В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Левичев: Гордый одиночка не в состоянии выиграть выборы Назад
Николай Левичев: Гордый одиночка не в состоянии выиграть выборы
В минувшие выходные на выборах самарского мэра победил кандидат от Российской партии жизни Виктор Тархов, за него проголосовало 56,37 процента избирателей. Его соперник - представитель "Единой России" Георгий Лиманский получил 40,5 процента голосов. Вот такой неожиданный для очень многих результат. Об итогах выборов - Маргарита Баржанова, депутат Государственной Думы (фракция "Единая Россия") и Николай Левичев, первый заместитель председателя Партии жизни.

- Для вас это что: проигрыш представителя единороссов или выигрыш представителя Партии жизни? Маргарита Валерьевна?

БАРЖАНОВА: Для меня ни проигрыш и ни выигрыш. Потому что практически это было соревнование двух личностей, двух харизматиков. И поэтому на сегодняшний день можно говорить, что там не соревновались партии, там соревновались личности. Я, конечно же, абсолютно поддерживаю результаты выборов, они состоялись, население города Самары сделало свой выбор, и надо говорить о том, что победил более харизматичный лидер, может быть, с лучшими обещаниями.

- Николай Владимирович, ваша точка зрения?

ЛЕВИЧЕВ: Прежде всего я хотел бы поздравить в прямом эфире Виктора Александровича Тархова с этой мужественной победой, сказал бы я. Я согласен с Маргаритой Валерьевной, конечно, жители города Самары выбирали между двумя персоналиями, во втором туре это было именно так. Единственное я могу заметить, что реалии политического процесса в России сегодня таковы, что гордый одиночка не в состоянии выиграть выборы более-менее значительного уровня. Поэтому понятно, что Виктор Александрович Тархов был на вершине пирамиды доверия, которое ему оказали значительные общественные силы, скажем так, в том числе и Российская партия жизни.

- С моей точки зрения, пока что на любых выборах, которые происходят у нас, идет выбор между личностями. И если в развитых демократиях личность как бы прицепляется к партии и авторитетом партии двигается вперед, то у нас происходит с точностью до наоборот.

ЛЕВИЧЕВ: В том смысле, что Георгий Сергеевич Лиманский попытался "прицепиться", как вы сказали, к партии власти, ан неудачно?

- Может быть, в этом конкретном случае да. Но если брать более широко, все равно пока что партии пользуются тем авторитетом, той харизмой, которая есть у личности. Насколько долго, с вашей точки зрения, будет длиться эта ситуация, произойдет ли у нас наконец этот перелом, когда партия, ее программа, ее авторитет станут определяющими? Скажем, я недавно приехал в Самару, я прихожу на выборы, я не знаю, кто такой Тархов, но я знаю, что есть Партия жизни, я за нее, или есть партия "Единая Россия", я за нее, и тогда мне не важно, кто кандидат, я отдаю голос за партию.

ЛЕВИЧЕВ: Мне кажется, что все-таки важно. Другое дело, что, если вы приехали недавно и не знаете, кто такой Виктор Александрович Тархов, вы должны иметь возможность получить исчерпывающую информацию об этом человеке и та партия, которая его выдвигает или поддерживает, должна иметь возможности доставить эту исчерпывающую информацию о личности, о ее жизненных ценностях, о ее жизненном пути, о ее планах и перспективах до каждого избирателя.

БАРЖАНОВА: Попробую ответить на ваш вопрос о том, когда же у нас будут голосовать не за личность, а за идеологию. Потому что партия - это и есть идеология, та, которая написана в уставных документах, та, которая разрабатывается и принимается съездами партии. И в эту партию вступают личности не из-за того, кто сегодня там лидер, а именно из-за тех документов, из-за той идеологии, которую несет в себе эта партия. Ну, у нас были, конечно же, более или менее ориентированные партии, но, к сожалению, рейтинг доверия у них настолько низок, что они сейчас не имеют своей фракции в Государственной Думе, и поэтому я думаю, что, конечно же, это время уже, наверное, следующих выборов, потому что каждая партия сейчас работает и разрабатывает идеологию, за которой - а не за лидером - пойдет население. И самое главное, тогда все встанет на свои места. Тогда не будет принципа "я начальник - ты дурак", а тогда уже будет все прописано идеологически и прописано, зачем мы идем, почему мы идем и почему мы так голосуем. Не потому, что сказал начальник, а именно потому, что так заложено в наших идеологических документах.

- Потому что мы разделяем эту идеологию.

БАРЖАНОВА: Да, потому что мы разделяем эту идеологию. Вы знаете, когда-то у нас была всем понятная идеология "Пролетарии всех стран, объединяйтесь", потом было время, когда считалось, что не нужна никакая идеология. И понятно, что время этого безвременья прошло, и понятно, что сейчас у всех партий будет выстроена идеология. И уже за эту идеологию будут голосовать наши люди, живущие в нашей стране.

- С моей точки зрения, до этого еще достаточно далеко, хотя бы потому, что надо понять идеологию и с ней сродниться, а партии, давайте будем называть вещи своими именами, молодые пока что у нас. У "Единой России" общий срок жизни полтора электоральных цикла. У Партии жизни - четыре года, еще более молодая партия получается. "Вырастить" каких-то заметных лидеров партии не успевают. Значит, они должны пользоваться тем людским ресурсом, который есть на сегодняшний день. И вот в любом регионе, будь то Москва, Самара, Владивосток, Калининград, Пермь или Мурманск, есть некий набор политически, экономически активных людей, которые стоят перед выбором: куда вступить? С одной стороны "Единая Россия" - это партия большинства парламентского, партия власти.

ЛЕВИЧЕВ: А с другой стороны не было ничего, скажем так...

БАРЖАНОВА: Как это? Была "Единая Россия", были коммунисты...

ЛЕВИЧЕВ: И вот это была самая большая неожиданность как раз выборов в Самаре, что возникла реальная политическая конкуренция. Да, представленная персонифицированным образом, но политическая конкуренция. И именно это явилось большой неожиданностью, может быть, даже для многих руководителей "Единой России", которые не ожидали такого подвоха со стороны жителей города Самары.

БАРЖАНОВА: Вам повезло с кандидатом.

ЛЕВИЧЕВ: Что значит повезло? Это большая кадровая работа, которой партии должны заниматься постоянно, ежедневно. Не повезло "Единой России" с Георгием Сергеевичем Лиманским, это, наверное, справедливое замечание.

Я возвращаюсь к тому, что политическая конкуренция возникла и люди увидели, что есть из кого выбирать. Я обращу внимание на такой штришок. В первом туре была высокая явка, 40 процентов. Сравните с явкой 8 октября на региональных выборах в Свердловске - 28 процентов всего. Люди не верят, что их голос что-то решит. В Самаре люди в первом туре поверили. Во втором туре явка еще больше, на пять процентов почти, оказалась. Это значит, что и те люди, которые в первом туре думали: "Ну, все равно Лиманского пропрут, чего будем ходить на выборы?" - когда они увидели, что их голос что-то будет значить, они пришли на выборы и установили рекорд явки за последние девять лет.

БАРЖАНОВА: Я хочу сказать, отвечая на ваш вопрос о том, как решается кадровый вопрос в партиях, что, конечно же, так как "Единая Россия" все-таки дольше действует в нашей стране, чем Партия жизни, то, естественно, самые лучшие кадры, самые харизматичные лидеры сейчас в партии "Единая Россия". И понятно, что тот кадровый состав, который есть на сегодняшний день, он говорит о том, что действительно лучшие специалисты, самые харизматичные лидеры - в партии "Единая Россия". И я думаю, что то, что произошло в Самаре, да, это событие, но это не провал партии "Единая Россия". Это провал отдельного кандидата в этих условиях. И к тому же надо сказать, что господин Лиманский, у него есть определенное прошлое, которое, конечно же, потянуло за собой шлейф этих неудач. Та активность, которую проявили избиратели, говорит о том, что появилась настоящая конкуренция и избирателям стало интересно. Я думаю, что так выборы должны проходить и на любом региональном уровне, и в заксобрания, и, конечно же, наши депутатские, потому что люди действительно должны выбирать.

- Партию жизни действительно можно поздравить с этим успехом. Не случайно все говорят, что это событие не регионального, скорее федерального масштаба, такое знаковое событие.

БАРЖАНОВА: Я бы не согласилась, что федерального.

- А мне кажется, что да...

ЛЕВИЧЕВ: А чего же вы тогда пришли на эфир, Маргарита Валерьевна?

- ...потому что, даже если мы учитываем результаты последних выборов в региональные законодательные собрания, видно, что Партия жизни набирает голоса и союзники ее тоже. С этим нельзя не согласиться.

ЛЕВИЧЕВ: Да, и то ли еще будет после объединительного съезда, который в субботу пройдет.

- И я опять возвращаюсь к своему вопросу. В регионах, когда политически или экономически активный человек решает, к кому примкнуть, какими аргументами он должен располагать для того, чтобы, давайте называть вещи своими именами, решить воспользоваться карьерным лифтом "Единой России", или Партии жизни, или объединенной партии, которая со дня на день должна появиться?

БАРЖАНОВА: Почему я пришла на эфир? Я пришла на эфир по приглашению радиостанции "Маяк". Я понимаю, что Партия жизни на самом деле вроде бы чувствует себя победителем. Но может оказаться это пирровой победой. Я, конечно, говорю о том, что нужно много работать для того, чтобы эта победа стала победой на федеральном уровне. Для этого не только в Самаре, но еще в 86 субъектах Российской Федерации вы должны стать такими же великими и найти таких же людей.

ЛЕВИЧЕВ: Спасибо, Маргарита Валерьевна, мы обязательно воспользуемся вашим советом.

БАРЖАНОВА: Но я вам хочу сказать, что, к сожалению, кадровый голод, конечно же, есть. На каждый субъект не найдете вы своего Тархова, потому что уже весь кадровый потенциал в партии "Единая Россия" в основном.

ЛЕВИЧЕВ: Остается только надеяться, что вы на каждый субъект найдете своего Лиманского. Так получается.

- Я серьезно спрашиваю по поводу кадрового потенциала. Понятно, что в регионах тоже осталась какая-то часть элит за бортом, скажем так. Понятно, что есть политическая активность. Вот вы пользуетесь ресурсом, который по тем или иным причинам не вошел в "Единую Россию"?

ЛЕВИЧЕВ: Огромное количество добросовестных, дееспособных, патриотически настроенных, квалифицированных людей почему-то до сих пор не вступило в партию "Единая Россия", хотя у них были для этого все возможности. Как мы знаем, не только не возбраняется в эту партию вступать, но даже еще немножко этот процесс стимулируется, будем так мягко говорить. И тем не менее не всем нравится то, что происходит, не всем нравится та атмосфера, которая складывается в партии "Единая Россия", не всем нравятся действия, которые совершают отдельные представители партии "Единая Россия". Я умалчиваю об общей стратегии и действиях думской фракции "Единой России". А в регионах люди видят, что не тянет их в эту партию. А куда еще податься?

Я напомню, что Партия жизни четыре года назад образована была людьми, которые к тому моменту в течение нескольких лет руководили общественными организациями, причем общероссийскими общественными организациями. Люди, которые тратят свой жизненный ресурс на общественную деятельность, решили четыре года назад создать Партию жизни. Между прочим, в оргкомитете по созданию партии из тринадцати человек было восемь докторов наук. Поэтому говорить о том, что все лучшие кадры в стране уже сегодня собраны в партии "Единая Россия", мягко говоря, большое преувеличение.

БАРЖАНОВА: Ну, здесь вопрос дискуссионный, он будет решаться на парламентских выборах 2007 года.

Подробности - в аудиозаписи программы.

http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=25934

24.10.2006


Док. 407237
Перв. публик.: 24.10.06
Последн. ред.: 12.12.07
Число обращений: 596

  • Левичев Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``