В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на торжественном собрании, посвященном Дню принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия) 27 сентября 2006 года Назад
Выступление на торжественном собрании, посвященном Дню принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия) 27 сентября 2006 года
Уважаемый Президент Республики Саха (Якутия)! Уважаемые участники торжественного собрания! Дорогие якутяне! 27 сентября - День принятия Декларации государственного суверенитета Республики Саха (Якутия) занимает особое место среди знаменательных дат республики. Документ открывает, по сути, новейшую историю Якутии.

Чем больше времени с момента принятия Декларации, тем яснее, рельефнее становится значимость этого события. Годы не стерли важность ее идей. Она продолжает консолидировать общество, благотворно влияет на его духовное и интеллектуальное состояние. Особое значение для республики имеет экономическая составляющая идей Декларации. По существу, весь путь, пройденный нашей республикой, начиная с памятного сентября 1990 года, - есть претворение в жизнь основных экономических, социальных постулатов этого знакового в истории нашего народа документа.

Мы - реалисты и предпочитаем осмысливать происходящие события в плоскости реальных дел и процессов, а не благих намерений и пожеланий, пусть даже самых смелых и заманчивых, или каких-то узких интересов. Мы всегда понимали и понимаем суверенитет Республики Саха (Якутия) как меру самостоятельности республики в осуществлении своих исключительных полномочий и тех полномочий, которыми она наделена по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Признание Якутии неотъемлемой частью Российского государства; приоритет общегосударственных интересов в сочетании с созданием достойных условий жизни и деятельности всех субъектов Федерации и каждого гражданина России; мера самостоятельности и ответственности республики в рамках единого государства - вот главные ведущие идеи федеративного государства, а стало быть, и главная, ведущая идея Декларации о государственном суверенитете. Эти основные постулаты Декларации и сегодня не потеряли свое истинное содержание и основной смысл.

В начале девяностых годов прошлого века наша страна вступила в эпоху громадных перемен, коснувшихся жизненных устоев общества. Развалилась вся социалистическая экономическая и политическая система. Не устояла сама государственность страны - рассыпался могучий Советский Союз.

Многие из сидящих в этом зале свидетели того времени - в стране возникла совершенно новая социально-политическая ситуация. Начали стремительно развиваться экономические, социальные и политические процессы, последствия которых не поддавались никаким оценкам и прогнозам. Если взять событийную характеристику того времени, то принятие Декларации о государственном суверенитете было не причиной, а следствием происходивших в центре процессов. Мы говорим о ситуации, когда именно регионы сыграли решающую роль в сохранении целостности Российской Федерации, спасли Россию от распада вслед за Советским Союзом.

Тогда центральная власть была вынуждена бороться за спасение общенациональной оборонной, транспортной, энергетической и финансовой системы страны, заниматься установлением новых отношений с мировым сообществом. Поэтому всю ответственность за социальную политику, экономику, политическую стабильность, межнациональное согласие и гражданский мир в республиках, краях, областях взяло на себя региональное руководство. В большинстве регионов местная власть сумела удержать ситуацию от катастрофы - тем самым устояла, а затем окрепла Россия.

В Республике Саха (Якутия) принятый курс на суверенитет оказался оправданным в условиях воцарившегося в России экономического хаоса. Разумеется, были и неоправдавшиеся надежды, были и просчеты. Но этого нельзя было избежать на новом пути, так как в управлении экономикой был выбран метод проб и ошибок. Готовых сценариев не было. Особенно это становится ясным с позиций сегодняшнего дня. Руководству субъектов не на кого было возложить ответственность за обеспечение экономических, социальных условий жизнедеятельности, кроме себя. Тем временем жизнь не оставляла времени на раскачивание, на безучастное ожидание и бездействие. Вот в каких условиях в субъектах было принято ответственное политическое решение, давшее оценку ситуации, осмыслены происходящие перемены и указаны главные ориентиры в экономике и социальной сфере.

Таким образом, принятие Декларации явилось для нас единственным исторически оправданным действием, направленным на сохранение целостности российского государства, на обеспечение приемлемых условий жизнедеятельности общества в целом.

Время показало правильность и своевременность принятых тогда решений. Идея суверенитета раскрепостила общественное сознание, а ее реализация положила начало демократизации государства и общества. Республика открыла новые, доселе недоступные возможности экономической самостоятельности, которая быстро превратилась в основное содержание идеи о государственном суверенитете.

Будущие поколения якутян всегда будут благодарны лидерам того времени за смелые мысли, за ту ответственность, которую брали они на себя. Именно в этот период был заложен фундамент экономической самостоятельности республики, социальной стабильности, современной структуры власти, системы республиканского законодательства. Республика получила реальную возможность для самостоятельного решения наиболее значимых вопросов, что позволило в столь сложное время сохранить накопленный промышленный, научно-технический и культурный потенциал, обеспечить государственное регулирование экономических реформ, усилить социальную защищенность населения.

В политической сфере Республика Саха (Якутия) всегда была в числе регионов, которые целенаправленно стремились к укреплению России. Именно руководство Якутии настойчиво добивалось в начале 1992 года принятия Федеративного договора, который сыграл огромную роль в сохранении целостности России. Это теперь признают многие российские политики и объективные историки.

Некоторые попытки обвинить республику в проведении политики сепаратизма никогда не получали подтверждения. Потому что руководство Якутии, многонациональный народ республики на всех выборах и референдумах поддерживали курс федерального центра. И это осознанный выбор народа, считающего себя неотъемлемой частью России.

Внутри республики нам удавалось сохранить политическую стабильность и гражданский мир даже в самые критические времена. Во многих национальных субъектах был обострен национальный вопрос, а у нас мы сумели не просто сохранить межнациональное согласие, но и немало сделать для их укрепления.

Свое обретенное право влиять на экономические процессы, на вопросы собственности руководство республики сумело рационально использовать с пользой для всех якутян. Приведу несколько характерных иллюстраций этого тезиса.

В основной для экономики нашей республики сфере - в алмазно-бриллиантовой отрасли удалось сохранить целостность добывающего комплекса и сконцентрировать в новой компании сортировку и сбыт добытых алмазов. Раньше добывали алмазы одни, а сортировали и продавали совсем другие. Сохранение старой системы отношений в новых условиях неминуемо привело бы к развалу отрасли. А ведь в то время на серьезном уровне звучали предложения раздробить компанию, пустить в самостоятельное плавание все горно-обогатительные комбинаты бывшего "Якуталмаза". Мы не пошли по этому пути.

Или возьмем угольный комплекс. Здесь также удалось сохранить единство отрасли, что в конечном итоге позволило избежать масштабного кризиса и обеспечить максимально возможную в тех условиях устойчивость системы жизнедеятельности всей Южной Якутии.

Однако были и просчеты, и ошибки. Они были и в промышленности, и в строительстве, и в сельском хозяйстве. Впала в глубокий кризис практически вся сфера золотодобычи. Не удалось удержать падение производства и в некоторых других отраслях добывающей промышленности. Практически топталась на месте переработка. В тяжелую ситуацию попали дорожное и жилищное строительство. Распылив крупные коллективные хозяйства и ликвидировав государственный сектор в сельском хозяйстве, государство не смогло предложить адекватного эффективного механизма развития агропромышленного комплекса. Оставались неясными перспективы дальнейшего развития основных бюджетообразующих отраслей, долгое время не удавалось создать взаимоувязанную системообразующую инфраструктуру промышленности, энергетики, строительства, всей социальной сферы.

Но это всё происходило в рамках объективных, нежели субъективных причин для людей. Изменения происходили так быстро, что руководители разных уровней просто не успевали адаптироваться, найти более оптимальные пути решения возникающих проблем.

Некоторые считали и продолжают считать, что экономика республики якобы "паразитировала" на алмазных деньгах. Это совсем не так. Республика всегда активно помогала алмазной отрасли - все время снижала арендную плату, отказалась от своего права на выкуп по себестоимости 20 процентов добытых алмазов, соглашалась на отсрочку платежей алмазной компании в республиканский бюджет, принимала в качестве значительной части платежей не "живые" деньги, а векселя и алмазы. И поэтому АК "АЛРОСА" все эти годы продолжала развиваться, увеличивала объемы добычи, построила новый мощный комбинат по добыче нюрбинских алмазов, достроила Светлинскую гидроэлектростанцию. Сегодня предстоит задача замены арендных платежей другими источниками доходов. Ответственность за решение этого вопроса возложена на нынешнее руководство республики и Российской Федерации.

Уважаемые товарищи!

Главным положительным итогом усилий руководства республики в социальной сфере в годы реформ явилось сохранение даже в самые тяжелые девяностые годы приемлемого уровня жизни населения. Именно в эти годы средняя зарплата бюджетников, средние пенсии, пособия, стипендии в Якутии оставались значительно выше российских. Без экономического суверенитета эта задача оказалась бы крайне трудной или вообще невыполнимой.

Еще одним бесспорным показателем правильности принятого пути развития является сравнение процессов, запущенных во многих сферах жизни республики, с теми процессами, которые идут или начинают развиваться в стране сегодня. С этого года в Российской Федерации начали осуществляться многомиллиардные вложения в реализацию приоритетных национальных проектов. Важность, необходимость, востребованность подобных амбициозных государственных решений назрела давно, и наша республика с ходу подключилась к их реализации на местах. Тем более, как вы все помните, подобные проекты в нашей республике были запущены еще в начале 90-х годов. Самостоятельно. На свои средства, на свой страх и риск. Мы начали строить новые современные школы и подключать их к Интернету, мы строили в столице республики и в улусах медицинские центры и больничные комплексы и оснащали их современным медицинским оборудованием, мы строили новые учебные корпуса университетов и институтов в Якутске, Мирном, Нерюнгри. В условиях, когда в подавляющем большинстве субъектов откатились далеко назад, оказались на краю забвения такие важные сферы, как культура и искусство, в нашей республике строились и реконструировались музеи и библиотеки, театры и художественные салоны. Мы направляли много средств на поддержку агропромышленного комплекса республики, тем самым поддерживая сельское население. Мы приняли доктрину здорового образа жизни, развернули в улусах масштабное строительство культурно-спортивных комплексов, создали новые учебные заведения, значительно увеличили число специальностей и прием студентов в высшие и профессиональные учебные заведения. Все это можно охарактеризовать одним емким выражением - "инвестиции в человека".

В области законодательства Республика Саха (Якутия) была в числе лидеров по разработке наиболее передовых и продуманных региональных законов. Обретя право на экономическую самостоятельность, республика подошла к этому очень ответственно, сделав ставку на законодательное обеспечение экономики и социальной защиты населения. Объективный анализ показывает, что такой курс Якутии оказался наиболее отвечающим изменившимся политическим, социально-экономическим и правовым условиям и явился показателем ответственности руководства Республики Саха (Якутия).

На рубеже столетий политическая и экономическая ситуация в Российской Федерации заметно изменилась. В экономике начали действовать более перспективные, стабильные факторы. Начался процесс создания общегосударственного экономического пространства, осуществляются меры по гармонизации всей законодательной и управленческой системы страны. Поэтому новое руководство республики в 2002 году начало свою деятельность в новых условиях.

От прошлых лет остались многочисленные начинания, вложения и решения, но им не хватало системности. Ресурсная и финансовая составляющая многих решений не всегда была оправданной. Не решались проблемы долговых обязательств. Например, долги по зарплате во всех сферах превышали 1,6 миллиарда рублей. Главное - не была сформулирована и не подкреплена соответствующими расчетами и ресурсами экономическая стратегия, обращалось мало внимания на создание базовой инфраструктуры для развития экономики республики. Финансовые трудности возникали и в связи с тем, что многие федеральные структуры не всегда принимали в расчет специфические вопросы социально-экономического развития северного региона.

Возможно, некоторых просчетов и ошибок не удается избежать и сегодня. Идет строительство новых общественных, экономических отношений. Готовых рецептов нет и не будет. Могу сказать одно: мы ушли от управления методом проб и ошибок. Разрабатываемые в республике среднесрочные и долгосрочные программы упорядочены, имеют четко определенные ориентиры. Оздоровилась экономика республики, возросло влияние республиканских органов на состояние экономики и социальных отношений. Контакты руководства республики с федеральным центром и крупным бизнесом превратились в повседневное, конструктивное сотрудничество. Успешно и, главное, системно решаются задачи по развитию отраслей реальной экономики, развитию инженерной инфраструктуры: транспорта и транспортных магистралей (строительство железной дороги и автодорог, реформирование авиации и судоходства), обеспечению надежного тепло-энергообеспечения, газификации и водоснабжению населенных пунктов, качественной подготовке специалистов.

В итоге с начала 2002 года нам удалось увеличить валовой региональный продукт на 13 процентов, а до конца текущего года будет обеспечен прирост еще на 1,3 процента. Среднедушевой объем ВРП в 1,7 раза выше среднероссийского показателя. Якутия занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе и 23-е место в России по объему выпускаемой промышленной продукции. Прибыль предприятий увеличилась более чем в два раза, достигнув 33,6 миллиарда рублей. Все это дает толчок развитию и других отраслей, а также росту высокорентабельных предприятий, причем самого разного профиля.

Экономический рост в республике не возник спонтанно - работа проделана огромная. В последние годы подготовлены соответствующая институциональная среда и достаточно мощные движущие силы экономического подъема. Сегодня хороший фундамент заложен по самым разным направлениям, создана сама инфраструктура для дальнейшего экономического развития республики.

Но самое главное - все это позволяет нам активно решать первоочередные социальные проблемы. Уверенно растет продолжительность жизни якутян. Население республики в последнее время в основном увеличивается за счет естественного прироста. Показатели республики по количеству родившихся и умерших на одну тысячу жителей вселяют уверенность в том, что ее демографическое развитие находится на правильном пути.

Реализация целевых программ развития отраслей экономики, полное решение проблемы погашения просроченной задолженности по оплате труда позволили за четыре года повысить реальный размер средней заработной платы на 43 процента, в том числе работникам бюджетной сферы - в 2,5 раза. Создано более 24 тысяч новых рабочих мест, из них половина - субъектами малого предпринимательства. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась по сравнению с 2001 годом в полтора раза. Растут количественные и качественные показатели, характеризующие уровень жизни населения, - розничный товарооборот, количество личного автотранспорта, а также жилищные условия.

Огромное значение в Республике Саха (Якутия) традиционно придается развитию образования, здравоохранения и культуры. По строительству новых школ и медицинских учреждений республика уверенно лидирует в Дальневосточном федеральном округе. Реализуется система государственного заказа на подготовку технических специалистов, введено распределение молодых специалистов, обучающихся по госзаказу.

За последние годы значительно укрепился авторитет республики на международной арене. Прошли презентации республики в таких авторитетных международных организациях и форумах как ЮНЕСКО, Совет Европы, Арктический Совет, Всемирная выставка ЭКСПО. Буквально на прошлой неделе с большим успехом прошли Дни Республики Саха (Якутия) в Китайской Народной Республике в рамках Года России в Китае.

Наш народный эпос Олонхо включен во всемирный список нематериального культурного наследия человечества. Утверждена соответствующая республиканская программа по поддержке Олонхо. Летом этого года республику посетил генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. О нашем духовном сокровище узнали во всех уголках Земли наравне с величайшими образцами мировой культуры.

В социальной сфере новый импульс дало начало реализации приоритетных национальных проектов, которые у нас идут с опережением и превышением среднероссийских показателей.

Правовые отношения с федеральным центром также развиваются гармонично. Нам удалось существенно обновить и привести республиканское законодательство в соответствие с федеральным. Теперь предстоит более активно вести работу по внесению законодательных инициатив, учитывающих нашу региональную специфику.

Запущен сложный процесс становления и развития местного самоуправления. В настоящее время республика располагает добротной нормативной базой для обеспечения ответственного и полезного функционирования муниципальных образований, муниципальных поселений и городских округов. Потенциал местного самоуправления - это громадный ресурс развития республики. Очень многое во внутренней жизни и социально-экономическом развитии будет зависеть от того, насколько правильно будет поставлена работа местных органов самоуправления.

За четыре с половиной года работы в изменившихся условиях мы обеспечили динамичное социально-экономическое развитие Якутии, осуществили переориентацию курса на опережающее развитие производительных сил и инфраструктуры. Все это дает нам серьезные основания надеяться, что в первой половине XXI века Республика Саха (Якутия) станет одним из самых высокоразвитых регионов Российской Федерации с высоким уровнем благосостояния населения.

В политической сфере мы неуклонно стремимся к позитивному диалогу с федеральным центром по защите интересов Республики Саха (Якутия). Причем федеративные отношения не ограничиваются вопросами законодательного регулирования взаимоотношений федерального центра и субъектов. Важным и значимым для нас является усиление внимания федерального центра и лично Президента России В.В.Путина к нашей республике. На федеральном уровне разработана Схема развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии, которая содержит долгосрочные стратегические направления развития республики до 2020 года. Президент Российской Федерации не раз подчеркивал, что стабильное и динамичное развитие Республики Саха (Якутия) имеет ключевое значение как для Дальневосточного округа, так и для всей страны. По итогам визита Президента России в нашу республику были даны поручения, которые в настоящее время воплощаются в жизнь.

Мы считаем, что авторитет руководства республики на федеральном уровне достаточно высок. Президенту РС(Я) Вячеславу Анатольевичу Штырову доверена подготовка рекомендаций Президиума Госсовета по проведению государственной политики на Севере России. Вячеслав Анатольевич является членом Правительственной комиссии РФ по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Многие инициативы руководства Якутии поддерживаются на самом высшем уровне. Предложения республики учитываются и при изменении механизма межбюджетных отношений, и при разработке приоритетных национальных проектов, и в решении других стратегических для страны вопросов. Кредитный рейтинг республики на международном уровне стабильно растет. При выборе маршрута нефтепровода "Восточная Сибирь-Тихий океан" принят именно предлагаемый нами проект. Мы стремимся к тому, чтобы непростой процесс федерализации АК "АЛРОСА" также шел с учетом наших интересов, согласованной позиции руководства республики.

Уважаемые друзья!

Сегодня перед нами стоят очень сложные задачи. В этом году мы должны удержать темп роста экономики, преодолеть вызванные обильными дождями трудности в сельском хозяйстве, успешно завершить навигацию и подготовку к зиме. Нам необходимо подвести итог принятым и начать претворять в жизнь новые региональные программы. Эти факторы будут ключевыми для продвижения вперед, основой для будущего.

Уважаемые товарищи!

В России сейчас сложилась более благоприятная экономическая ситуация, меняется направленность общего вектора экономической политики страны, которая становится все более ориентированной на восточные регионы. Восточный вектор развития России позволяет нам рассчитывать на осуществление таких крупномасштабных мегапроектов как:

- дальнейшее строительство автодорог с целью создания разветвленной сети, выходящей на Иркутскую, Читинскую и Магаданскую области;

- строительство железной дороги до Якутска и возведение моста через Лену;

- создание крупнейшего в Евразии Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса;

- объединение Единой энергосистемы страны через Якутию с энергосистемой Дальнего Востока;

- развитие нефтегазовой промышленности, которая уже в ближайшие годы по своему валовому объему товарной продукции превзойдет алмазную промышленность;

- освоение Эльгинского угольного месторождения;

- выход экспортных возможностей Якутии на потенциально самый крупный в мире Азиатско-Тихоокеанский регион.

Совместная с нашими стратегическими партнерами реализация указанных мегапроектов значительно увеличит валовой региональный продукт, повысит уровень благосостояния населения, усилит интеграцию республики с российской экономикой и с российским государством, превратит Республику Саха (Якутия) в экономически и социально стабильный регион на востоке страны. Президент и Правительство РС(Я) добиваются в своей работе, чтобы стратегические интересы партнеров всегда совпадали со стратегическими интересами республики.

Особенности текущего исторического момента ставят перед нами задачи более высокого уровня сложности и ответственности. Республика должна научиться жить и работать в новых условиях. Только сообща, только консолидировав весь интеллектуальный ресурс общества и накопленный опыт, мы сумеем достойно пройти предложенный и выбранный нами путь.

Успешное осуществление стратегически определенных темпов развития нашей республики требует от нас новых подходов в диалоге с федеральным центром и с крупными инвесторами. От нас потребуется высокий уровень ответственности, грамотность действий всех ветвей власти и вовлеченность в них всего населения республики. Уверен, мы готовы к решению новых сложных задач.

Товарищи!

С момента принятия Декларации о государственном суверенитете прошло ровно 16 лет. Срок в историческом плане весьма короткий, но насыщенный самыми значительными, судьбоносными для республики событиями и переменами. К чести многонационального народа Якутии мы сегодня должны подчеркнуть, что якутяне сумели выдержать выпавшие на них испытания, сохранили веру в возрождение России и своей родной республики, обеспечили мир и согласие в обществе, тем самым дали возможность руководству республики сосредоточить все свои усилия на решении задач перспективного развития республики.

Мы обрели бесценный опыт эффективного управления социально-экономическими процессами в сложных, порой экстремальных условиях. Всё это и есть основной смысл и содержание Декларации о государственном суверенитете на современном этапе. Искренне верю, что в ближайшие годы, благодаря вдохновенному упорному труду жителей республики, благодаря созидательному сотрудничеству всех ветвей власти и общества, строящегося на основе взаимного доверия и уважения, произойдут более позитивные экономические и социальные перемены.

Дорогие якутяне! От имени руководства республики сердечно поздравляю с годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете. Желаю всем вам крепкого здоровья, благополучия в семье и новых свершений во имя процветания родного края.

Спасибо.



http://www.sakha.gov.ru/main.asp?c=11144

Док. 407002
Перв. публик.: 27.09.06
Последн. ред.: 11.12.07
Число обращений: 469

  • Борисов Егор Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``