В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Е.Борисов: `Вектор политической и экономической активности смещается в восточном направлении` Назад
Е.Борисов: `Вектор политической и экономической активности смещается в восточном направлении`
Е.Борисов: "Вектор политической и экономической активности смещается в восточном направлении": Выступление на IV Международной конференции "Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия) - восточный вектор развития России" 27 июня 2006 г.

Уважаемые участники конференции!

Дальний Восток занимает особое место в экономике и геополитике России. Главное конкурентное преимущество региона - богатейший природно-ресурсный потенциал, который по-настоящему еще не вовлечен в оборот в пользу экономики России.

Рост различий между регионами в уровне социально-экономического развития чреват разными негативными последствиями: усилением дотационности региональных бюджетов, ростом социальной напряженности.

Преодоление отставания регионов Востока страны актуально как по экономическим, так и политическим причинам.

Вектор политической и экономической активности России постепенно смещается в восточном направлении. Об этом свидетельствует и то внимание, которое в последнее время уделяется Президентом и Правительством Российской Федерации вопросам развития Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Необходимость ускорения развития экономического роста востока России во многом диктуется экономическим и демографическим влиянием стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона начинают играть все более важную роль в мире. В то время как Китай и другие юго-восточные соседи демонстрируют быстрый рост экономики, объемов инвестиций, прирост населения, восточные регионы Российской Федерации оказались ослабленными в результате оттока населения, сворачивания производства, усиления оторванности от центральных районов страны.

Тем не менее экономическая база, культурный и интеллектуальный капитал, созданные за десятилетия трудом многих поколений, в сочетании с огромным ресурсным потенциалом региона и сейчас позволяет осуществить прорыв в развитии востока России. Это наш долг перед людьми, которые осваивали и обживали эти земли.

Реализация наиболее значимых инвестиционных проектов на востоке страны, безусловно, будет способствовать росту и других производств. Новые рабочие места и рост доходов населения создадут условия для развития производства потребительских товаров (особенно в сфере АПК), жилищного строительства (а с ним и промышленности строительных материалов), сферы услуг. Реализация крупных инвестиционных проектов приведет к росту загруженности инфраструктуры, прежде всего транспортной, а это и дополнительные налоги, и развитие дорожного строительства. Активизация экономической деятельности неизбежно приведет и к развитию рыночной инфраструктуры - банков, страховых компаний и пр. К слову, в Республике Саха (Якутия) следствием инвестиционной активности является развитие регионального банка "Алмазэргиэнбанк" и страховой компании "Стерх", которые в будущем будут одними из основных составляющих финансового сектора республики.

Рост валового регионального продукта приведет к пропорциональному увеличению доходов региональных бюджетов, а с ним и к росту инвестиций на социальную инфраструктуру. Целый ряд регионов востока страны выйдет из числа дотационных.

Перспективы развития востока России связаны в первую очередь с освоением минерально-сырьевой базы.

В азиатской части страны - Сибири, Дальнем Востоке, шельфе арктических и дальневосточных морей сосредоточена основная часть энергетических ресурсов России, что дает возможность не только удовлетворить внутренние потребности страны, но и экспортировать значительные объемы нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В настоящее время в рамках долгосрочной государственной стратегии начинается формирование в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке новых крупных центров добычи нефти и газа международного значения, которые позволят укрепить и реализовать экономические и геополитические интересы России.

Республика Саха (Якутия) - тот регион, в котором наиболее ярко представлены все специфические черты, характерные для восточных территорий России: богатства - громадные, а степень освоенности - минимальная.

Якутия обладает огромным по объему и уникальным по составу и качеству сырья природно-ресурсным потенциалом. На территории республики выявлено более полутора тысяч месторождений и свыше 5 тысяч проявлений различных видов минерального сырья. Стоимость только подтвержденных запасов оценивается в один триллион триста миллиардов долларов США и составляет около полутора процентов общемировых запасов, прогнозный же потенциал оценен в пять с половиной триллионов долларов. На территорию республики приходится 47% разведанных запасов угля, 35% газа и нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока, 22% гидроресурсов России. На сегодня Якутия обеспечивает 100% добычи сурьмы в стране, 98% алмазов, 40% олова, 15% золота и 24% производства бриллиантов. Также на территории республики существуют все предпосылки создания новой металлургической базы России с производством до 20 млн тонн стали и чугуна в год.

Во многом благодаря стабильной работе горнодобывающей промышленности, в первую очередь, - алмазодобывающей, обеспечиваются высокие показатели экономического развития республики: Якутия занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе и 23-е место в России по объему выпускаемой промышленной продукции. Среднедушевой объем валового регионального продукта в 1,7 раза выше среднероссийского показателя.

По инициативе Президента Республики Саха (Якутия) на территории реализуются программы по основным приоритетным направлениям, республика устойчиво занимает лидирующие позиции на Дальнем Востоке по объему продукции сельского хозяйства, обороту общественного питания; вторые позиции - по экспорту и инвестициям в основной капитал, по вводу жилых домов. На протяжении последних лет в республике отмечается повышение реальных денежных доходов. Якутия относится к регионам со стабильной социальной ситуацией, нам удалось сохранить естественный прирост населения, низкий уровень безработицы.

Вместе с тем перед нами остро стоят инфраструктурные вопросы республики, вопросы депрессивности отдаленных северных территорий, низкого уровня жизни сельского населения, работников бюджетной сферы.

Этот год для нас начался с визита Президента Российской Федерации В.В.Путина. Результатом визита главы государства стал перечень его поручений в адрес правительств России и Республики Саха (Якутия) о решении ключевых вопросов, имеющих стратегическое значение для развития как республики, так и Дальнего Востока в целом. Это вопросы развития транспортной и энергетической инфраструктуры, социальной сферы. Отмечая важное значение огромного потенциала Якутии и Восточной Сибири для стабильного развития страны, Президент России подчеркнул необходимость особого внимания правительства страны к решению вопросов региона и реализации мегапроектов на территории республики.

Сегодня мы ставим перед собой цель уйти от моноструктурного характера экономики республики, преодолевая определенный риск в этом, развивать производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции и на этой базе создать предпосылки для дальнейшего роста благосостояния населения. В соответствии с этим выстраиваются стратегические приоритеты нашей экономической политики. При этом мы исходим не только из республиканских интересов, а руководствуемся интересами общенациональными, инициируем те проекты, которые принесут отдачу и Якутии, и соседним регионам, и России в целом.

Одной из характерных закономерностей модернизации экономики республики становится переход от преимущественно минерально-сырьевой к топливно-энергетической специализации промышленности.

На сегодня в этой сфере активно прорабатываются следующие проекты: создание центра нефтегазодобычи в Западной Якутии, формирование Единой национальной энергетической системы Восточной Сибири и Дальнего Востока и создание Южно-Якутского гидроузла.

В западной части республики сосредоточены крупные нефтегазовые месторождения с общими извлекаемыми суммарными запасами в 330 млн тонн нефти и 2 триллиона 400 млрд куб. м газа. Здесь может добываться 40-50 млрд кубометров газа и 10 млн тонн нефти за год.

В настоящее время масштабные работы по освоению нефтяных месторождений разворачиваются компаниями "АЛРОСА", "Сургутнефтегаз" и "ТаасЮряхнефтегазодобыча".

Поэтому для нас принципиальное значение всегда имел вопрос о предполагаемом маршруте нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Мы в течение ряда лет последовательно отстаивали позицию "северного" варианта его строительства, поскольку прохождение нефтепровода через территорию республики позволит вовлечь в разработку минерально-сырьевую базу не только Западной Якутии, но и северо-восточных районов Иркутской области, юга Красноярского края.

Сейчас проходят подготовительные мероприятия к разработке проекта. Компания "Транснефть" в соответствии с законом представила Декларацию о намерениях, которая получила одобрение Правительства Якутии и проходит обсуждение на муниципальном уровне.

Если вопросы нефтедобычи решаются достаточно динамично, то по освоению еще более масштабных газовых месторождений Якутии предстоит много работы. Якутия обладает 40-летним стажем работы этой отрасли. Сейчас на Средневилюйском газоконденсатном месторождении мы добываем 1600 млрд кубометров газа в год для собственных нужд, занимая пятое место в России. Активно проводим газификацию населенных пунктов Центральной Якутии. Вовлечение в экономический оборот крупных месторождений Западной Якутии и строительство магистрального газопровода по маршруту строящегося нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" позволило бы обеспечить газификацию большей части республики, экспорт газа на внешние рынки и, в конечном счете, - оптимизацию республиканского бюджета. В этом смысле строительство газопровода для республики имеет не меньшее значение, чем нефтепровод. Однако политика поэтапного освоения газовых месторождений России, в которой разработка крупнейшего Чаяндинского месторождения отодвинута на дальние сроки, не позволяет пока приступить к реализации этого перспективного проекта.

Другое стратегическое направление развития экономики Якутии связано с вовлечением энергетической базы республики в российскую энергосистему.

Разрабатывается схема объединения энергосистем Северо-Восточной Сибири и Дальнего Востока. Она была впервые представлена в докладе Президента Республики 6 января 2006 г. и получила полную поддержку участников совещания и, в первую очередь, лично Президента РФ В. В. Путина.

Создание единой национальной электрической сети России (ЕНЭС) на восток пройдет через узлы централизованного энергоснабжения Красноярского края, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Магаданской области.

В настоящее время Якутская энергосистема состоит из четырех изолированных энергорайонов (Северный, Западный, Центральный и Южно-Якутский), каждый из них работает на базе собственных источников электроэнергии. При этом связь с объединенной энергосистемой востока имеет только Южно-Якутский энергорайон.

У наших западных соседей (Красноярский край) возобновлено строительство Богучанской ГЭС, в Магаданской области строится Усть-Среднеканская ГЭС при имеющихся избыточных мощностях Колымской ГЭС. На юге (Амурская обл.) вводятся один за другим энергоблоки на Бурейской ГЭС. И это абсолютно правильно, создание энергетической инфраструктуры дает возможность долгосрочного планирования в освоении месторождений. Отсутствие магистральных межрегиональных электрических сетей, экспортных электрических связей обусловливает изолированность мощностей генерирующих источников. А ведь электроэнергия - не сырье, это продукт с высокой долей добавленной стоимости.

Реализация данного проекта будет способствовать формированию нового центра газовой и нефтяной промышленности общероссийского значения. Кроме того, создается действительно единая энергосистема всей России. Иными словами, Якутия становится энергомостом, обеспечивающим энергетическое единство и безопасность всей страны.

Кроме того, будут объединены разрозненные энергосистемы Якутии и решится вопрос энергетической безопасности республики.

Еще один крупный энергетический проект, инициированный республикой, - создание мощного энергоузла в Южной Якутии. Он основан на использовании гидроресурсов бассейна реки Алдан, ее притоков Учур и Тимптон и реки Олекма, где есть все условия для строительства гидроэлектростанций. Проект включает в себя строительство 8 ГЭС суммарной мощностью 8,4 тыс. МВт и среднегодовой выработкой порядка 35 млрд кВт-час. В отличие от каскада вилюйских ГЭС здесь не будет больших водохранилищ, электростанции не затронут земель сельскохозяйственного назначения.

По оценкам, затраты на строительство Южно-Якутского ГЭКа составят около 8,2 млрд долл., срок строительства пускового комплекса - 8-10 лет. В перспективе Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс также войдет в состав Единой национальной системы.

Совместно с РАО ЕЭС начата подготовка технико-экономического обоснования Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса. Для этих целей РАО ЕЭС выделило 420 миллионов рублей. В конце мая подписано Соглашение с РАО ЕЭС, Федеральной гидрогенерирующей компанией (ГидроОГК) и Федеральной сетевой компанией (ФСК) ЕЭС.

В масштабах России реализация этого проекта, во-первых, ликвидирует дефицит электроэнергии на Дальнем Востоке, позволит решить важную задачу по снижению тарифов на электроэнергию в регионе. Во-вторых, появление мощного энергоузла создаст значительные возможности для экспорта электроэнергии в страны АТР.

Помимо названных крупномасштабных проектов в республике имеется ряд направлений развития других отраслей экономики.

Освоение природных богатств возможно только при опережающем развитии инфраструктуры. Это хорошо видно на примере вышеупомянутых проектов: как только решается вопрос транспортировки той же нефти - начинается реальная работа по добыче. Поэтому республика последовательно проводит работу по обеспечению прежде всего транспортной доступности.

Благодаря активной позиции Республики Саха (Якутия) сейчас формируется опорная транспортная сеть на основе комплексного развития всех видов транспорта. Центральным элементом этой системы является железная дорога, сейчас ее строительство в направлении Якутска ведется ускоренными темпами. Решением Правительства России сокращены сроки строительства, и уже в 2008 году железнодорожная нитка соединит центр республики с Транссибирской магистралью. На стадии согласования находится проект решения о строительстве совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через реку Лену и железнодорожного вокзала в городе Якутске. В результате этого ликвидируется сезонная оторванность половины территории Якутии от остальных регионов России, значительно сократятся сроки и издержки завоза грузов в республику. А это прямая экономия средств федерального и республиканского бюджетов и средств предприятий. Изучается план строительства пионерных железнодорожных линий ст. Лена-Витим-Ленск и Хани-Олекминск. Это даст дополнительный импульс развитию алмазоносных и нефтегазовых районов на юго-западе республики. Кроме того, железнодорожное сообщение позволит приступить к освоению Тарыннахского и Горкитского месторождений железной руды с общими запасами 4 млрд тонн, будет содействовать разработке месторождений золота, облицовочных и поделочных камней, освоению лесосырьевых ресурсов. По всем перечисленным транспортным проектам достигнуто практически полное взаимопонимание с Минтрансом России, Росавтодором, компанией "Российские железные дороги".

Одновременно активно проводится ликвидация грунтовых разрывов для обеспечения сквозного проезда на магистральных автодорогах "Вилюй", "Амга", "Колыма". В результате этого будет обеспечено круглогодичное транспортное сообщение в направлении "Запад-Восток", от Иркутской области до Магадана. В настоящее время прорабатывается вопрос о придании автомобильным дорогам "Вилюй", "Амга" и "Анабар" статуса дорог федерального значения.

В зоне основных железнодорожных и автомобильных магистралей появятся условия для создания новых и возобновления старых, ставших нерентабельными, производств.

В последнее время в связи с возросшим спросом на коксующиеся угли новый импульс получила угольная промышленность. Южная Якутия уже сейчас является основной сырьевой базой для российской металлургии, есть многолетний опыт сотрудничества с Японией и Южной Кореей.

Однако действительно масштабные перспективы развития угледобычи открывает крупнейшее Эльгинское месторождение, также расположенное на юге республики. Запасы коксующегося угля здесь составляют свыше 2 млрд тонн, разведано - в два с половиной раза больше. Прорабатывается вопрос о реализации этого проекта. Сегодня остается принять согласованное решение на уровне Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по механизму выбора стратегического партнера.

Традиционной для республики является золотодобывающая отрасль, для дальнейшего развития которой и сейчас имеется достаточная минерально-сырьевая база. Вопросы развития золотодобывающей отрасли были поставлены Президентом России на совещании в Магадане. Их решение позволит увеличить добычу металла в республике к 2010 году более чем в 1,6 раза за счет вовлечения в отработку крупных золоторудных месторождений "Нежданинское" и "Кючус", освоения Куранахского золоторудного поля. Реализацию этих проектов мы связываем с деятельностью золотодобывающей компании "Полюс". Также требуется более эффективно реализовать малые инвестиционные проекты на россыпных месторождениях золота.

Освоение железорудных месторождений республики, запасы которых оцениваются в 7 млрд тонн, прежде всего, связано с реализацией проектов освоения месторождений "Таежное" и "Денисовское", находящихся в непосредственной близости от строящейся железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск. Их освоение позволит получать в сравнительно близкой перспективе до 6 млн тонн железорудного концентрата в год. А в дальнейшем на основе этих месторождений можно создать мощную металлургическую базу.

При реализации инвестиционных проектов особое внимание должно уделяться минимизации негативного техногенного влияния промышленного производства на окружающую среду. Природа Якутии сохранила свою чистоту и первозданность, и это тоже является нашим достоянием, которое дает нам возможность развития относительно новой для нас отрасли - туризма.

В республике разработан проект создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, который мы планируем представить на конкурс, который будет проводиться Минэкономразвития и торговли России в текущем году. Проект построен на продвижении наиболее известных в мире брендов Якутии: река Лена, юкагирский мамонт, Полюс холода, северные сияния, эпос Олонхо. Центральным объектом будет Музей мамонта в Якутске, проект которого разрабатывается при участии французской фирмы "Ла Пас Групп".

Мы рассчитываем, что реализация крупных инвестиционных проектов позволит достичь роста валового регионального продукта к 2015 году в 2 раза, к 2020 году - в 2,5 раза. Это станет хорошей базой для повышения уровня жизни населения, осуществления социальных проектов, направленных на повышение благосостояния жителей республики.

Кроме того, мы ставим вопрос таким образом, чтобы развитие промышленного производства оказывало прямое влияние на повышение качества жизни населения. Безусловно, социальное развитие - прерогатива региональных и местных органов власти. Но и компании, пришедшие работать в нашу республику, могут и должны внести свой вклад. В противном случае масштабное освоение природных богатств для нас, жителей Якутии, теряет смысл.

Мы заинтересованы в максимальном вовлечении трудовых ресурсов республики при реализации инвестиционных проектов, в подготовке кадров для работы на производстве, в сотрудничестве с республиканскими предприятиями, в разумном содействии со стороны компаний развитию тех территорий, где осуществляется их деятельность.

Крупные проекты могут быть осуществлены только в тесном сотрудничестве с федеральными органами власти и бизнесом. Их реализация стала возможной только после одобрения Правительством России и достижения единства интересов сторон.

Поэтому хотелось бы заострить внимание на тех вопросах, на которые, на наш взгляд, необходимо обратить внимание федерального правительства.

1. Масштабному освоению природных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока препятствует отсутствие четкой комплексной государственной стратегии по развитию востока страны.

2. Региональная политика России, реализуемая через федеральные целевые программы, должна предусматривать ускоренное развитие восточных регионов страны, в первую очередь, - опережающее развитие энергетической и транспортной инфраструктуры.

3. Необходимы решительные совместные меры по ликвидации отставания социально-экономического развития региона, что продиктовано требованиями национальной безопасности. В состав федеральных целевых программ необходимо включать проекты межрегионального уровня, способствующие развитию не отдельно взятых территорий, а в целом Дальнего Востока, Восточной Сибири.

4. Другим важным направлением должна стать реализация системы мер по развитию арктических территорий. Каждая отраслевая или ведомственная программа должна содержать специальный раздел о мероприятиях для арктических районов страны. Это касается сферы образования, здравоохранения, развития сельского хозяйства, транспорта и телекоммуникаций.

5. Со стороны федеральных властей требуются как инвестиции в развитие инфраструктуры, так и принятие ряда правовых, административных решений, если хотите - политических решений.

6. Инвестиции со стороны федерального бюджета необходимы прежде всего в развитие транспортной инфраструктуры. Как было показано выше, реализация целого ряда инвестиционных проектов сдерживается прежде всего из-за транспортной недоступности, в частности, из-за удаленности месторождений полезных ископаемых от железнодорожных веток, реже - автомобильных дорог. При этом очень часто принятие решений о необходимости федеральных вложений в инфраструктурные объекты становится предметом дискуссий и затягивается на многие годы.

7. Создание инфраструктуры (транспортной, энергетической) возможно не только за счет средств федерального бюджета, но и в рамках инвестиционных стратегий инфраструктурных монополий, например, таких, как ОАО "Транснефть", ОАО "Газпром", ОАО "РЖД", ОАО "Федеральная сетевая компания" и пр.

8. Среди задач федеральных органов власти, не связанных непосредственно с финансированием инфраструктурных объектов, одна из важнейших - своевременное принятие решений о перспективах развития тех или иных инвестиционных проектов. В одних случаях речь идет о проведении аукциона за право разработки месторождений полезных ископаемых (например, по Чаяндинскому месторождению газа и нефти инвесторы ждут аукциона уже на протяжении 4 лет), в других - о выборе между альтернативными стратегиями развития (как в случае с использованием газа Ковыктинского месторождения или нефтепроводом Восточная Сибирь - Тихий океан).

Со своей стороны Президент Республики Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия) видят ключевой задачей повышение качества социально-экономической политики.

Среди важнейших направлений социально-экономической политики можно назвать такие, как:

1) повышение в целом качества управления и содействие его внедрению в муниципальных образованиях; одним из механизмов решения этой задачи может служить повышение качества программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров;

2) создание системы сопровождения инвестпроектов, позволяющей снять административные барьеры, в т.ч. по вопросам выделения земельных участков;

3) проведение информационной политики, направленной на формирование позитивного имиджа региона;

4) повышение эффективности социальной политики в целом - не только для решения социальных проблем, но и для повышения инвестиционной привлекательности региона;

5) создание условий для развития высокотехнологичных производств;

6) создание условий для развития малого и среднего бизнеса, диверсификации экономики;

7) необходимо подчеркнуть, что инвестиции в образование и культуру, более широко - в человеческий капитал, являются одной из приоритетных задач региональных органов власти.

Завершая свое выступление, хотел бы отметить, что перед Республикой Саха (Якутия) стоят поистине огромные задачи индустриального и инфраструктурного развития. Несомненно, эти перспективы тесно связаны с вопросом рационального привлечения необходимых объемов инвестиций.


http://www.sakha.gov.ru/main.asp?c=10457

Док. 407004
Перв. публик.: 27.06.06
Последн. ред.: 11.12.07
Число обращений: 367

  • Борисов Егор Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``