В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Шевченко: Танки у Вифлеема Назад
Максим Шевченко: Танки у Вифлеема
Террористические акты, адекватные ответы и новые стены

ГОРОД, в котором родился Иисус Христос, на арабском и еврейском языках называется одинаково звучно - Бейт-Лехем (Вифлеем). Арабская деревня Бейт-Джала фактически является его пригородом. Из Бейт-Лехема в Бейт-Джалу ведет красивая дорога, по обеим сторонам которой можно увидеть как церкви, так и мечети.

Напротив Бейт-Джалы, прямо через глубокое ущелье, на расстоянии не более полутора километров располагается иерусалимский пригород Гило, в котором живет немало выходцев из бывшего Советского Союза. Внешне напоминающий типичное еврейское поселение (расположен на вершине холма, домики жмутся друг к другу), Гило тем не менее до недавних пор отличался тем, что не ощетинивался во внешний (арабский) мир стволами пулеметов и танков, как это делают почти все поселения, граничащие с арабскими городами и деревнями.

Еще некоторое время назад невозможно было представить, чтобы ориентированная на обслуживание туристов и паломников Бейт-Джала и столь же мирный Гило превратились фактически в зоны боевых действий.

Несколько ночей подряд, начиная с 21 октября со стороны Бейт-Джалы неизвестные террористы открывали автоматный огонь в сторону Гило. Несмотря на то что огонь велся с большого расстояния и пули попадали в дома уже на излете, несколько человек были ранены.

Стреляли ночью, и точное месторасположение стрелков обнаружить было невозможно. Скорее всего (так по крайней мере уверяли корреспондента "НГ" жители Бейт-Джалы) террористы (или один террорист) передвигался ниже поселка, по дну ущелья. Судя по уже виденному здесь, на Святой земле, можно с уверенностью предположить его возраст - от 15 до 18 лет.

Возмущенные жители Гило обратились к войскам. К Гило подошли два танка и ночью, после очередной автоматной очереди (поцарапавшей стену дома), дали несколько выстрелов в сторону Бейт-Джалы.

Если бы арабская деревня была простым палестинским мусульманским населенным пунктом, то возможно, что происшедшего никто бы и не заметил. Но жители Бейт-Джалы - преимущественно христиане. В деревне две православные церкви, одна католическая, одна протестантская и только две мечети. Есть там и русские женщины, вышедшие в свое время замуж за палестинцев, в изобилии учившихся в СССР.

По словам Самира, 33-летнего православного жителя Бейт-Джалы, израильский обстрел привел всех в ужас и вызвал волну негодования. "Почему мы должны отвечать за действия каких-то сумасшедших провокаторов? Разве можно, не разобравшись, бить из пушек по мирным домам? Теперь все палестинцы как один, и христиане и мусульмане, ясно видят, что Израиль объявил войну и просто не оставляет выбора, - нам всем придется защищать наши дома, пусть даже у нас и нет оружия".

Танковый снаряд попал в детскую комнату и пробил стену прямо над кроватями, в которых должны были спать малыши. В эту ночь мать, как будто предчувствуя нечто, взяла их спать с собой.

Уже сегодня некоторые христиане Бейт-Джалы, с которыми мне удалось поговорить (а таковых было немало, так как население высыпало на улицы, бурно обсуждая произошедшее), считают, что политика таких радикальных организаций, как ХАМАС, не может не вызывать уважения, и что только твердость в отношении Израиля приносит плоды. Соответственно житель того же района Гило Мордехай (около 70 лет), бывший выходец из СССР, считает, что с арабами мирно жить невозможно и что израильтяне должны отделяться от них.

Такие мысли находят сегодня поддержку у многих в Израиле, а особенно у бывших советских граждан, которые уехали, по их словам, от антисемитизма и нищей жизни, а попали в ситуацию прифронтовой полосы. Жизнь бывших советских евреев в Израиле весьма комфортна в смысле быта. Но такой ненависти по отношению к себе как к евреям, какую порой демонстрируют палестинцы, эти люди не испытывали никогда, даже в самую мрачную эпоху сталинского антисемитизма. Подобная ситуация заставляет их искать психологические оправдания своему пребыванию в столь экстремальной ситуации. Национализм и воинствующий антиарабизм легко становятся доминирующей идеологией именно бывшего советского еврейства. Зачарованность военной мощью и упование на безошибочность ее применения во всех ситуациях является отличительной чертой многих израильтян, получивших наконец-то, по их мнению, "абсолютно законное право на независимое еврейское государство". Но многие в Израиле начинают понимать, что эпоха, когда "можно было съездить на танке в Бейрут", ушла в безвозвратное прошлое. Мир изменился, надо учиться договариваться, искать пути компромиссов.

Пока еще чисто израильское еврейское движение, выступающее за мир с палестинцами и дарование им равных гражданских и человеческих прав, слабо. Но демонстрации под подобными лозунгами уже прошли во многих городах Израиля. Эти - в меньшинстве. Зато корреспонденту "НГ" попала в руки листовка, распространяемая израильскими экстремистами, в которой сформулированы призывы к евреям полностью отказаться от деловых и личных контактов с арабами - не покупать у них продукты, не нанимать их на работу, не садиться к ним в такси и т.д.

А пока что иерусалимский район Гило строит стену, которая должна прикрыть его дома от возможных арабских обстрелов. Прекрасный вид на Бейт-Лехем и Бейт-Джалу сменится двухметровым бетонным барьером, за которым, возможно, многим израильтянам будет жить гораздо спокойнее.
26.10.2000

http://www.ng.ru/world/2000-10-26/6_tank.html

viperson.ru

Док. 407911
Перв. публик.: 26.10.00
Последн. ред.: 30.03.12
Число обращений: 380

  • Шевченко Максим Леонардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``