно просто. Надо больше открывать месторождений нефти и газа, полнее извлекать углеводородное сырье и рационально использовать все его ценные компоненты. В настоящее время появилась еще одна задача, о которой мы никогда раньше не думали - выгодно продать не только сырую нефть или газ, а продать продукты нефте- и газохимической переработки. Известно, что уже первые переделы в газохимии увеличивают стоимость продукции в десятки раз, а последующие переделы - в сотни раз. Поэтому выгоднее самим переходить на новые высокие технологии.

В исследовании, которое выполнялась под руководством вице-президента РАН академика А.Некипелова, директора ИНХП РАН академика В.Ивантера и заведующего отделом ИНХП, д.э.н. Н.Комкова оцениваются перспективы технологического развития нашей страны. В качестве отправной позиции было поставлено решение задачи удвоения ВВП. Так вот, если следовать тенденциям, которые имеются сейчас в нашей стране, то удвоение ВВП произойдет не раньше, чем через 30 лет. А если "уйти" в высокие технологии, как это делали многие развитые страны, то результата можно будет ожидать через 20-25 лет. Учеными РАН предложен более эффективный путь развития экономики - инновационный, на первом этапе которого следует отдать предпочтение инновационно-ресурсному развитию, базирующемуся на использовании мощного ресурсного и интеллектуального потенциалов страны, за счет чего удвоение ВВП можно будет ожидать через 10-13 лет.

Обосновывается необходимость развития нефте- и газохимической промышленности. Новые технологии позволят значительно увеличить средства, получаемые с каждой тонны нефти и тысячи кубометров газа, и эти финансовые ресурсы можно затем реинвестировать для развития высоких технологий в различных отраслях (нано- и биотехнологии, электроники, гражданской авиации и космосе, энергетическом и общем машиностроении и т.п.).


Анатолий Николаевич, понятно, что нам, при сложившейся ценовой политике, выгодно продавать нефть и газ. Как Вы считаете, все ли правильно делается при их продаже?


Конечно, нам надо бережно относиться к использованию нашего богатства - природных ресурсов. Мы перешли от плановой экономики на рыночный путь, и ситуация теперь такая, что нефть и газ надо продавать - но продавать - с умом. К сожалению, мы пока не совсем хорошо освоили рыночные "азы" и теряем достаточно большие средства, чем успешно пользуются наши зарубежные конкуренты.

Например, продавая газ в Европу, мы теряем на том, что не построили у себя установки по извлечению из исходного сырья ценных продуктов, которые присутствуют в нашем газе (а помимо метана, он содержит этан, пропан и другие компоненты). В Германии же технологию очистки сразу стали использовать со значительной выгодой для себя. Там были построены установки, на которых происходит отделение этих компонентов, и эти ценные продукты они применяют для газохимического производства.

Нам надо учитывать все детали при продаже сырья, уметь выгодно его продавать, но, в то же время, надо помнить, что сырье - это невосполняемые природные ресурсы, поэтому - и нефть, и газ надо беречь.


Возможен ли дефицит сырьевых ресурсов (газа, нефти) в обозримом будущем?


Опять следует повторить, что к природным ресурсам надо относиться бережно. Хотя, по мнению некоторых ученых, происходит постоянная подпитка месторождений из недр Земли. А вообще, по оценкам ученых, в недрах нашей страны находится около 42% от 560 трлн. кубометров мировых ресурсов газа, и, если вести его добычу сегодняшними темпами, то этого количества хватит России на 420 лет.


Как Вы считаете, высокие цены на нефть - вносят проблемы для мировой экономики и насколько вообще сегодняшняя мировая экономика приспособлена к высоким ценам на энергоносители по сравнению с 70-80-и г.г. ХХ века?


Если взять историю мирового нефтяного рынка, то сначала этот рынок был полностью под диктатом США. До 1970-1972 гг. нефть стоила $2 за баррель, и редко поднималась до $3-4. В 1972 году Алжир начал атаковать позицию США и потребовал увеличения стоимости нефти, что вызвало энергетический кризис (1972-1973 гг.) и произошел резкий рост цены на нефть. Цена быстро выросла до $15-20 за баррель, возникла паника на биржах. Говорили, что экономика многих стран - не выдержит такого подорожания. Повышение цены на нефть привело в то время к тому, что впервые стали задумываться об экономии нефти, об энергосбережении, ресурсосбережении, стали разрабатывать энергосберегающие технологии.

Я помню, как в 1985 году на газовом конгрессе в Мюнхене были приведены такие факты: Германия за последние двадцать лет увеличила в 1,8 раза ВНП, а энергопотребление - снизилось на 20%. Две кривые, показывающие рост экономики и рост энергопотребления, которые всегда шли параллельно - впервые пересеклись. Это снижение энергопотребления ознаменовало новый этап в развитии энергетики.

Впоследствии цены на нефть поднимались до $50-60, несколько дней они были даже $80, но были и периоды падения цены. Как показывает анализ, цена должна определяться количеством продукта на рынке и возможностями покупателя. Соотношение нефти в недрах и потребности экономики в ней так резко не колебались - от $80 до $9 - это все было вызвано, скорее, политическими мотивами и конъюнктурной ситуацией.

Поэтому нефтяной рынок в настоящее время - не рынок в том классическом плане, как нас учили. Сегодня - это конъюнктурный рынок. США стали воевать в Ираке, вот цены и взлетели. Колебания цены будут и в дальнейшем, но мое глубокое убеждение, что меньше чем $50 за баррель - они не опустятся, а если это и произойдет, то - не надолго. Очень высоко цены тоже вряд ли поднимутся в ближайшее время.


Анатолий Николаевич, что происходит с таким крупным проектом, как Штокмановское месторождение? Ситуация там до сих пор неоднозначная, в частности, по привлечению иностранных компаний.


Возможно, нас правильно критикуют в том плане, что долго шли переговоры с зарубежными компаниями об их участии в освоении Штокмановского месторождения. Да, мы эти переговоры начали в 1990-х гг., но процесс был вялотекущим. Затем переговорный процесс оживился. Но уже тогда было понятно, что для нашей страны нельзя было принимать предложение на разработку Штокмановского месторождения на условиях раздела продукции, которое планировали в начале 1990-х гг.

Штокмановский проект был ориентирован вначале на поставки в Европу. Планировалась первоначальная ежегодная добыча 90 млрд. кубометров газа в год, из них около 45 млрд. надо было отдавать западным компаниям, которые поставляли бы его на рынки Европы. Получалось, что весь прирост европейского рынка покрывался бы за счет доли газа, отдаваемый на условиях раздела продукции, в соответствии с договоренностями. Таким образом, Россия сама себя вытесняла бы с выгодного европейского рынка. Потребление же Штокмановского газа на внутреннем рынке было бы неприемлимым в связи с крайне низкими ценами на газ на нашем внутреннем рынке.


Почему Россия сама раньше не разрабатывала это месторождение на шельфе?


Потому что разработка месторождений на шельфе, и, особенно, на арктическом - всегда дороже, а у нас было достаточно месторождений на суше. Штокмановский проект был в то время заморожен в связи с тем, что не было решения, что делать с газом. Когда возникли возможности реализации проектов по поставкам сжиженного газа в США, тогда этот проект оживился.

Если мы вкладываем деньги в Штокмановский, или в любой нефтяной или газовый проекты, если мы вкладываем средства в нефтехимию, в газохимию - это не оказывает влияние на инфляционные процессы в нашей стране, так как реализация самых коротких проектов в нефтяной и газовой промышленности требует трех-четырех лет, а на шельфе - 10-12 лет. Но, если Россия реализует эти проекты самостоятельно, без привлечения иностранных инвестиций, то, следовательно, и не надо делиться с западными компаниями нашей продукцией. Таким образом, развивая нефтяную и газовую промышленность, вкладывая деньги в нефте- и газохимию, в высокие технологии в сырьевых отраслях, мы, тем самым, уходим от инфляции и сокращаем экспорт сырой нефти и газа, развивая экспорт продукции высоких технологий.

Всегда надо помнить, что газ и нефть сегодня играют важную геополитическую роль. Сахалинский проект, например, позволит поставлять сжиженный газ не только в Японию, но и в США, в Южную Америку. В США энергопроблемы стали значительными, потому что Мексика прекратила им поставлять газ с 2005 года, а Канада - не может нарастить таких объемов, которые нужны США. Плюс им самим нужен газ для разработки нефтяных месторождений. Все это заставляет США ориентироваться на экспорт из других регионов, но было объявлено, что от стран Ближнего и Среднего Востока они и так очень сильно зависят, и хотят снизить свою зависимость от них к 2020-му году до 25%.

Развитие индустрии сжиженного газа позволит России играть ведущую роль в формировании мирового энергетического рынка.


Какие сегодня у нас сложились отношения с Европейским союзом в сфере энергетики? Есть ли претензии у западных партнеров к России?


Дело в том, что ЕС все время выступает с какими-то претензиями к России. Им нужно отстоять и они умеют отстаивать свои экономические интересы. Мы же только учимся это делать. Я горячо приветствую позицию нашего Президента, когда он в Хельсинки на предварительной встрече отстоял интересы России и по Энергетической хартии, и по доступу к трубе, и по транзиту газа.

Почему у западных стран есть претензии к России по Энергетической хартии? Энергетическая хартия берет свое начало с середины 1980-х гг. В это время был еще Советский Союз, а мы подписали договор по поддержке основных принципов Энергетической хартии в 1991 году. Мы готовы поддерживать основные принципы хартии. Но за эти годы бывшие республики СССР стали самостоятельными странами, и свободный транзит газа из этих стран в Европу объективно будет вытеснять наши компании с европейского рынка и превращению России в чисто транзитную страну.

Европейский Союз в праве искать надежных поставщиков газа. Но не следует забывать, что собственная добыча газа в Европе постоянно сокращается, и к 2030 году 70% газа будет поступать в Европу из других стран. В 2005 году Англия перестала поставлять газ в Европу, а с 2015 года значительно уменьшатся поставки газа из Норвегии. К 2025 году Норвегия вообще прекратит поставки газа, и страны Европы будут вынуждены покупать сжиженный газ (а он на 20% дороже газа, поступающего по трубопроводам). Страны Европы и сегодня на 80% зависят от поставок из стран Ближнего и Среднего Востока, а Испания - на все 100%.

Не может быть только рынок продавца или только рынок покупателя. Нужно создавать справедливый рынок, который учитывал бы интересы и стран-производителей, и стран-потребителей. И, если ЕС говорит, что ищет надежного поставщика, то мы вправе говорить о надежных рынках газа. Все действия ЕС направлены на то, чтобы предъявить нам какие-то претензии или спровоцировать на ответные действия. Боятся, что у России газа не хватит для его поставок одновременно в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и в Европу. Не следует забывать, что Россия поставляет газ в Европу более 30 лет и, несмотря на изменения в политической и экономической ситуации в нашей стране, не было ни одного срыва поставок газа по долгосрочным контрактам. Надежное газоснабжение в Европе связано с долгосрочными контрактами, а ЕС, вводя газовую директиву в 1998 году, ориентировала страны Евросоюза на развитие спотового рынка, то есть рынка краткосрочных контрактов.

Мы идем на Восток, потому что это - быстро развивающийся регион, потому что там газ стоит дороже на 20-30, а то и 40%. Мы исходим из своих интересов, а чтобы были общие интересы, надо развивать справедливый и взаимовыгодный рынок, поменьше друг друга упрекать, а больше сидеть за столом переговоров и искать варианты для решения спорных вопросов.


Одной из тем саммита G8 была энергетическая безопасность. Какие выводы можно сделать после проведения саммита?


Сюжет саммита G8, посвященный энергетической безопасности, был выбран блестяще. Мы заставили все страны подняться на уровень именно энергетической безопасности, потому что, когда говорят о цене на энергоресурсы, то цена - это вопрос сегодняшнего дня, а завтра ситуация может измениться - как в европейских, так и в других странах. В Европе все сводят к решению каких-то мелких вопросов. До недавнего времени в ЕС входило 15 стран, и каждая из этих стран имела свои энергетические интересы и отстаивала их. Поэтому в целом в Европе нет сбалансированной четкой позиции и нет единой энергетической стратегии. Только в марте 2006 года была опубликована Концепция Энергетической стратегии ЕС, так называемой "Green Pages".

Вот почему главной задачей газовой директивы 1998 года они ставили задачу снижения цены на газ. А экономическое развитие, энергетическую безопасность, решение экологических проблем - эти глобальные проблемы оставались за рамками газовой директивы. Перспективы энергетического развития Европы должны заключаться в решении задач энергетической безопасности и проблем экономического развития.


Одной из проблем развития экономики нашей страны является слишком высокая степень энергорасточительности. Как можно ее снизить? Уделяется ли должное внимание экологии, рациональному использованию природных ресурсов?


В 1982 году в Госснабе СССР под председательством М.Воронина были собраны первые лица 22 министерств. Там доктор экономических наук Николай Комков сделал сообщение о первой программе энергосбережений. Было показано, что в нашей стране на многих предприятиях можно снизить энергопотребление почти на 25-30% только за счет организационных мероприятий.

Сейчас вопросами энергосбережения стали заниматься серьезнее, ведь, действительно, потери до сих пор слишком большие. По нашему предложению в 1996 году был создан Межрегионгаз. Планировалось в каждом регионе создать торговые площадки, где промышленные предприятия могли бы купить газ. Одновременно предусматривалось постепенное уменьшение поставок газа промышленным потребителям на основе так называемых нормативов, то есть норм расходов энергии на производство единицы продукции. Постепенное уменьшение централизованных поставок газа для промышленных предприятий заставило бы их покупать газ на торговых площадках, а при росте цены на газ потребителю было бы выгоднее применять энергосберегающие технологии вместо покупки дорогого газа.

Сейчас не только ученые, но и в Минпромэнерго, и в МПР все больше внимания уделяется рациональному использованию природных ресурсов. Здесь предстоит еще очень многое сделать, но есть гигантский потенциал для энергосбережения. Энергетическая стратегия, принятая в мае 2003 года, ориентирована на внедрение энергоресурсосберегающих и экологически чистых технологий. Потенциал энергосбережения в нашей стране составляет около 400 млн. тонн условного топлива.


Как Вам видится роль государства в развитии ТЭК? Сейчас также активно развивается государственно-частное партнерство. Ваша оценка этого?


Роль государства в развитии ТЭК трудно переоценить, потому что именно энергетика является каркасом страны. Государственная политика в нефтегазовом комплексе, экспортная политика - важнейший геополитический инструмент. В ближайшие пять-десять лет у нас в стране будут реализованы крупнейшие энергетические проекты, сейчас мы находимся перед мощным стартом по их реализации.

Прежде всего, это освоение газовых ресурсов полуострова Ямал и выход на арктический шельф в Баренцевом море. Следует особо подчеркнуть, что и ресурсный потенциал Западной Сибири еще далеко не исчерпан, этот регион еще удивит нас многими открытиями, будут построены новые газо- и нефтетранспортные магистрали. В реализации крупных инфраструктурных проектов большую роль играет активное участие и бизнеса, и государства, их тесное партнерство и сотрудничество. Например, государство может выделить средства на стартовое финансирование, облегчая частным компаниям строительство современных нефтегазохимических предприятий, предоставлять кредиты под гарантии государства.

Все это даст возможность создать инновационную экономику, играть ведущую роль при формировании мирового энергетического рынка. А средства, полученные от использования высоких технологий в нефтяной и газовой промышленности, впоследствии могут быть реинвестированы для обеспечения процветания российского государства на многие десятилетия вперед.

31 января 2007
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=62123

Док. 408030
Перв. публик.: 02.02.07
Последн. ред.: 16.12.07
Число обращений: 427

  • Дмитриевский Анатолий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``