В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Дмитриевский: Энергетическая безопасность - это когда у страны не более 30% `энергосырья` из одного источника Назад
Анатолий Дмитриевский: Энергетическая безопасность - это когда у страны не более 30% `энергосырья` из одного источника
Анатолий Николаевич, у Вас очень интересная тема выступления на конференции по энергетической безопасности - "Роль России в формировании мирового энергетического рынка". Какие аспекты Вашего выступления можно рассказать сейчас в коротком интервью?


Россия обладает уникальными ресурсами нефти и газа. Трудом многих поколений нефтяников, газовиков, геологов в стране создан уникальный нефтегазовый комплекс, который позволяет России уверенно жить и смотреть в будущее. Сегодняшнее благополучие России обеспечено трудом предыдущих поколений. К сожалению, мы сегодня значительную степень тех богатств, которые были открыты, проедаем. И сейчас надо сменить акценты с тем, чтобы ресурсы нефти и газа, которые таятся в недрах нашей страны, стали запасами, т.е. теми категориями, которые уже считаются промышленными и разрабатываются как месторождения нефти и газа. На протяжении тех лет, когда начались все перестроечные дела, наша страна действовала не очень разумно. Мы приглашали иностранные компании на уже открытые месторождения, они приходили на готовенькое, - то есть на те месторождения, куда страна вкладывала многие десятки и сотни миллиардов долларов. Правда, со временем стали учитываться так называемые исторические затраты. Но это все равно одна сотая часть от того, что было истрачено. Потому что не будешь в исторические затраты записывать опорное и параметрическое бурение, геофизические исследования, которые буквально плотной сеткой покрыли территорию нашей страны, что привело к открытию новых нефтегазоносных осадочных бассейнов. И уже в пределах этих бассейнов были открыты зоны нефтегазовых скоплений. Отдавались месторождения без учета большой работы, которая делалась для их открытия, и отдавались на условиях раздела продукции. Можно оправдать раздел продукции для первых Сахалинских проектов, для Харьягинского месторождения. Это было еще до принятия закона о разделе продукции. И в те годы, 1992-1994, конечно, Россия и мечтать не могла о том, чтобы потратить на эти проекты десятки миллиардов долларов. Например, проект "Сахалин-2" - это намного больше, чем 20 млрд. долларов в самые ближайшие годы.

Как сегодня России восстановить свои ресурсы с тем, чтобы уверенно смотреть в будущее, а не проедать их? Я на конференции по энергетической безопасности сделал предложение, которое заключается в следующем. У России традиционный партнер - Западная Европа, которая покупает большую часть нефти и газа. За счет этого Европа благополучно выдержала все энергетические испытания, благодаря российскому газу получила значительные экономические и экологические преимущества. Почему? - Потому что, покупая газ на границе, условно, за 100$ (сейчас-то цена больше - $500), продают промышленным предприятиям почти в два раза дороже, а бытовым потребителям - в 3,5-4 раза дороже. Это обеспечило, в том числе, успешное развитие Европы. Есть такое неписаное правило - для создания энергетической безопасности страны у нее должно быть не более 30% "энергосырья" из одного источника. В Европе собственная добыча энергоресурсов падает и к 2020 г. Европа будет завозить 70% всего необходимого ей газа. Откуда? Есть Норвегия. Но в Норвегии с 2015 г. начнут уменьшать свою добычу, и к 2025 г. практически все норвежские ресурсы будут сведены на "нет". Алжир - это тоже не такая богатая страна, хотя и добывает 80 млрд. кубометров в год, но обеспечить на длительный период Европу она тоже не сможет. Есть поставки из других стран, в основном, это Африка, страны Ближнего и Среднего Востока. Но это поставки сжиженного газа, которые пока на сегодняшний день являются более дорогим сырьем, чем трубопроводный газ.

Относительно этих 30%. Россия тратила десятки, сотни миллиардов долларов на поиск, разведку, добычу и транспорт углеводородного сырья. Например, газотранспортная система России сегодня стоит несколько триллионов рублей, а еще плюс нефтяная. Газотранспортная сеть - это 150 тыс. км. магистральных газопроводов. Мы сегодня обеспечиваем Европу нефтью и газом, тем самым вносим вклад в ее энергетическую безопасность, поставляя ту треть, которая ей необходима. После событий 11 сентября 2001 г. и в связи с очень неустойчивой ситуацией на Севере Африки реально существует угроза срыва поставок. Поэтому сегодня нужно с целью энергетической безопасности иметь стабильный источник. Да, те самые 30% из России. По неоткрытым еще месторождениям Россия занимает первое место в мире. Нам еще предстоит открыть 60% месторождений нефти и 70% месторождений газа. На конференции я сделал предложение: приходите в Россию, вкладывайте деньги в геолого-разведочные работы на нефть и газ, открывайте месторождения, но при обязательном условии, что эти месторождения должны принадлежать России. То есть это должно быть записано в законе о недрах, должен быть ясно прописан "суверенитет государства на собственные недра". Что это дает? Западные компании, вкладывая деньги в поисково-разведочные работы, делают задел в 20%, который может быть использован для создания стратегического резерва. Но повторяю, открытые месторождения принадлежат России. Работы ведутся на условиях buy-back. Что это такое? Это не раздел продукции, а раздел прибыли, они вкладывают деньги, открывают месторождения и смогут получить прибыль от продажи нефти и газа на том же европейском рынке по рыночным ценам. Они будут получать возврат от своих инвестиций, постепенно, по мере развития месторождений, от продажи нефти и газа. Это в большей мере, чем справедливо. Мы таким образом привлекаем западные компании, они работают на открытие месторождений - и для них такое участие способствует их же энергетической безопасности. И в то же время, по мере истощения сегодняшних месторождений, они будут иметь преимущественное право в покупке нефти и газа тех месторождений, в открытии которых они принимали участие. Таким образом, Россия привлечет иностранные инвестиции для проведения нефтегазопоисковых работ в районах Крайнего Севера и Арктического шельфа.

Более того, сейчас развиваются такие подходы, как либерализация газовой отрасли. Но либерализация - по пониманию чиновников из Брюсселя. В 1998 г. Европейский Союз принял Газовую Директиву, в соответствии с которой должно происходить формирование рынка газа. Основная цель либерализации - снижение цены на газ. Это, прежде всего, снижение цены на газ, а потом уже экология, т.е. замещение угля газом, особенно на тепловых электростанциях, и создание надежного, стабильного рынка. Но уже первая Газовая Директива атаковала долгосрочные контракты. Они так и заявляли, что газ - это товар, и мы будем искать себе продавца более подходящего. Но это чиновники, которые не понимают особенностей газа, как товара. Ведь из Западной Сибири идут два десятка газопроводов диаметром в человеческий рост. Представьте себе, что на всякий случай построят новые газопроводы в Европу - а вдруг покупатель придет или не придет? А вкладываются-то десятки, сотни миллиардов долларов в освоение месторождений. Поэтому такой вариант для России не подходит. Я как производитель трачу деньги на поиск месторождений, на их освоение, на добычу нефти и газа, на создание транспортной инфраструктуры. Но я должен знать, что мой газ, моя нефть будут покупаться в течение 10-25 лет, тогда я буду строить газопроводы на этот рынок. Европа ищет, смотрит, как им свой рынок строить, газовые директивы принимает. В этом случае Россия, если возьмете Ямал, где сосредоточены уникальные ресурсы газа, уже открытых месторождений газа 10, 4 трлн.кубометров, это почти в 10 раз больше, чем в Соединенных штатах, и в 4 раза больше, чем в Норвегии. Внутри Ямала и вокруг - потенциальных прогнозных ресурсов - 50 трлн. кубометров. Для того, чтобы начать осваивать эти месторождения, мы должны знать, где стабильно. От Ямала до Парижа такое же расстояние, как от Ямала до Пекина. И это не угроза, а просто реалии сегодняшнего дня, реалии рынка. Мы тоже ищем, где рынок и стабильный, и надежный. Они говорят про надежные и стабильные поставки, а мы говорим про стабильного и надежного покупателя.

Позиция чиновников понятна. А как относятся к такой ситуации сами компании? Крупнейшие компании могут ведь самостоятельно как-то финансировать или им нужны определенные законы в этих странах?

Компании на это пойдут, просто им нужно дать такую мысль. Им надо сказать, как это сделал наш Президент, что "нужно создать систему энергетической безопасности". В интервью от 28 февраля в Wall Street Journal, Владимир Владимирович Путин сказал, что общее энергетическое будущее означает "общие риски, ответственность и выгоды", и в этом же интервью он говорил о необходимости наметить практические меры по обеспечению устойчивости доступа мировой экономики к традиционным источникам энергии. И надо сказать, что компании на это дело пойдут, потому что уже сегодня Газпром работает с компаниями Wintershall по освоению газовых ресурсов ачимовской свиты. Уже сегодня Рургаз и Газпром договорились о совместных геологоразведочных работах в Сибири. Президент компании Gas de France г-н Гардоннекс говорил о заинтересованности компании подключиться к газопоисковым работам в России. То есть компании готовы к этому.

Там нет каких-то административных барьеров и преград?

Наверное, нет. Но это должно быть поддержано руководством, правительством, когда идет формирование рынка. Каждая компания на рынке должна себя вести по рыночному, выполняя волю акционеров и получать максимальную прибыль. Вполне понятно, когда компании за что-то сражаются - что-то они пробуют делать, что-то делают, когда им выгодно, и что-то не делают - когда им невыгодно. И говорить нам, диктовать, к примеру, что не должны быть такие налоги в Германии - неправильно. И нам неправильно говорить, что компании должны делать так, а не иначе. Мы должны, как говорили Президент, выйти на общую ответственность. То есть надо на межгосударственном уровне заключить договор о коллективной энергетической безопасности. Эту идею высказал Валерий Петрович Захаров, который является руководителем академического центра по энергетической безопасности института проблем нефти и газа Российской академии наук. Этот договор выводит на новые отношения государства в области энергетики. На межгосударственном уровне заключается соглашение, которое регулирует все вопросы с тем, чтобы обеспечить долгосрочные контракты, поток инвестиций. К примеру, западные страны хотят иметь доступ к ресурсам российским, а мы хотим иметь доступ к их инвестициям на условиях, которые установлены для привлечения финансовых ресурсов западным компаниям. Например, если мы начинаем вместе работать по Северо-Европейскому газопроводу, то Газпром будет брать кредиты под одни проценты, а Рургаз - под другие. Это все должно быть оговорено на межгосударственном уровне, с тем, чтобы обеспечить безопасность стран-производителей и уменьшить риски, которые связаны с вложением средств и последующей не реализацией. Надо обеспечить энергетическую безопасность стран-потребителей с тем, чтобы они имели право на надежные и стабильные поставки энергетических ресурсов, и создать другую ситуацию в Европе. А компании пусть борются за трубу, контракты, пусть рынок работает - как рынок. Но над этим всем стоит воля, выраженная главами государств. Это - задача высших руководителей каждой страны - заботиться об энергетической безопасности. Это, наверное, и надо сделать.

Как раз в преддверии энергетического саммита G8?

Конечно.

Это должен быть один из основных вопросов на саммите? На это, наверное, собственно и рассчитывают и Россия, Владимир Владимирович, когда говорил, что энергетический вопрос - номер один на повестке дня?

Я думаю, что это в интересах всех государств. Очень удачно выбран сюжет саммита, потому что это, по-крайней мере, позволяет России действительно отразить свою лидирующую роль в мире. Сегодня наша страна продолжает занимать первое место по суммарной добыче нефти и газа в мире. Мы соперничаем по газу с Соединенными штатами - в 2003 г. США добывали больше, в 2004 г. - уже больше Россия, в 2005 г. - соперничаем с Саудовской Аравией по нефти. В течение 2005 г. то Саудовская Аравия была на первом месте, то мы. Но по суммарной добыче газа и нефти рядом с нами некого поставить. Этот саммит дает возможность отразить лидирующие позиции нашей страны в области энергетики.

03 апреля 2006

http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=60272


Док. 408029
Перв. публик.: 05.04.06
Последн. ред.: 16.12.07
Число обращений: 426

  • Дмитриевский Анатолий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``