В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Виноградов: Цейтнот Саакашвили Назад
Михаил Виноградов: Цейтнот Саакашвили
Поговорим более подробно о состоянии российско-грузинских отношений. К сожалению, в последние дни их отличает обмен нелицеприятными высказываниями на высоком официальном уровне; риторика такова, что впору задуматься о возможных последствиях.

Вот один пример. Накануне в Мюнхене на международной конференции по безопасности министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили обвинил Россию в стремлении "погасить голос Грузии в международных организациях". Он также обвинил Россию в создании в абхазском регионе незаконных вооруженных формирований. Да что министр, - сам глава Грузии Михаил Саакашвили там же, в Мюнхене воспользовался конференцией как площадкой для гневных высказываний в адрес России.

Действительно ли так уж заметно было это "битье посуды на политической кухне" в Мюнхене? Наши собеседники - наш корр. Марина Костюкевич, только что вернувшаяся из Мюнхена, а также политобозреватель "Радио России" Николай Мамулашвили, политолог Михаил Юрьевич Виноградов и политолог Николай Ревазович Кикабидзе.

Создавалось впечатление, что Михаил Саакашвили чрезвычайно усердствовал, чтобы его все услышали, заметили и поддержали, - считает Марина Костюкевич. - Однако в последнем он вряд ли преуспел, потому что выносить двусторонние разбирательства в третью страну просто неприлично. Но антироссийские выпады Саакашвили начал задолго до приезда в Мюнхен российской делегации. Поскольку он как президент не мог быть участником конференции (только приглашенным), он использовал свой рабочий визит в Германию, чтобы нанести, как ему казалось, сокрушительный удар по России. Так что когда в Германию приехал Сергей Иванов, он уже ступил на "подготовленную почву".

Саакашвили решил, что если он провозгласит выход Грузии из Совета министров обороны СНГ, это будет большим ударом для Совета и для России. Не совсем понятно, из чего последовал вывод о важности для России такого решения, но обоснованием послужило утверждение, что Россия - "коварный, злобный, хитрый и крайне неприятный сосед". Среди этих воплей было и заявление по газу (что Россия заморозила Грузию), было заявление по Абхазии...

Николай Мамулашвили- Во времена "революции роз", которую Николай Мамулашвили наблюдал вблизи, руководство Грузии как будто вело себя несколько иначе?

МАМУЛАШВИЛИ: После прихода к власти Саакашвили многие предполагали, что сложные отношения между Россией и Грузией улучшатся; кстати, первый визит за пределы Грузии Саакашвили совершил в Россию. Это было вполне логично, потому что Россия - ближайший сосед. И заявления, которые делал Саакашвили тогда, да и позже, обнадеживали. Он говорил, что стабильная, сильная Грузия - в интересах России, впрочем, как и усиление России отвечает чаяниям людей Грузии. Во время одного из интервью он говорил: поймите, до Америки гораздо дальше, и нам нужно быть с Россией в хороших отношениях.

- Где же истоки нынешних демаршей? Почему именно сейчас происходит такой поворот от первоначальных намерений чуть ли не к немедленному вступлению в НАТО?

КИКАБИДЗЕ: Эта риторика - иногда агрессивная, иногда не вполне понятная в Москве, - имеет ли она какие-то основания? Мы должны понять суть событий. Почему Саакашвили ведет себя так, действительно ли он неадекватный политик и у него нет советников, которые подсказали бы ему, как вести себя на международной арене? В чем причина обострений, когда самый малый инцидент, как наезд военного "Урала" на жигуленок в Южной Осетии, становится причиной объяснений на межгосударственном уровне?

Думаю, ответ на этот вопрос очень прост. Это все побочные вопросы нерешенной главной проблемы Грузии: восстановления территориальной целостности, суверенитета на всей территории Грузии. Именно для решения этого вопроса и был избран Саакашвили после "розовой революции". Если он не решит этот вопрос, он станет банкротом как политик. А время поджимает, Саакашвили - в полном цейтноте, вот он и предпринимает шаги, которые, как ему кажется, помогут решить проблему.

Михаил Виноградов- Какова же ставка политического выживания Саакашвили?

ВИНОГРАДОВ: Саакашвили прежде всего делает ставку на западноевропейское и американское общественное мнение, и это вполне логично: у Грузии не так много экономических ресурсов. Поэтому ставка делается на пропагандистские ресурсы, и подчас весьма успешно: мы видим, например, мнение Ангелы Меркель, которая выразила понимание позиции грузинской стороны. Думаю, обе стороны преследуют в этом конфликте прежде всего имиджевые цели; Грузии необходимо привлечь внимание Европы и США и мобилизовать население вокруг идеи противостояния "России - монстру".

С другой стороны, у российской элиты велик соблазн изображать Грузию в качестве злобного карлика, который только и думает, как насолить соседу. У российской элиты существует потребность реабилитироваться за весьма неоднозначные итоги российско-украинского газового конфликта, а у министра обороны Сергея Иванова есть частные интересы, связанные с необходимостью погасить скандал с дедовщиной в армии. Поэтому естествен двусторонний процесс имиджевой игры, который скорее всего сейчас ничем не кончится...

(Полная версия программы "Открытая студия" - в аудиозаписи).

http://www.radiorus.ru/news.html?id=153732

07.02.2006


Док. 407323
Перв. публик.: 07.02.06
Последн. ред.: 12.12.07
Число обращений: 399

  • Виноградов Михаил Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``