В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Демидов: Коррупция ВСЕГДА способствует обогащению конкретных лиц, а не подъему национальной экономики и созданию благоприятных условий для бизнеса Назад
Борис Демидов: Коррупция ВСЕГДА способствует обогащению конкретных лиц, а не подъему национальной экономики и созданию благоприятных условий для бизнеса
Борис Витальевич, существует ряд организаций, которые проводят сравнительные анализы коррупции в разных странах. Например, "Трансперенси Интернэшнл" пытается ранжировать страны в зависимости от показателя коррумпированности политической системы. Не так давно эта организация выпустила доклад, где отмечается, что ситуация с коррупцией в России улучшается. Если в 1997 году Россия наряду с Пакистаном и Колумбией была во главе списка коррумпированных стран, то в 2004 году она занимала уже 86-е место из 133 государств.

Каковы Ваши оценки ситуации в России? Насколько Россия - коррумпированная страна в сравнении с другими государствами, и в чем специфические черты российской коррупции? Насколько масштабен рынок коррупционных услуг в России и насколько он деформирует экономику?

Необходимо с самого начала отметить, что индексы, выпускаемые "Трансперенси Интернэшнл", оценивают не реальное положение с коррупцией в той или иной стране, а дают субъективную оценку масштабу распространения этого явления. В силу различных причин, из которых латентность данного вида преступления занимает одно из главных мест, на данном этапе развития методов мониторинга коррупции, получение объективных данных не представляется возможным..Corruption Perception Index или Индекс восприятия коррупции (ИВК) - дает нам картину, демонстрирующую, как данная страна воспринимается гражданами (как этой страны, так и иностранными), представителями бизнеса и различными экспертами. ИВК - это своеобразное зеркало, которое подносят к образу определенного государства, чтобы показать прежде всего именно этому государству, как оно выглядит в сравнении с другими странами мира. Точность и глубина оценки (не являющиеся в полной мере академичными) зависят во многом от того, как национальные СМИ оценивают положение с коррупцией в своей стране, и какое количество опросов можно провести в этом государстве независимыми социологическими агентствами, такими, например, как Гэллап. В этом отношении в России было проведено 16 опросов (из 17 возможных), а в Белоруссии - всего 5, и Белоруссия выглядит гораздо лучше по данным ИВК (53 место), чем мы, однако вряд ли искушенным человек поверит, что уровень коррупции там настолько ниже, чем в России и других странах.

К тому же, на уровень восприятия коррупции оказывают влияние различные национальные и международные инициативы и скандалы. В случае с Россией, в 2002-2003 годах российское правительство провело ряд мероприятий, направленных на противодействие коррупции (создание Совета по борьбе с коррупцией при президенте Путине, подписание Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, кампании МВД направленные на разоблачение "оборотней" в различной форме и т.п.). Все это произвело благоприятное впечатление на западных экспертов и журналистов, и, в конечном итоге, сказалось на месте России в ИВК. Сказав это, я должен отметить, что, тем не менее, по данным других исследований и опросов (Freedom House, Heritage Foundation, Center for Public Integrity и др.) Россия по уровню коррупции действительно занимает ту же нишу, что и по ИВК.

Коррупция в целом достаточно универсальное явление,и, хотя в различных регионах можно проследить специфические черты (например, в сельских районах Украины избирателей подкупали молочными поросятами, а у нас были бутылки с водкой), отличия России от других стран Центральной и Восточной Европы не столь принципиальные (я сознательно не сравниваю коррупцию в России с коррупцией в Латинской Америке и Африке, потому что это, на мой взгляд, не корректно - нас отличает гораздо больше, чем объединяет). Масштабностью же рынка коррупционных услуг Россия действительно отличается - и не в лучшую сторону. Можно говорить о том, что в России фактически сложилась коррупционная сеть, или пирамида, выстроенная в рамках государственной системы - от исполнительной и законодательной власти до правоохранительных органов, пирамида, где фактически все продается и покупается - от низовых звеньев до самого верха. Помимо этого, в России уже достаточно давно существует так называемая "политическая коррупция" (термин из словаря Всемирного Банка), и в интересах определенных групп принимаются государственные законы, постановления правительства и указы президента. Данная ситуация позволяет говорить о глубине и масштабности пораженности российского общества и государственного аппарата коррупцией, равно как и значимости борьбы с ней и масштабе подобного рода действий.

Эта ситуация сказывается в целом на экономике и политической сфере страны, а также на отдельных ее сферах и группах, и в конечном итоге на основной массе российских граждан. Давно говорится о том, что взятки, которые предприниматели платят представителям власти, являются вторым налогом (помимо основного, уплачиваемого государству), который последовательно перекладывается ими на покупателей, переплачивающих за приобретенные ими товара или услуги на столько на сколько чиновники обирают данный бизнес. Сам бизнес уже подсчитал свои убытки.

Вот к каким данным пришли весной этого года представители известной организации ОПОРА.

Организация малого бизнеса "ОПОРА России" провела опрос предпринимателей на предмет их притеснения чиновниками в 48 регионах страны. 2709 опрошенных предпринимателей попросили оценить степень административного давления на них по нескольким параметрам: рассказать, сколько раз в год им приходится выдерживать проверки различных органов, оценить потерянное на это рабочее время и расходы на взятки чиновникам.
По количеству проверок в бесспорные лидеры выбилась Москва. В 2003 году столичные предприятия малого бизнеса в среднем подвергались 23 проверкам контролирующих организаций. Занявшие следующие строчки в рейтинге чиновники Воронежской, Владимирской, Оренбургской, Свердловской областей, Татарстана, Адыгеи и Мордовии приходили к своим подопечным в два-три раза реже - от 10 до 14 раз в год.
Проверить деятельность малых предприятий могут многие. Помимо милиции и налоговиков таким правом обладают Госсанэпиднадзор, противопожарная служба, Госторгинспекция, Энергонадзор, Государственная инспекция труда, органы лицензирования, сертификации и стандартизации. Несмотря на то, что по закону плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в два года одним госорганом, правило сплошь и рядом нарушается.
При этом, как уверены опрошенные предприниматели, приход проверяющих, как правило, вовсе не продиктован благими намерениями: более 90% проверок в Санкт-Петербурге, Московской, Курганской, Костромской областях, по оценке предпринимателей, проводилось с нарушениями законодательства, что недвусмысленно демонстрирует заинтересованность проверяющих в определенном результате.
Столица выбилась в лидеры по количеству часов, затраченных бизнесом на получение согласований, разрешений, а также обхаживание чиновников во время их визитов. В среднем каждый сотрудник московского малого предприятия затратил на это содержательное времяпрепровождение 72 часа рабочего времени в год - каждый, а не только руководитель или бухгалтер. Чуть менее усердны оказались чиновники Самарской, Свердловской и Калининградской областей: на "борьбу" с ними каждый предприниматель этих регионов потратил всего лишь 50 часов в год.
Пальму первенства столица удержала и по объему средств, перетекающих в карманы чиновников в виде взяток. С каждого работника малого предприятия они получили более 10 тыс. рублей в год, как и их коллеги из нефтегазоносной Тюменской области. Аппетиты занявших следующие строчки в рейтинге ростовских, красноярских, владимирских и татарстанских чиновников оказались в два раза скромнее: они довольствовались суммами от 4 до 5 тыс. рублей в год в пересчете на каждого представителя малого бизнеса1.


Многие исследователи пишут, что фактически коррупция является одной из форм защиты отечественного производителя. Российские компании лучше к ней подготовлены, знают правила игры, и главное - они свободны в том, что им делать, поскольку их не одергивают из-за океана зарубежные боссы, которые не знают российскую ситуацию и боятся давать взятки, чтобы не запачкать репутацию их компании. Больше того, отечественные бизнесмены родились и выросли в России, и поэтому через друзей им гораздо легче получить доступ к нужному чиновнику через баню и другие неформальные каналы общения. И если зарубежный бизнесмен может лишь "купить" ту или иную услугу у чиновника (дав ему взятку), то российский бизнесмен может стать для него "своим", а значит - рассчитывать на ежедневную поддержку этого чиновника, в неформальной команде которого он будет числиться.

Насколько, по-Вашему, коррупция способствует повышению преимуществ для российских компаний по сравнению с иностранными? Что в итоге хуже - коррупционная деформация экономики, или способствование развитию отечественного производителя?

На мой взгляд, коррупционная деформация экономики несравнимо хуже некоррумпированной экономики. Я полагаю, что в данном случае сопоставление, предложенное в этом вопросе, не вполне корректно. Вряд ли покупатель страдает больше от коррупции, чем отечественный производители. Помимо этого, государство (в изначальном, смысле этого слова, а не отдельно взятые коррумпированные чиновники) и общество в целом должны думать о создании прозрачного и следующего общим для всех законам рынка, а не о личной выгоде.

Известно, что в странах, где рынок еще только формируется (как, например, в России) существуют огромные законодательные "дыры", либо некоторые законы, мягко говоря, несовершенны и непродуманны. В этих случаях взятка чиновнику по сути дела способствует "выпрямлению" пути для бизнеса и снимает многие проблемы для его функционирования.

Можно ли говорить о том, что в странах с развивающимися рынками коррупция в итоге (по тем результатам, которые достигает бизнесмен, давая взятку чиновнику) способствует созданию более благоприятных условий для развития бизнеса и для подъема национальной экономики?

Частично на этот вопрос я уже ответил, отвечая на первые два вопроса. Коррупция всегда способствует обогащению конкретных лиц, а не подъему национальной экономики и созданию благоприятных условий для бизнеса. Существующий Таможенный кодекс позволяет зарабатывать на контрабанде товаров прежде всего отдельным российским предпринимателям и российским таможенникам (хотя в определенной степени и покупателям этих товаров). Однако казна, т.е. в конечном итоге все мы с вами, несет огромные убытки из-за неуплаченных налогов. Ситуация с подобного рода "лазейками" сложилась неслучайно, в результате недосмотра законодателями и была самым энергичным образом подготовлена и пролоббирована соответствующими силами, преследующими именно те цели, которых они в результате и добились. Национальный Антикоррупционный Комитет в период законодательного обсуждения Таможенного кодекса указал на существующие в нем "дыры" и попытался разъяснить депутатам той Государственной Думы необходимость внести изменения в предоставленный проект - к полному своему поражению. Депутаты Госдумы, очевидно, предпочли прислушаться к голосам ГТК.

По данным опросов, для рядового гражданина России более актуальным является рынок "бытовой" коррупции, и уже во вторую очередь - коррупции в сфере взаимоотношений власти и бизнеса. По мнению россиян, наиболее коррумпированными в сфере "бытовой" коррупции являются учреждения образования и здравоохранения, а также Госавтоинспекция (ГИБДД).

Что опаснее для государства - "бытовая" коррупция, формирующая модель "коррупционного поведения" в массовом сознании простых граждан, или коррупция в сфере экономики?

"Бытовая" коррупция - это явление, существующее во всех странах мира (за исключением разве что Скандинавии), и, вероятно, допустимое, если она может быть минимизирована и сведена к контролируемым и принимаемым обществом потерям. Коррупция в сфере власти и бизнеса, как я уже говорил, отвечая на первый вопрос, в конечном итоге приводит к увеличению стоимости товаров и услуг российских предпринимателей. "Бытовая" коррупция является гораздо более заметной по причине того, что с ней сталкиваются представители самых разных слоев общества, которых объединяет то, что они являются автомобилистами, пациентами лечебных заведений, родителями и т.п. Такого рода поборы, какими бы раздражающими они не были, все же затрагивают интересы далеко не всех граждан (различные опросы, проведенные в последние годы, говорят о том, что среднестатистический гражданин скорее слышит о взятках чиновникам, а не платит их сам, а если и платит, то нередко предлагает их первым). Поборы с предпринимателей - это проблема, касающаяся всех граждан, поскольку экономика оказывается так или иначе обременена содержанием огромной армии чиновников и сотрудников правоохранительных органов, а все без исключения граждане вынуждены приобретать основной товар или услуги на внутреннем рынке у отечественных предприятий (ведь даже олигархи заправляют свои иномарки российским бензином), не имея никакого выбора - платить или не платить. Ведь можно отказаться от автомобиля и пользоваться общественным транспортом, лечиться исключительно народными средствами, собирая лечебные травы самостоятельно, но не покупать основные продукты и услуги вряд ли возможно.

Хотя, как и в ситуации с любым другим комплексным явлением, достаточно трудно отделить "бытовую" коррупцию от остальных вариантов проявления коррупции, в том числе и "политическую" - они питают и дополняют другие, что, в свою очередь, предполагает и комплексную программу противодействия оной.

Сегодня Россию любят сравнивать с Китаем, отмечая при этом, что Китай не менее коррумпирован. Тем не менее, объемы зарубежных инвестиций в Россию и в Китай разнятся на порядок. Многие западные бизнесмены в интервью российским СМИ говорят, что китайская коррупция - предсказуема, о каждом чиновнике ясно, что он может сделать и за какие конкретно деньги, а главное - гарантируется результат. А российская коррупция - наоборот, непредсказуема, нет четких тарифов, неясно, что сможет сделать тот или иной чиновник, а главное - не гарантирован результат (чиновник может взять деньги и ничего не сделать).

Имеет ли смысл говорить, что если бы в России была бы такая же по качеству коррупция как в Китае - зарубежных инвестиций в Россию было бы гораздо больше?

На мой взгляд, коррупция в китайском обществе едва ли носит более организованный характер. Отличия связаны с тем, что в Китае контроль над экономическим развитием стран находится у Коммунистической Партии Китая, и все руководящие работники должны быть членами партии, которая имеет дополнительные возможности для отслеживания коррупционных потоков/процессов. В России же элиты разбиты на откровенно враждующие группировки, которые в своей деятельности оглядываются, безусловно, на президента, но нередко обходят и его, используя свои властные полномочия и связи для личной наживы. Периодически создаваемые "партии власти" обслуживают конкретные и временные политические интересы. В эти партии объединяются люди и группы, преследующие собственные цели, а не действующие в рамках определенной идеологии или системы ценностей (если не брать власто- и корыстолюбие как некие ценности).

Помимо этого, не стоит упускать из виду уголовное законодательство Китая, в соответствии с которым с большей или меньшей регулярностью различного уровня чиновникам выносят смертные приговоры за участие в коррупционной деятельности - и эти приговоры действительно приводятся в действие, причем нередко публично, на стадионах! Такая роль Уголовного кодекса КНР и китайского правосудия крайне далека от условных приговоров, которые получают российские министры и другие должностные лица за действительно доказанные в суде коррупционные преступления. Причем речь идет о тех немногих случаях, когда дела действительно были заведены и дошли до суда! Российские журналисты могут до синевы в лице разоблачать продажных чиновников, но в отличие от советских и ранне-перестроечных времен эти материалы не оказывают никакого влияния на карьеру последних. Даже отчеты Счетной палаты игнорируются правительством, а в лучшем случае откладываются до того момента, когда становиться необходимо наказать или понизить чиновника.

Сегодня коррупцию в России не критикует только ленивый. Тем не менее, в критике российской коррупции явно прослеживаются взлеты и падения, что позволяет говорить о том, что эта тема часто не самоценна, а используется в более масштабных политических играх.

Насколько, на Ваш взгляд, периоды оживления, например, в США жесткой критики российской коррупции являются либо отражением внутриамериканских процессов (предвыборная критика республиканцами "российского" направления политики Клинтона), либо преследуют цель оказать давление на Россию по другим вопросам (лоббирование интересов американских компаний, Чечня, Ходорковский и т.д.)? В этой связи, насколько может быть реализуем такой вариант, когда Запад (например, за помощь России в борьбе с терроризмом) закроет глаза на коррупцию в России и поддержит ее вступление России в ВТО на самых благоприятных для нее условиях - а это законсервирует ситуацию с коррупцией в стране?

Безусловно, политика двойственных стандартов характерна как для США, так и для Евросоюза, и неоднократно уже была применена в отношении России.

В свое время проблема коррупции была обозначена ЕС в период подготовки вступления в него ряда государств бывшего СССР и Восточной Европы в качестве одного из принципиальных препятствий к принятию этих государств в ЕС. В Польше и ряде прибалтийскиз республик, где уровень коррупции был тревожаще высок для ЕС, национальные органы развернули кампанию по борьбе с этим явлением, но с точки зрения чиновников ЕС, не вполне преуспели в ней вплоть до мая 2004 года, когда они, несмотря на сохраняющуюся там коррупцию, стали частью этого блока. Этот пример демонстрирует то, что ЕС потенциально способен закрыть глаза на свои собственные законы и правила - если это будет важно для его стратегических целей. Является ли Россия до такой степени важным партнером, чтобы забыть и про угрозы национализации частных предприятий, и преследование независимых СМИ, и войну в Чечне, и, наконец, коррупцию? Не уверен. Полагаю, что существует множество вводных причин, которые могут сказаться на линии поведения в отношении России как со стороны ЕС, так и США. К примеру, будет вполне показательно, если американские следственные органы, занимающиеся расследованием дела бывшего премьер-министра Украины Лазаренко, вызовут на допрос Бориса Ельцина и Виктора Черномырдина, как они обещали (готовность американских юристов идти далеко была продемонстрирована в апреле сего года, когда допросу был подвергнут бывший первый заместитель министра финансов А. Вавилов). Таким же индикатором может стать политика американских властей в отношении российских политиков и физических лиц (и глав их семей), в отношении которых американский Государственный Департамент будет готов реализовать январский указ президента Буша, закрывающий границы США для лиц, обвиняемых в коррупционной деятельности. Хотя, говоря откровенно, даже это едва ли остановит нечистых на руку российских чиновников - они просто не станут рисковать и воздержатся от поездок в США...


--------------------------------------------------------------------------------
1 http://www.gzt.ru/rub.gzt?rubric=biznes&id=64050000000013210. При этом надо отметить, что сами чиновники категорически отказались принять эти выводы и обвинили организаторов данного исследования в некомпетентности.
20 июля 2004

http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=50168

Док. 407734
Перв. публик.: 22.07.04
Последн. ред.: 13.12.07
Число обращений: 228

  • Демидов Борис Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``