В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Устюжанин: Мы на правильном пути Назад
Виктор Устюжанин: Мы на правильном пути
МТ: Виктор Иванович, после запуска сети СКАЙЛИНК можно подвести первые итоги. Каковы эти итоги: сколько абонентов подключилось к сети за это время? Кто они? Какие услуги сети оказались наиболее востребованными?

Виктор Устюжанин: На сегодня в нашей сети тысячи абонентов - на фоне миллионов абонентов мобильной связи в России вряд ли эта цифра кому-то покажется потрясающей. Однако прошло всего чуть более месяца с момента ввода в коммерческую эксплуатацию сети СКАЙЛИНК - это, согласитесь, совсем небольшой срок. Кроме того, мы предложили рынку совершенно новую услугу, а воспитание потребности в этой услуге требует достаточно длительного времени, которого у нас было не так много. К тому же в этом году, как отметили все аналитики российского сотового рынка, не было предновогоднего бума продаж - сказывается то, что мы подходим к определенному уровню насыщения мобильной связью. Все это, естественно, не могло не отразиться на темпах роста абонентской базы.

Когда год назад на петербургский рынок выходила компания МТС, все было понятно: известный и популярный пакет услуг, только предлагаемый другим оператором, у которого свои тарифные планы и свой маркетинговый подход. Такое событие всегда приводит в движение огромную абонентскую массу, которая ищет более дешевые услуги. У нас же ситуация совсем иная - другой стандарт. Если вы помните, на наших первых рекламных щитах, посвященных СКАЙЛИНК, было написано: "Другая связь. Не GSM". В это вкладывался глубокий смысл. Сеть GSM - сеть 2-го поколения. Сейчас в мире, и Россия здесь не исключение, наблюдаются определенные тенденции: становится необходимым не только мобильно передавать голос, но и оказывать такие услуги, которые базируются на высокоскоростной передаче данных. Потребности общества в этих услугах еще не удовлетворены, и прежде всего, на профессиональном, бизнес-уровне, не говоря уже о бытовом. Именно поэтому операторы стандарта GSM активно внедряют в своих сетях технологию GPRS.

Мы вышли на рынок с сетью, которая решает вопрос высокоскоростной передачи данных по-другому. Да, потребность в новых услугах носит на сегодняшний момент несколько латентный характер, и рынок нужно еще подготовить, воспитать, приучить. Однако стоит отметить, что скорость внедрения новых технологий сейчас необыкновенно возросла, да и наше общество стало другим. Поэтому пробуждение рынка происходит гораздо быстрее, чем 10 лет назад, когда сотовая связь только появилась.

Мы первыми на рынке предлагаем качественную передачу голоса плюс высокоскоростную передачу данных (со скоростью, в 10-15 раз превышающей привычную!). Наши тарифные планы, в первую очередь, ориентированы на людей, которые много говорят, очень интенсивно используют мобильную связь. Для этой категории абонентов наши безлимитные тарифные предложения чрезвычайно выгодны. Это отмечают и сами абоненты, об этом говорят на форуме нашего сайта и в прессе.

Наши абоненты - это в основном корпоративные клиенты и некоторая часть индивидуальных пользователей, активно использующая преимущества новой сети. Удельная нагрузка, которую создают эти абоненты, чрезвычайно высока, она в разы превышает нагрузку в сетях NMT и GSM. Это говорит о том, что мы "попали в точку". Когда мы выходили на рынок, мы стояли перед неизвестностью, но сейчас видно, что прогнозы оправдались: продажи растут, интерес потребителя очевиден - понятно, что мы на правильном пути. Я сам - пользователь этой сети, и мне очень нравится и качество звука, и качество покрытия, которое в нашей зоне значительно превышает качество во всех развернутых сетях в Санкт-Петербурге, в Москве, в Европе и даже в Японии.

Самое главное для нас сегодня, что большинство клиентов в том или ином виде используют услуги передачи данных - через компьютер или через собственно телефон. Через телефон СКАЙЛИНК можно получать электронную почту, выходить на наш портал, где представлена масса интересной информации: - сводки погоды, последние новости, курсы валют, там же можно играть в игры через Интернет. Телефон становится комбинированным устройством, которое удовлетворяет потребности человека в получении информации, связи с внешним миром. Самый главный результат, который можно отметить по итогам первого месяца, - наша услуга, безусловно, востребована.

МТ: Что вы можете сказать о качестве связи в сети СКАЙЛИНК?

В. У.: Технология IMT-MC-450 сделала безукоризненным качество услуг в объявленной зоне. Многие наши клиенты отмечают, что в тех местах, где не работает ни одна другая сеть, СКАЙЛИНК работает. Это связано и с топологией нашей сети, и с технологическими преимуществами нового стандарта cdma2000 1x.

Ни одна сеть не может жить без "движения". Для абонентов одним из основных факторов привлекательности является зона покрытия. И сейчас мы приступили к расширению территории новой сети. В первую очередь, к лету мы рассчитываем охватить Ленинградскую область. К концу 2003 г. мы откроем фрагменты сети на других территориях нашей лицензионной зоны: в Пскове, Новгороде, республике Карелия.

Сеть СКАЙЛИНК работает в режиме 1х, т. е. с использованием одной несущей. Максимальная скорость передачи данных на сегодня составляет 153 кбит/с. Однако в рамках стандарта IMT-MC-450 уже существует технология EVDO, при внедрении которой будет достигаться скорость до 2,4 Мбит/с для каждого абонента. Я думаю, что через год-два мы будем внедрять эту технологию и предлагать нашим клиентам, и это станет серьезным прорывом на нашем рынке.

МТ: Удовлетворяет ли предложенный пакет услуг потребности ваших абонентов?

В. У.: Я думаю, что об этом еще рано говорить, хотя мы уже работаем над перспективными предложениями. Потенциал коммерческих предложений для наших абонентов далеко не исчерпан, новые предложения, которые будут выгодны и абонентам, и нам, будут появляться на рынке еще продолжительное время. Сейчас мы предлагаем два основных безлимитных тарифа и еще один тариф - "Модерн", предназначенный для тех пользователей, которые хотят попробовать современную качественную услугу связи.

МТ: Каков сейчас в среднем месячный доход на одного абонента?

В. У.: Если говорить об абонентах, подключенных по безлимитным тарифам, контракт по которым стоит 50 - 60 долл. в месяц, то эти 50 - 60 долл. и есть та сумма, которую приносит нам абонент, если при передаче данных он укладывается в квоту 30 Мбайт. Если он не укладывается, то платит еще 30 центов за каждый мегабайт. Показатель доходности на абонента в других сетях значительно ниже и имеет тенденцию к снижению. Но это понятно, так как эти операторы сейчас работают на очень массовом рынке, который близок к насыщению, и привлекают малодоходную часть потребителей.

МТ: Как вы оцениваете качество работы сетевого оборудования? Рассматриваете ли вы возможность использования в дальнейшем оборудования других производителей?

В. У.: Наша сеть развернута на базе оборудования Lucent Technologies. Когда мы создавали свою опытную зону и строили сеть, эта компания занимала монопольное положение на рынке оборудования cdma2000 для нашего диапазона. Однако сегодня ситуация изменилась, и появились два других производителя - эффективные китайские компании Huawei Technologies и ZTE. Сейчас мы тестируем их оборудование и будем проводить сравнение.

То, что к производству сетевого оборудования подключаются новые компании, говорит о развитии этого стандарта, и в том числе о перспективах развития в мире в целом ветви стандарта для работы в частотном диапазоне 450 МГц. Не случайно Министерство связи поддержало проект перехода российских операторов NMT-450 к использованию стандарта cdma2000 в диапазоне 450 МГц для модернизации своих сетей. Такие работы проводятся не только в России, но и в других странах, и число этих стран растет. В результате рынок станет массовым, производство - серийным, что приведет к удешевлению сетевого и терминального оборудования и, конечно, снижению стоимости услуг, предлагаемых на рынке.

МТ: Каково качество работы терминального оборудования? Сколько моделей предлагается сейчас и какова их стоимость? Когда можно ожидать расширения модельного ряда телефонов для новой сети и соответственно снижения их стоимости?

В. У.: Сейчас мы используем телефоны двух корейских производителей, это модели Synertek S200 и Curitel HX-510B - хорошие, весьма качественные, вполне конкурентоспособные. Обе модели недешевые, они стоят от 300 до 400 долларов. Но с учетом того, что функционально это устройство представляет собой не только сотовый телефон, но в каком-то смысле модем для передачи данных, это уже не слишком дорого.

Я думаю, что с ростом рынка модельный ряд быстро расширится. Известно, что будут производители также из Азии, но уже другие. И в результате роста рынка и роста конкуренции среди производителей стоимость терминального оборудования весьма существенно снизится, поскольку затраты на разработку, которые перекладываются на каждый проданный телефон, в удельном выражении уменьшатся.

Технология CDMA базируется на чипах Qualcomm. Компания Qualcomm сейчас внедряет новые чипы, еще более совершенные, более производительные. Фактически телефон, по крайней мере в стандарте CDMA, становится вычислительной машиной, которая по производительности сравнима с персональным компьютером, и он будет уметь делать все. Сегодня телефон в традиционном понимании служит для разговоров, а многие задачи, которые встают перед пользователями, решаются другими способами: с помощью компьютера, банкомата, через системы видеонаблюдения, службы заказа билетов и т. д. Мировые тенденции таковы, что благодаря растущему разнообразию услуг, базирующихся на передаче данных, сотовый телефон становится устройством, с помощью которого можно будет решать все эти задачи - входить в компьютерную сеть, оплачивать счета, вести видеонаблюдение, заказывать билеты, гостиницу. Технологии быстро развиваются и то, что вчера было недоступно, сегодня уже существует. Скажем, будущий телефон будет иметь цветной дисплей, полифонический звонок, Bluetooth-интерфейс для взаимодействия с компьютером или PDA.

МТ: А что будет с вашей старой сетью?

В. У.: Она будет существовать еще достаточно долго. Сеть работает и имеет до сих пор самую большую зону охвата в нашем регионе. Именно поэтому она до сих пор пользуется популярностью. Количество абонентов в ней не снижется, правда, и не растет. Мы не стимулируем рост пользователей этой сети. Количество клиентов должно оптимальным образом соответствовать ее пропускной способности. Мы будем продолжать улучшать обслуживание существующих клиентов, холить их и лелеять, чтобы они чувствовали себя комфортно. Клиенты платят нам деньги, и это немалая часть нашего бюджета. Кроме того, у нас есть лицензионные обязательства: мы обязаны поддерживать сеть, и обеспечивать национальный роуминг с другими сетями в рамках сети СОТЕЛ.

МТ: Расскажите немного о вашем новом офисе продаж СКАЙЛИНК.

В. У.: С моей точки зрения, наш новый офис - наиболее интересно оформленный офис продаж в области мобильной связи в Петербурге. В нем выдержан имидж новой сети. Мы попытались также изменить работу с клиентами. Люди интересуются подробностями, функциональными возможностями сети, перспективами ее развития, ее технологическим уровнем. Хотя клиентов должны больше всего интересовать спектр услуг, который они получат, на какой территории и за какие деньги. Но сейчас для России характерно, что все интересуются технологиями. А нам есть, чем похвастать, и это особенно приятно. За 10 лет, занимаясь NMT-сетью, мы соскучились по новым современным технологиям. Мы видим в себе силы и возможности продвигать новые технологии, что обусловлено, прежде всего, высоким уровнем наших специалистов. Среди инженерного состава компании много выпускников Санкт-Петербургского Государственного университета телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича (в их число вхожу и я). Много квалифицированных специалистов работают в областях маркетинга, финансов, вычислительной техники, информационных технологий и т. д. Мы ведь занимаемся не только техникой, но и бизнесом в широком понимании.

МТ: Что интересного ваша компания планирует показать на выставке "Норвеком-2003"?

В. У.: В этом году мы будем демонстрировать развернутую сеть, показывать те услуги, которые мы уже предоставляем. Также будем анонсировать те услуги, которые планируем внедрить в ближайшее время. Постараемся сделать наш стенд красивым и содержательным. Наша первоочередная задача - показать новую технологию и возможности сети конечному пользователю. "Норвеком" - это, прежде всего, выставка для профессионалов. Мы постараемся привлечь внимание посетителей выставки содержательной частью.

В том, что касается итогов работы сети СКАЙЛИНК, еще раз повторю: мы удовлетворены достигнутым, хотя прошедший месяц - это не срок, чтобы подводить какие-то итоги, даже предварительные. Я думаю, что будет правильным вернуться к этому разговору еще раз, хотя бы через полгода.

МТ: Большое спасибо за интересную беседу. Позвольте пожелать успеха вашей новой сети.

No1, 2003

NEWSWAY.RU

Док. 407268
Перв. публик.: 10.02.04
Последн. ред.: 12.12.07
Число обращений: 166

  • Устюжанин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``