Михаил Виноградов: Введение в регионах систем маркировки качества продукции - шаг к экономической дезинтеграции РоссииНазад
Михаил Виноградов: Введение в регионах систем маркировки качества продукции - шаг к экономической дезинтеграции России
Недавняя инициатива московского правительства о введении добровольной маркировки продуктов питания на отсутствие в их составе ГМО активизировала подобные инициативы в других регионах. На днях стало известно о том, что в Нижегородской области собираются провести конкурс на определение организации, которая будет проводить маркировку продуктов, допущенных к реализации в регионе. Среди требований к продукции также фигурируют отсутствие генно-модифицированных источников и ненатуральных компонентов. В начальной стадии оформления находится идея добровольной маркировки в Приамурье - там планируют начать с алкоголя, но собираются пойти дальше пищевых продуктов, и одобрять также различные виды лесозаготовительной, лесоперерабатывающей, трикотажной продукции, а также некоторые виды услуг. Подобная система уже функционирует в Белгородской области, в этом регионе за здоровье потребителя борется сразу несколько структур: НО "Качество жизни", ГУ "Белгородское качество" и ФГУ "Белгородский ЦСМ".
Плюсы и минусы развития этой тенденции оценивают эксперты:
Георгий Петров, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ: "Проблема региональной стандартизации имеет два аспекта. С одной стороны - это забота региональных властей о качестве реализуемой продукции, что похвально. Но с другой стороны, Россия - это единое экономическое и таможенное пространство. Регионы, устанавливая свои нормы и требования в области стандартизации товаров и услуг, создают, таким образом, нетарифные барьеры на пути движения товаров. Поддержать такие инициативы я не могу, потому что Россия - это единый экономический организм. Еще один немаловажный аспект - это процесс интеграции России в ВТО. Не углубляясь в рассуждения о преимуществах и недостатках этого процесса, можно констатировать одно: рассматриваемые меры региональных властей никак не помогают нашей переговорной команде, потому что в связи с их возможной реализацией принципы свободной торговли внутри самой России могут подвергнуться сомнению".
Михаил Виноградов, генеральный директор Центра политической конъюнктуры России: "Подобная практика представляется достаточно спорной. В числе ее негативных последствий - активное вмешательство государства в экономику и попытка выступать в роли рекламного партнера тех или иных компаний, заключивших партнерские отношения с органами власти. Другой тревожный сигнал - это опасность роста административного рэкета. Не секрет, что задачи по дебюрократизации и борьбе с коррупцией давно ставится федеральным центром, и попытки под лозунгами частно-государственного партнерства продвигать подобного рода инициативы на уровне регионов выглядят как саботаж воли федерального центра".
Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России: "Ситуация с региональными сертификатами показывает, что зачастую ряд вещей, происходящих в регионах, находится вне рамок федерального контроля, и это оставляет возможность для достаточно пространных действий со стороны местных элит. Введение региональных стандартов - это порочная практика. В целом же, проблема сертификации в России стоит достаточно остро: помимо региональных инициатив, на этот рынок пытаются также выйти многие западные компании. В этой связи, потребителю уже не остается никакой полноценной возможности разобраться в количестве этих самых стандартов, а доверие его к институтам стандартизации снижается".