В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На вопросы `Трибуны` отвечает Секретарь Политбюро `Справедливой России` Николай Левичев Назад
На вопросы `Трибуны` отвечает Секретарь Политбюро `Справедливой России` Николай Левичев
(Интервью опубликовано 21 сентября, накануне II Съезда партии "Справедливая Россия")

В последнее время название партии "Справедливая Россия" не сходит с газетных полос. В нее переходит и ее покидают известные политики. Одни социологи прочат ей второе место на выборах в Госдуму после "Единой России", другие сомневаются, преодолеет ли она семипроцентный барьер. Что происходит сегодня с партией? Ответить на этот вопросы мы попросили Николая Левичева.

- До выборов в Госдуму осталось 80 дней. В чем, на ваш взгляд, главные особенности этих выборов, каково их значение для российского общества?

"- Колоссальные по значению выборы. Первые в истории новой России, когда открыто обсуждаются противоречия и перспективы политической системы страны.
Проблемы политического наследия 90-х известны: низкое доверие партиям со стороны граждан, жесткое доминирование "партии власти", маргинализация большинства малых партий. Мировоззренческий коктейль у ветеранов политической сцены: коммунисты ходят с хоругвями, националисты объединяются в блоки с левыми, так называемые "либералы" оказываются "империалистами" и т.п.

Мы стали активными проводниками президентской идеи становления реальной многопартийности: в прошлом году объединились три партии - Российская партия Жизни, "Родина" и Партия пенсионеров. Затем к нам присоединились еще четыре: партия "Развитие предпринимательства", конституционные демократы, Народная партия и Социалистическая единая партия России. Мы - своего рода гальванический стержень, погруженный в политическую среду, центр притяжения актуальных левых. Эту новую поляризацию политического пространства сегодня уже признают не только российские политологи, но и зарубежные эксперты и политики. По существу, это уже осознано и "Единой Россией", которая в канун выборов-2007 опасается уже не столько своего давнего соперника - Компартии, сколько "Справедливой России".

- В последние три месяца вокруг партии много различных слухов. В региональных организациях рас-колы, пишут о постоянных конфликтах между партийным центром и региональными организациями... Группа депутатов в Госдуме заявила о намерении выйти из фракции "Справедливая Россия".

- Сергей Миронов выступил с открытым предложением создать крупную левую партию, способную на равных конкурировать с "Единой Россией". Это стратегическое предложение, которое кардинально меняет несущие конструкции в политической системе. К сожалению, многие до сих пор не осознают масштабности замысла: кому-то было вполне комфортно сидеть в нише малой партии, пусть и без возможности всерьез влиять на политический процесс, зато - с депутатским мандатом или партийным бюджетом.

Кое-кто цинично считает: зачем стимулировать публичную политику? Есть "партия власти" с подавляющим большинством в органах законодательной власти, давайте будем решать все вопросы за пределами парламента, а на заседаниях лишь быстро и организованно голосовать. Для этого надо поддерживать услужливую готовность "спящих" между выборами структур, по свистку выступающих так называемыми "спойлерами". То есть марионетками, которые за деньги или другие бонусы отнимают несколько процентов у одного из фаворитов кампании.

Мы никого насильно не загоняли под знамена "Справедливой России". Соответственно, никого насильно и не держим. Нет смысла строить отношения с деятелями, пусть даже и известными, но не понимающими, к чему направлены наши усилия.

О партийном списке "Справедливой России" в прессе строили много догадок. В воскресенье состоится съезд, и вы увидите, что региональные списки "Справедливой России" возглавляют известные общественные деятели с прекрасной репутацией. Такие, как Оксана Дмитриева, Геннадий Гудков, Олег Шеин, Галина Хованская и многие другие... Мы собираем людей, которые сознательно участвуют в строительстве партии, провозгласившей "Социалистический выбор для России XXI века". Так называется наша предвыборная программа.

Не все те, кто нам дорог, возглавят наши региональные списки. Люди включаются в работу по разным направлениям: одни как сторонники, другие входят в наши общественные советы. На первом съезде в партию вступил, например, режиссер Юрий Грымов, а теперь к нам присоединился замечательный актер Валерий Золотухин. Из молодых левых лидеров с нами с первого дня Сергей Шаргунов, а теперь и Илья Пономарев. Все это очень разные люди. Но есть нечто общее в их понимании перспектив развития страны.

- Ваш главный конкурент - "Единая Россия"?

- Безусловно. Но парадокс в том, что мы нужны "Единой России". Без второй крупной партии "ЕР" окончательно превратится в КПСС номер два, причем в варианте "сэконд хэнд". Думаю, что конституционное большинство в Думе нового созыва для "ЕР" не только не нужно, а просто вредно. Мы, как граждане, хотим, чтобы "ЕР" как можно скорее превратилась в нормальную европейскую партию. Как, например, голлисты во Франции или христианские демократы в Германии. Без административного насилия и искусственного информационного доминирования она в состоянии собрать голоса вполне искренних в своем выборе людей - вероятно, 30-35%. "Единая Россия" должна обрести свое политическое лицо. А для этого нужна реальная конкуренция. Необходима другая крупная и самостоятельная партия. Не сконструированный фантом, управляемый извне, а реальный политический субъект. Повторю: мы принципиальные сторонники расширения поля конкурентной публичной политики в России.

А худший сценарий заключен в следующем: "единороссы" дадут убедить себя в том, что они должны быть партией "всех управленцев", "всех бюджетников" или даже "вообще всех". Если этот сценарий победит в головах "единороссов", то модернизация нашей политической системы отложится минимум на четыре года. Конечно, это - не катастрофа. Но это отнюдь не на пользу стране.

- Часто говорят, что вы тоже "партия власти". Или, во всяком случае, "прокремлевская партия", как пишут в англоязычной прессе...

- Особенно меня удивляет, когда на таком кухонном языке разговаривают эксперты. Партия власти может быть только одна - по модели КПСС. Если есть хотя бы две конкурирующие партии, то это уже совсем другая модель. Ведь никто в здравом уме такую схему не применяет по отношению к демократам и республиканцам в США или к лейбористам и тори в Британии. Да, существует национальный политический класс, и у него есть согласие по базовым ценностям. Но есть и существенные различия в понимании того, как распоряжаться национальным богатством. И если коротко сказать: мы считаем, что распределяется национальное достояние в современной России несправедливо. Нечего скрывать: стань "Справедливая Россия" партией большинства в парламенте - решение проблем доходов населения, жилья, пенсий, налогов было бы другим, чем при "Единой России".

- Как вы относитесь к тому, что "Единая Россия" идет на выборы и 2007-го, 2008 года с "Планом Путина"?

- Честно говоря, название "План Путина" вызывает, мягко говоря, недоумение. Для сравнения представьте себе: Гельмут Коль уходит после длительного пребывания у власти, в целом успешно справившись с исторической задачей объединения Германии. И тут ХДС выходит на выборы с программой под названием "План Коля"...
Боюсь, что подобное решение сводит колоссальные восьмилетние усилия и успехи Владимира Путина на посту президента к сиюминутному рекламному слогану. Партия, состоящая из зрелых людей с хорошим политическим опытом, вдруг присаживается на корточки, на уровень молодежного "нашизма". Даже как-то неловко...

- Чувствуется по полемике в СМИ, что у "Справедливой России" обострились отношения с коммунистами.

- Я знаю очень многих активных, искренних людей, которые избирались в региональные органы власти от КПРФ. Это настоящие народные защитники. Наши люди. Они поднимают острые социальные темы на местах. Мне думается, что вся проблема сегодня - в верхушке КПРФ. Это будет большой проблемой в Думе нового созыва. По-видимому, "Справедливая Россия" и КПРФ в совокупности получат немногим меньше, чем "Единая Россия". Однако образовать какую-либо устойчивую коалицию при нынешнем руководстве КПРФ вряд ли удастся. Предвидя это, Сергей Миронов, если помните, два месяца назад заявил, что "Справедливая Россия" готова на своей площадке объединить все левые силы. Это был призыв, прежде всего, к рядовым членам компартии. После этого Геннадий Андреевич долго бранился в наш адрес, и его охотно показывали федеральные телеканалы.

- Часто можно услышать: проценты заранее посчитаны. Как решат наверху, так всем и припишут.

- Это заблуждение. Напротив, мы хорошо слышим, о чем говорит глава ЦИК В. Чуров: будут созданы условия, сокращающие до минимума возможности фальсификации протоколов. Мы слышим слова президента: он неоднократно высказывался в пользу политической конкуренции. К несчастью, эти слова хотят слышать не все. Есть, например, главы регионов с репутацией плохих руководителей, которые рассчитывают как-то выслужиться, если обеспечат 60% для "Единой России". Это "рвение не по разуму".

- Кстати, как вы относитесь к тому, что большинство региональных троек "Единой России" могут возглавить губернаторы, являю-щиеся, как правило, членами этой партии?

- Ну, все что не запрещено, как известно, разрешено. Хотя это, конечно, обман избирателя. Думаю, что далеко не все губернаторы искренне хотят поменять свое кресло на думское. Но во всем этом есть и своя интрига. Ведь практически, ставя свое имя во главе списка, губернатор добровольно идет на голосование по вотуму доверия лично ему, проводимой в регионе экономической, социальной политике. Пусть увидит, как жители оценивают сложившуюся ситуацию.

Правда, есть у меня и тревога, как руководители субъектов будут одновременно участвовать в выборах и готовить свою область или край к зиме. Впрочем, им виднее.

- Готова ли партия к избирательной кампании? Что главное в вашей стратегии?

- Это первые выборы в России только по партийным спискам. Значимость партийной идеологии растет. Мы начали подготовку к этим выборам год назад. Программа, с которой мы выходим на выборы, написана на основе тысяч и тысяч писем, пришедших в адрес С. Миронова, в общественную приемную партии. Так что у нашей программы - "народный патент". Мы ставим и отдельную задачу: проработать повестку дня Госдумы на 2008-2012 годы. Эта работа идет. Данные последних опросов показывают, что наши идеи, законодательные инициативы вызывают растущий интерес. Независимые опросы уже сегодня дают нам 15-16%. Мы готовимся к ожесточенной борьбе во многих регионах, где установились клановые порядки. Там, где действительно собираются выделять проценты по "остаточному принципу".

Я считаю, что мы сейчас делаем важную историческую работу. Понятно, что за нас никто не построит в России дороги, никто за нас не обеспечит наших стариков. И никто за нас не модернизирует политическую систему. Эта наша задача.

По материалам газеты "Трибуна"

http://www.spravedlivo.ru/position/349.smx

08/09/2007


Док. 407224
Перв. публик.: 08.09.07
Последн. ред.: 12.12.07
Число обращений: 767

  • Левичев Николай Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``