В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Шевченко: Как принимаются решения в церкви Назад
Максим Шевченко: Как принимаются решения в церкви
Часто светские журналисты задаются вопросом о том, кто принимает решения, определяющие общественную и политическую деятельность Русской Православной Церкви. Попробуем кратко проанализировать существующие внутри РПЦ центры интеллектуального влияния.

Московская патриархия в советское время возникла, выжила и укрепилась во многом именно благодаря экуменическим контактам и, не в последнюю очередь, контактам с Римско-католической Церковью. Учебные заведения РКЦ закончили многие влиятельные ныне православные священнослужители. Огромные денежные суммы, передаваемые католической организацией "Церковь в беде" православной иерархии России, серьезно помогли укреплению общественных позиций РПЦ в годы перестройки и в начале 90-х.

Можно смело утверждать, что старшее поколение священноначалия выросло и воспитано на диалоге и в дискуссиях с католиками. Клерикальное сознание ведущих "никодимовцев" (митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, да и многих других) - генетически восходит к католическому пониманию Церкви, как синклита пастырей, решающих за паству все ключевые вопросы. Даже в планировании общественной стороны церковной жизни Патриархия напоминает Ватикан. Синклит пастырей привлекает к работе элитный круг "спецов" - интеллектуалов, являющихся закрытым от постороннего взгляда аппаратом подготовки и разработки политических стратегий, определяющих направление политики Церкви. Наиболее зримо это проявляется в деятельности Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), которому на данный момент нет никакой внутрицерковной альтернативы.

Католический по форме и клерикальный по сути генезис ОВЦС является неистощим предметом ненависти и зависти аморфных церковно-политических групп, борющихся за влияние в Церкви.

Бороться за влияние в Церкви - значит бороться за влияние на мнение Патриарха. Сам Святейший Патриарх очень не любит, когда его вынуждают к принятию определенного решения. Поэтому знающие люди говорят, что решение Патриарха "готовится". Естественно, что подготовить и аргументировано объяснить Патриарху важность конкретной политической позиции способна только хорошо структурированная аналитическая структура, имеющая для Предстоятеля РПЦ статус надежного. "Надежный" не обязательно означает "находящийся в структуре Московской патриархии". "Надежный" - опирающийся на тонкое знание реальной ситуации, опыт и серьезные связи на уровне людей, принимающих решения.

На данный момент это только ОВЦС. Кстати, по текстам выступлений патриарха всегда видно, когда они готовятся вне "Отдела" - тогда в них возможны явные ляпы. Как это случилось, например, на открытии Молодежного православного форума два года назад, когда в розданных печатных материалах в речи Патриарха утверждалось, что "большевики разрушили сотни тысяч храмов и монастырей", хотя на 1917 год храмов в России было всего лишь несколько десятков тысяч.

Попытки сформировать подобный альтернативный центр на основе редакции "Православной энциклопедии", вбирающей в себя православную интеллигенцию, предпринимались на протяжении последних двух лет под прикрытием митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, и оказались несостоятельными. ОВЦС по-прежнему является центром формирования политических решений. А для Сергея Кравца (руководителя "Православной энциклопедии") любая попытка политизации деятельности руководимой им группы богословов и историков крайне нежелательна - она втягивает его в заведомо проигрышное противостояние с влиятельной группой синодалов-"никодимовцев" и прекращает поток щедрых инвестиций. Именно этим объяснялось полуторагодичной давности напряжение, возникшее между Кравцом и Мефодием, отзвуки которого стали известны церковным журналистам.

Еще два года назад некоторые церковные общественные деятели, желающие влиять на ведомство митрополита Кирилла, открыто говорили о необходимости "противопоставить Мефодия Кириллу". С большой надеждой относились они к попыткам Мефодия участвовать в классических "кирилловских" сюжетах - и в первую очередь в формировании концепции церковно-государственных отношений.

Сегодня очевидно, что бывший заведующий хозотделом Московской патриархии и нынешний попечитель Макарьевского фонда не способен консолидировать структурно организованную группу, способную создавать интеллектуальный продукт, адекватный, например, "Социальной доктрине РПЦ", оперативно рожденной в ОВЦС к Архиерейскому собору 2000 года.

Все попытки создания альтернативных общественно-православных "аналитических центров" (связанных с Союзом православных граждан или "Русским домом") не стоит рассматривать всерьез. Их "аналитика" сводится к согласованию трех направлений деятельности:
-

демонстрации беспредельной "собачей" лояльности к церковному и государственному начальству и попыткам угадать его еще не высказанную волю;
- -

сведению личных счетов с помощью любых, даже самых аморальных приемов (рассылка анонимных клеветнических писем, публикация откровенной лжи);
- -

пережевывание бредовых и маргинальных псевдополитических идей в ксенофобском ура-патриотическом духе, являющееся во многом психологической компенсацией за культурную и этническую инаковость по отношению к России и "русскому" (многие лидеры и идеологи православных фундаменталистов происходят из среды советского еврейства);

Но самой главной аналитической "структурой", ответственной за принятие решений остается сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Он вообще стоит особняком в Русской Православной Церкви - родившись и повзрослев в буржуазной Эстонии, он является выходцем из русской эмиграции первой волны. Патриарх не обладает ни мифологическим сознанием урожденных советских граждан со всеми их комплексами и психологическим компенсациями, ни католически-клерикальным сознанием "никодимовцев".

Он безумно одинок в этой своей инаковости. И именно это одиночество, являющееся подлинным крестом Божиим, позволяет ему успешно лавировать между клерикальной машиной формирования политики и жаждущей власти "православной общественностью".
Страшно представить, что может начаться, когда Господь все-таки призовет к себе нынешнего Патриарха. Ясно одно - внутрицерковное равновесие будет нарушено. Не останется во главе Церкви фигуры, равноудаленной от всех влияний.

Поэтому дай Бог Алексию Второму еще многие, многие, многие лета!

http://religion.russ.ru/blanche/20020717.html

viperson.ru

Док. 407896
Перв. публик.: 17.07.02
Последн. ред.: 30.03.12
Число обращений: 371

  • Шевченко Максим Леонардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``