В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Егор Борисов: Чтобы алмаз не потускнел Назад
Егор Борисов: Чтобы алмаз не потускнел
Являясь одной из базовых отраслей республиканской экономики, алмазодобывающая промышленность, естественно, прежде других нашла свое место в Схеме развития производительных сил до 2020 года.

Прошедшие пять лет были для компании АЛРОСА довольно успешными. Связано это с тем, что в предыдущие годы удалось создать достаточно хороший задел в развитии ее минерально-сырьевой базы и обновлении производства. Так, в 1996 году был пущен самый крупный на тот момент на планете по объемам добычи горно-обогатительный комбинат "Юбилейный", который обошелся компании примерно в 1 млрд долларов.

Через два года - в 1998-м - был введен подземный рудник "Интернациональный". В этот же период развернулись большие работы по вовлечению в разработку крупных месторождений Накынского рудного поля, и в 2003 году здесь тоже был введен горно-обогатительный комбинат.

Все это позволило создать хорошую платформу для того, чтобы компания более-менее успешно проработала последние пять лет.

Кроме того, надо учитывать, что в это же время сложилась благоприятная конъюнктура и на мировом алмазном рынке. За короткий период, с 2002 по 2005 год, цены на алмазы выросли на 30 процентов.

Но в последнее время начали выявляться многие объективные причины, которые показывают, что необходимо предпринять целый ряд усилий для того, чтобы впереди можно было рассчитывать на стабильную работу. Уже в 2006 году начались трудности в работе компании, стали хуже производственно-экономические показатели. В 2007 году и следующие десять лет ухудшение будет только продолжаться, если не предпринять необходимых мер.

В чем тут дело? Объективно существуют три важных фактора, которые нужно учитывать. Первый - это переход с открытой добычи алмазов на основных месторождениях на подземную. Сама по себе эта задача нелегкая. Мы видим, как непросто шел переход, когда строился подземный рудник "Интернациональный". А ведь переходить на подземную работу надо на всех месторождениях. И прежде всего на таких крупных, как трубки "Мир", "Удачная". Известно, что "Удачная" в течение 1980-1990 годов и начала нынешнего века была флагманом всей мировой добычи по эффективности, объемам и т. д. Теперь возможности открытой добычи исчерпываются, и на повестке дня стоит задача быстрого строительства подземного рудника. Он должен вступить в действие до того, как будет прекращена добыча открытым способом. Задача объемная и дорогая. Потребуется до 1,5 млрд долларов, чтобы ее реализовать.

Но одновременно с этим, подчеркиваю, одновременно надо строить еще два подземных рудника: в "Айхале" стоимостью примерно 500 млн долларов и на месторождении "Мир", который обойдется еще в 1 млрд долларов.

Плюс ко всему уже сегодня надо задумываться о проектировании подземного рудника на новом Нюрбинском месторождении. Через семь лет здесь тоже надо будет переходить к подземной добыче алмазов.

Иначе говоря, основные мероприятия требуют огромных капиталовложений для перехода с одного способа на другой. Но и этого мало. Подземная добыча будет менее эффективна, в результате мощности упадут. На той же "Удачной" в свое время перерабатывалось до 11 млн тонн руды в год, а подземный рудник даже при выходе на проектную мощность сможет освоить только 4 млн тонн. Значит, количество алмазов тоже будет уменьшаться. Выход - осваивать новые месторождения.

Однако сначала их надо найти, а для этого активизировать геологоразведку. Ученые говорят, что теоретические возможности Республики Саха (Якутия) по алмазам в настоящее время используются только на 50 процентов. Еще половина не открыта. Это означает, что в такой переломный момент надо увеличивать объемы геолого-разведочных работ не эволюционным путем - понемножку да полегоньку, а революционным. Надо в короткий срок удвоить, а лучше утроить объемы поисковых работ, создать новые экспедиции, определить место их дислокации и т. д. То есть начинать работу с чистого листа, продолжая интенсивно осваивать старые площади. И тут, как говорится, малой кровью не обойтись.

Другая задача - инженерного плана. Необходимо делать эффективными те месторождения, которые уже открыты, но находятся как бы за балансом. Возьмем, например, трубку "Зарница". Она в 20 километрах от Удачного, ее вполне можно эксплуатировать. Но, по нынешним меркам, это нерентабельно. Руда бедная по содержанию алмазов, чтобы ее переработать, надо везти на фабрику Удачнинского горно-обогатительного комбината. А это большие транспортные расходы. Значит, нужно найти технологию обогащения руды на месте - на борту карьера.

Это один пример, но не единственный. Существует целый ряд направлений, которые могут позволить компании АЛРОСА сохранить объемы добычи и не потерять свое место на мировом рынке.

Такова первая проблематика. Вторая - связана с крупными изменениями на мировом алмазном рынке. Дело в том, что традиционное построение рынка, которое базировалось на монополии некоторых крупных производителей и этот олигопольный картель возглавлял Де Бирс, сегодня кануло в прошлое. Де Бирс объявил об изменении своей стратегии. Концерн отказывается от роли мирового "алмазного жандарма" и регулятора рынка. Он провозгласил лозунг: "каждый сам по себе", выработал определенную линию, которая называется "предпочтительный поставщик", и, по сути, сформировал группу покупателей его алмазного сырья. От них он требует довести продукцию до потребителя и за счет своих сателлитов закрывает траты на продвижение бренда на рынок. Линия поведения Де Бирс изменилась даже в таком фундаментальном вопросе, как реклама. Если раньше, рекламируя по всему миру алмазы, концерн никогда не называл, откуда они - рекламировался просто алмаз, как таковой, - все помнят знаменитый слоган: "Алмаз - символ вечности", то теперь даже реклама нацелена на другое. На рынок продвигаются алмазы конкретно Де Бирс. Слова "алмазы Де Бирс - самые лучшие" имеют вполне определенный подтекст. Российские или канадские, выходит, хуже.

Изменились и другие условия. Например, Еврокомиссия категорически запретила реализацию много лет работавшего торгового соглашения между Де Бирс и компанией АЛРОСА. Руководители концерна, узнав об этом, удовлетворились и заявили: ну, и ладно, мы не настаиваем. А российская компания подала в суд на Еврокомиссию.

Короче говоря, в алмазном мире происходят фундаментальные изменения, и они не должны застать АЛРОСА врасплох. Если не выработать стратегическую линию, можно превратиться в аутсайдеров мирового рынка.

Поскольку изменения носят объективный характер, следовательно, им надо противопоставить определенную сознательную линию, четко выстроенную политику. К сожалению, в ответ на объективные процессы у компании АЛРОСА подготовленной линии нет. Не существует долговременных планов на 10-15 лет, и попытки создать их пока ничем не кончились. То есть компания не может подготовить 10-летний план своего развития, в котором были бы адекватные ответы на вызовы времени. Попробовав что-то предложить, правление поняло, что это не самое лучшее, и само отозвало из Наблюдательного совета подготовленную программу.

Не выработано в компании и надежной маркетинговой стратегии. Что делать теперь без Де Бирс, как, в конце концов, узнавать цену на мировом рынке и т. д. Ведь раньше все базировалось на образцах и ценниках, которые представлял Де Бирс, теперь даже этого нет.

Короче говоря, компания АЛРОСА выглядит сейчас не очень уверенно в складывающейся ситуации, и это беспокоит Республику Саха (Якутия), как акционера, представленного в Наблюдательном совете. Мы, естественно, ставим вопросы, высказываем неудовлетворенность развитием событий, отсутствием у менеджеров компании ясных стратегических планов и хотим, чтобы нас поняли, что дело не в чьем-либо субъективизме, а в тех объективно серьезных переменах, к которым компания АЛРОСА пока не готова.

Такое положение тем более тревожно на фоне развития других алмазодобывающих предприятий на территории республики. Они развиваются динамично, у них другая стратегия. Только начиная работать на этом рынке, новые участники ведут более активно геолого-разведочные работы, чтобы нарастить минерально-сырьевую базу, энергично перенимают новинки в технологии добычи. Месторождения, которые находятся у компаний "Нижнеленское" и "Алмазы Анабара", хуже, чем у АЛРОСА, расположены в неосвоенных местах. Ясно, что в этих условиях им надо быстрей приспосабливаться к рынку и оттого у них такое стремление ко всяким новациям.

Но дело не только в новых компаниях. Сегодня алмазная тематика заинтересовала другие российские крупные структуры. Опыт последних лет показывает, что как только на аукцион выставляется какое-то алмазное месторождение, то в борьбе за право получить разработку участвует уже не только АЛРОСА и новые добывающие предприятия. На последнем аукционе заявки дали 12 компаний. Интерес проявляют нефтяные и металлургические компании. Создают горнодобывающие структуры некоторые финансовые компании. Все это означает, что для АЛРОСА существуют угрозы не только на мировом рынке, но и на российском. Поэтому ей уже нелегко будет получить и те месторождения, которые есть в республике. А это немаловажный фактор, и его надо учитывать в своей стратегии.

Словом, АЛРОСА должна вкладывать большие капиталы и приложить много сил, чтобы сохранить нынешний уровень добычи, и потому мы до 2020 года никакого резкого роста не предусматриваем. Думаем, в лучшем случае главное предприятие алмазной отрасли должно занимать в экономике республики хотя бы те позиции, какие имеет сегодня.

Больше того, мы считаем, что при таких угрозах, которые объективно существуют, АЛРОСА должна сосредоточить свои силы именно в алмазной промышленности, и особо не рассматриваем возможность диверсификации ее деятельности, проникновения в другие отрасли народного хозяйства. У нее в основной работе такой пласт проблем, что дай Бог с ними справиться.

Таким образом, стабилизация работы алмазной отрасли - это задача, какую еще предстоит решить, именно так она ставится в рамках нашего плана, который отражен в схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года.

Российская Федерация сегодня: Республика Саха (Якутия). Специальный выпуск. - 2006 (ноябрь). - С. 14-15

Док. 407000
Перв. публик.: 30.11.06
Последн. ред.: 11.12.07
Число обращений: 350

  • Борисов Егор Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``