В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Прорыв в экономике для повышения уровня жизни людей: Отчет о деятельности Правительства РС(Я) за 2002-2006 годы Назад
Прорыв в экономике для повышения уровня жизни людей: Отчет о деятельности Правительства РС(Я) за 2002-2006 годы
Уважаемый президент, уважаемые члены правительства и приглашенные! В соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия) сегодня правительство республики слагает свои полномочия перед вступившим в должность Президентом Республики Саха (Якутия). Позади пять лет достаточно напряженной работы в единой команде с Президентом Республики Саха (Якутия) В.А.Штыровым во имя повышения благосостояния населения нашей родной республики, защиты ее социальных, политических и экономических интересов.

Наше правительство начинало свою деятельность в новых, довольно непростых условиях. На 1 января 2002 года социально-экономическая ситуация в республике, несмотря на относительно стабильное положение и наличие положительных процессов, оставалась весьма сложной и противоречивой.

Основными факторами, сдерживающими экономический рост и повышение уровня жизни населения республики, на тот момент являлись:

- нестабильная финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций во многих отраслях реальной экономики, общая неразвитость инфраструктуры;

- ограниченность и сезонность транспортных магистралей, высокий износ воздушного и водного транспорта;

- аварийное состояние энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, неплатежеспособность предприятий ЖКХ, бесхозность 20% электрических сетей;

- слабая газификация и недостаточное водоснабжение населенных пунктов, неустойчивая связь между ними;

- проблемы ветхого и аварийного жилья, расселения жителей закрываемых и затопляемых населенных пунктов;

- просроченная задолженность по заработной плате, которая в целом по республике составляла 1,6 млрд рублей;

- низкие доходы и низкая занятость сельского населения.

Для решения этих проблем имелись многочисленные начинания и заделы, но им не хватало системности.

А главное, не была сформулирована и подкреплена соответствующими расчетами и ресурсами экономическая стратегия, недостаточно внимания обращалось на создание базовой инфраструктуры для будущего развития республики.

В новых условиях управление экономикой методом проб и ошибок уже не подходило. Требовались системный подход в выявлении проблем, формулировке приоритетных целей и задач, обдуманная, взвешенная и ответственная политика в их решении.

Цели и задачи, поставленные перед правительством

Президентом РС(Я) В.А.Штыровым в начале 2002 года была сформулирована и поставлена перед правительством главная цель: повышение уровня и качества жизни населения республики.

Для достижения предстояло найти главные точки опоры развития реальной экономики. На практике это прежде всего означало:

- обеспечение стабильной работы алмазодобывающей промышленности, которая оставалась основной бюджетообразующей отраслью республики;

- совершение прорыва в развитии новых бюджетообразующих направлений - нефтегазового комплекса, угольной и золотодобывающей отраслей и приоритетно связанных с ними перерабатывающих производств;

- реализация программы социально-экономического развития села, повышение доходов сельского населения;

- активная поддержка и развитие предпринимательства.

Но чтобы достичь реальных результатов в развитии экономики, сфере товаров и услуг, необходимо было создать условия и сформировать соответствующую базу. На практике это означало решение достаточно крупных, масштабных задач:

Во-первых, необходимо было обеспечить надлежащее развитие общей инфраструктуры, а именно транспорта и транспортных магистралей (путем строительства железной дороги и автодорог, обновления парка техники, реформирования авиации и судоходства). Сюда же относится решение проблем надежного энергообеспечения республики, газификации и водоснабжения населенных пунктов.

Во-вторых, предстояло разработать и реализовать систему финансового оздоровления хозяйственного комплекса и бюджета республики.

В-третьих, следовало включить новые механизмы повышения доходной части бюджета республики, в том числе через эффективное управление государственной собственностью, активное привлечение инвестиций.

Структура правительства

В соответствии с этими задачами была сформирована и ныне действующая структура правительства, утвержденная указом Президента РС(Я)

Время подтвердило оптимальность сформированной структуры, распределение внутри нее функций и полномочий. За время работы значительно повысилась ответственность каждого члена правительства перед населением, перед Президентом РС(Я). Благодаря этому наша деятельность стала более практической, более приближенной к конкретному жителю республики.

Образовательный уровень членов правительства достаточно высок: более 50% имеют второе высшее образование по специальностям государственной службы, 43% - ученую степень. Состав практически стабилен и в основном сформирован в 2002-2003 годах. Средний возраст - 50 лет.

Организация деятельности правительства

Программно-целевой подход к решению поставленных Президентом РС(Я) задач позволил правительству систематизировать и упорядочить планы действий и финансирования отраслей. Так, был разработан пятилетний план социально-экономического развития, опирающийся на участие республики в 18 федеральных целевых программах и на реализацию 31 республиканской целевой программы.

Внутренняя система взаимодействия правительства обеспечивалась его Регламентом, определяющим порядок планирования работы, проведения заседаний, подготовки и принятия решений, обеспечения контроля за их реализацией, а также взаимодействия с другими ветвями власти и населением.

Необходимо отметить, что в течение пяти лет правительством республики была значительно улучшена работа с федеральными министерствами и ведомствами. Это реально выразилось в результатах: по сравнению с 2001 годом объем финансирования за счет средств федерального бюджета увеличился в 3 раза (2001 год - 1,3 млрд рублей, 2006 год - 3,9 млрд). На 2007 год предварительно согласованный объем финансирования составляет 7,8 млрд рублей.

Нормативно-правовая деятельность правительства

С самого начала своей работы правительство совершенствовало и систематизировало нормативно-правовую базу в целях более эффективного функционирования экономики и социальной сферы республики. За период с 2002 по 2006 годы было принято 505 законов Республики Саха (Якутия), из них 356 - по законодательной инициативе Президента и Правительства РС(Я). Активная законотворческая деятельность правительства вызвана необходимостью создать в республике правовую базу, систему законов и иных нормативных актов, обеспечивающих функционирование в новых условиях всех отраслей жизнеобеспечения населения республики, всей социально-хозяйственной инфраструктуры. Также за эти годы правительством внесены в Государственное Собрание (Ил Тумэн) 14 проектов федеральных законов.

За отчетный период проведено 113 заседаний правительства, в том числе 4 выездных (в администрациях муниципальных образований города Якутска, Усть-Алданского, Намского и Ленского улусов) и совместные заседания с Коллегией Госкомспорта Российской Федерации, Минсельхоза РФ, Минтранса РФ. Практика показала высокую эффективность подобной формы работы.

Всего за пять лет Правительством РС(Я) было принято 3397 постановлений и 8037 распоряжений.

Организация и контроль за исполнением решений

Организованная единая система контроля наглядно демонстрирует положительную динамику исполнения решений. Так, из поставленного за отчетный период 7431 решения выполнено и снято с контроля 5388 (72,5%), остальные находятся в работе. Из 4874 поручений президента членам правительства выполнено 4635 (95,1%). Из 11783 поручений председателя членам правительства выполнено 10821 (91,8%).

Решение поставленных задач

Комплексная и системная работа позволила правительству решить поставленные вышеупомянутые задачи.

За 2002-2006 годы валовой региональный продукт республики в текущих ценах вырос более чем в два раза. Реальный рост его в 2006 году составил 118,1% к 2001 году. По величине ВРП на душу населения Якутия занимает 4 место среди субъектов Российской Федерации.

За счет добычи полезных ископаемых республика доминирует в ДВФО по объему отгруженной продукции собственного производства.

Республика находится в первой тройке среди дальневосточных регионов по объемам промышленного производства, показателям сельского хозяйства, инвестициям в основной капитал. Обеспечен рост промышленного производства в реальном исчислении, без учета инфляции, на 11,5%, производства сельскохозяйственной продукции -на 5,6%, увеличены объем предоставления платных услуг населению - на 52,5% и товарооборот - на 43,7%.

За эти годы удалось вывести на безубыточный уровень многие отрасли, вложить в развитие производства более 180 млрд рублей, в том числе за счет крупных внешних инвестиций. Наряду с алмазодобычей сделан серьезный задел для развития других отраслей в целях преодоления "алмазной" зависимости. Пришли новые недропользователи в нефтяную, угольную и золотодобывающую промышленность. Это обеспечило экономический рост в республике даже в условиях снижения объемов добычи алмазов. В то же время этот рост сопровождался уменьшением энергоемкости на 30% и увеличением производительности труда на 86%, что в полтора раза превышает среднероссийский показатель.

Сальдированный финансовый результат предприятий всех отраслей экономики вырос за 5 лет в 3 раза, поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней - почти в 2 раза и составили около 40 млрд руб.

Учитывая стабильное социально-экономическое развитие, международные рейтинговые агентства регулярно повышали инвестиционный рейтинг РС(Я), по уровню которого республика единственная в Дальневосточном округе входит сегодня в первую десятку субъектов Федерации.

За 2002-2005 годы на развитие транспортного комплекса РС(Я) было направлено 12 336,5 млн рублей, в том числе из федерального бюджета - 3 848,5 млн (31,2% от общего объема средств); из республиканского бюджета - 6 666,1 млн рублей (54% от общего объема средств); из прочих внебюджетных источников - 1 821,9 млн рублей (14,8% от общего объема средств).

В целом введено в эксплуатацию 385,5 км автомобильных дорог и 1218,7 погонных метра искусственных сооружений, что позволило в прошлом году завершить первый этап формирования опорной сети автомобильных дорог республики.

Своевременно была сдана во временную эксплуатацию железнодорожная линия Беркакит-Томмот. Сегодня по этому действующему участку Амуро-Якутской железнодорожной магистрали ежегодно перевозится около 2 миллионов тонн грузов, открыто регулярное пассажирское движение по сквозным тарифам в три раза ниже авиационных.

В последние годы в авиационной отрасли республики также произошли существенные структурные преобразования. Из мелких и нерентабельных авиакомпаний созданы две - региональная "Полярные авиалинии" и магистральная "Якутия".

Благодаря своевременно принятым мерам предприятия речного транспорта республики сохранили рынки перевозок в верховьях Лены и на ее притоках, Колыме и Индигирке, и сегодня занимают устойчивую позицию для дальнейшего роста. В целом с 2002 по 2006 годы грузопоток увеличился на 19%, пассажирооборот - на 27%.

В течение пяти лет своевременно выполнялись правительственные задания по завозу грузов для государственных нужд республики. За указанный период мы добились слаженной работы всех участников навигации.

В 2006 году последние районные центры АТС перешли на цифровые коммуникации. Общая номерная емкость ОАО "Сахателеком" превысила 300 тысяч абонентов.

В телевещании охват населения программой ОРТ составил почти 100%, программой РТР - 93,5%, программой НВК "Саха" - 99%.

В 2004 году начались структурные преобразования в электроэнергетике.

За пятилетний период введены 23 ДЭС в сельских населенных пунктах, линии электропередачи в 13 селах протяженностью 69,2 км, а также такие жизнеобеспечивающие объекты, как линия электропередачи Нижний Куранах-Томмот, Эльдиканская электростанция мощностью 14 МВт нового поколения, ВЛ-110 кВ Хандыга-Джебарики-Хая, которая обеспечила централизованное электроснабжение угольной шахты и поселка горняков, два агрегата Светлинской ГЭС ОАО "Вилюйская ГЭС-3" АК "АЛРОСА" мощностью 180 МВт, первый пусковой комплекс ВЛ-220 кВ "Мирный-Сунтар-Нюрба" (уч. Мирный-Крестях) протяженностью 131,2 км со сложным переходом через реку Вилюй.

Осуществлялись мероприятия по созданию эффективного механизма управления в жилищно-коммунальном комплексе, снижению издержек, повышению надежности и качества жилищно-коммунальных услуг. Вместе с тем финансирование убытков предприятиям ЖКХ в связи с установлением государственных регулируемых цен не допускало резкого роста тарифов для населения, компенсировались дополнительные расходы, связанные с повышением цен на нефть, и другие обязательные затраты.

За период с 2002 по 2006 годы в республике газифицирован 31 населённый пункт. Построено 1326 км газопроводов, из них магистральных - 315 км, газопроводов-отводов - 191 км, межпоселковых и внутрипоселковых газовых сетей - 820 км, газифицирован 11421 жилой дом, переведено на газовое топливо 70 котельных.

В сельской местности проложено 398,6 км локальных водопроводов.

Постоянно укреплялась материально-техническая база агропромышленного комплекса. Введен в действие 191 производственный объект, на условиях лизинга поставлено 1,4 тыс. тракторов, более 800 автомобилей и единиц спецтехники, создана сеть машинно-технологических станций, запущено 90 объектов пищевой и перерабатывающей промышленности, и общее число их на сегодня составило 468.

В рамках финансового оздоровления хозяйственного комплекса и бюджета республики с 2002 года Правительством РС(Я) создана система контроля и управления крупными и средними предприятиями. Особое внимание уделено представительству государственных органов в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ с государственной долей акций.

С 2002 года во всех министерствах и ведомствах созданы и действуют балансовые комиссии, основными задачами которых являются усиление контроля за деятельностью предприятий и принятие мер по их финансовому оздоровлению.

Финансовое состояние предприятий республики характеризовалось увеличением сальдированной прибыли в 2,6 раза. Количество убыточных предприятий сократилось на 37,6%, а их доля уменьшилась на 13 процентных пунктов.

Финансово-бюджетная политика правительства была направлена на укрепление и наращивание доходной части бюджета, ограничение роста бюджетных расходов, создание эффективной системы межбюджетных отношений как с федеральным центром, так и с органами местного самоуправления, выполнение бюджетных обязательств на всех уровнях власти и усиление контроля за использованием государственных средств.

По результатам оценки Министерства финансов Российской Федерации республика заняла первое место по исполнению программных мероприятий среди 9 регионов РФ. По итогам завершения первого этапа Программы реформирования выделены средства в объеме 152 443 тыс. рублей, по итогам второго этапа - 151 075,1 тыс. рублей.

Структура нашего бюджета наглядно показывает, что в рассматриваемый период наблюдалась тенденция увеличения доли налоговых доходов в общем объеме доходов государственного бюджета РС(Я) (от 27 процентов в 2002 году до 37 процентов в 2006 году), что говорит о стабилизации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов республики.

Объем расходов бюджета за период с 2001 по 2006 годы увеличился на 73,6% - с 30,2 млрд рублей до 52,4 млрд. Этот рост обусловлен повышением цен и тарифов, увеличением заработной платы работников бюджетной сферы, принятием дополнительных расходных обязательств.

Произошло существенное снижение долга перед

федеральным центром.

Стабилизировалось республиканское налоговое законодательство - отменены неэффективные налоговые льготы, с 2004 года налоговая политика Республики Саха (Якутия) действует в виде долгосрочного закона.

В 2002 году была начата работа по плановой технической паспортизации и регистрации права государственной собственности РС(Я) на объекты недвижимости. На 01.01.2006 года в базу данных Реестра государственного имущества Республики Саха (Якутия) занесены 14 260 объектов недвижимости с остаточной стоимостью около 54 млрд рублей, в том числе объекты арендованного имущественного комплекса АК "АЛРОСА".

Все субъекты государственного сектора закреплены за соответствующими министерствами и ведомствами.

Начиная с октября 2002 года, когда Государственным Собранием (Ил Тумэн) был впервые утвержден Прогнозный план приватизации государственного имущества, этот процесс в республике приобрел плановый характер. Существенно увеличилось поступление доходов в республиканский бюджет от приватизации и управления государственным имуществом. В 2006 году данная сумма ожидается на уровне 4 368,5 млн руб., что больше 2002 года в 7 раз.

За пять лет заметно улучшился инвестиционный климат в республике, о чем свидетельствует рост заинтересованности крупнейших российских компаний в участии развития важнейших отраслей нашей экономики, таких как ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Транснефть", ОАО "Техснабэкспорт", Mitsui (Япония), "Стальная группа Мечел", ОАО "Полюс", МТС, ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Норильский никель", Газпромбанк, Внешторгбанк.

Объем инвестиций в основной капитал по Республике Саха (Якутия) за 2002-2006 гг. (с учетом оценки за 2006 год) составил 185,4 млрд рублей. Достигнут ежегодный рост по сравнению с 2001 годом, в частности, за 2006 год он насчитывает 52,8 млрд рублей, или 139,5% к 2001 году.

Продолжается приток инвестиций в строительство рудников по добыче алмазов, развитие Талаканского НГКМ, освоение Центрального блока Среднеботуобинского и Средне-Тюнгского нефтегазовых месторождений, строительство комплекса объектов переработки нефти Иреляхского месторождения, железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через реку Лена. Прогнозируются отработка крупных золоторудных месторождений "Нежданинское" и "Кючус", освоение Куранахского золоторудного поля.

Значительную долю в объеме бюджетных инвестиций занимает Инвестиционная программа РС(Я) за счет бюджета республики: за 2002-2006 гг. капитальные вложения составили 29,7 млрд рублей. Объем этой программы увеличился с 2,8 млрд рублей в 2002 году до 7 млрд рублей в 2006-м.

Позитивные сдвиги в экономическом развитии республики позволили приступить к системному решению главной цели деятельности правительства. За пять лет реальные доходы населения без учета инфляции увеличились на 43%, а номинально - в 2,5 раза. Удалось не только повысить реальную заработную плату в 1,5 раза, но и погасить огромную задолженность по ее выплате. Уменьшилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 26,4% в 2001 году до 20,2% в 2006 году. За пять лет создано около 30 тысяч рабочих мест, в результате уровень безработицы снизился до 7,8 против 8,2% в 2001 году.

По индексу развития человеческого потенциала, рассчитанному по методике ООН, Якутия заняла 8-е место в стране, пропустив вперед лишь Тюменскую область, Москву, Санкт-Петербург, Московскую область и еще несколько высокоразвитых субъектов Федерации.

За пять лет с учетом оценки 2006 года ввод жилья у нас составил 1297 тыс. кв. метров, более 17 тысяч семей справили новоселье и улучшили жилищные условия. В результате по обеспеченности жильем республика ликвидировала имевшееся отставание от среднероссийского уровня.

На строительство объектов социальной сферы по Инвестиционной программе за пять лет направлено 7 млрд рублей, введены 73 школы на 15784 места, из них 54 - в сельской местности, построено 19 дошкольных учреждений, 40 объектов здравоохранения, 13 учреждений культуры, 10 объектов высшего и среднего специального образования.

Из введенных за рассматриваемый период объектов нельзя не отметить ставшие настоящими украшениями столицы цирк на 600 мест, исторический центр "Старый город" с торговым комплексом "Кружало", реконструированное здание Национальной библиотеки, мостовые переходы через Городской канал и Солдатское озеро. Ведутся планомерная реконструкция улиц и площадей, благоустройство кварталов.

Реализация мероприятий приоритетных национальных проектов стала прорывом в развитии социально-экономической жизни республики. Они осуществляются в полном соответствии с утвержденными сетевыми графиками. За счет средств госбюджета РС(Я) на 2006 год было профинансировано 486,9 млн рублей.

Активно ведется работа по укреплению материально-технической базы учебных заведений - до конца 2007 года все школы республики будут подключены к широкополосному Интернету, закуплены 93 школьных автобуса, из всех уровней бюджетов планируется приобретение и поставка 167 комплектов учебного оборудования.

В республике прошли подготовку и переподготовку триста врачей, уточнен список и проводятся обследование населения, обеспечение амбулаторно-поликлинических учреждений современным оборудованием на 175 млн рублей. Поставка диагностического оборудования до конца года составит 335 единиц, оснащение автомобилями скорой медицинской помощи - 85 единиц, в том числе реанимобиль для новорожденных, - всего на сумму 34,5 млн рублей.

В ноябре по сравнению с январем 2006 года заработная плата участковых врачей выросла на 14 тысяч, медсестер - на 7 тысяч, тогда как в среднем по республике абсолютный рост составил 2798 рублей.

В рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" разработана долгосрочная республиканская целевая программа "Жилище" на 2006-2011 годы, в составе которой разработана среднесрочная целевая программа "Жилище" на 2007-2009 годы. С целью привлечения средств из федерального бюджета на 2006 год на ее реализацию были направлены бюджетные заявки на сумму 295 млн рублей, поступило и оплачено 222 млн.

Какие основные выводы можно сделать:

1. Сохранена положительная тенденция роста основных экономических параметров социально-экономического развития республики.

2. Под руководством Президента РС(Я) исполнительные органы власти, в том числе правительство республики, работали с чувством ответственности перед населением и Президентом РС(Я). Это подтверждают традиционные ежегодные отчеты перед населением и исполнение персональных поручений Президента РС(Я) членами правительства.

3. За эти годы решены проблемы по задолженности зарплаты, неустойчивой работе предприятий.

4. Реструктурированы все внешние долги РС(Я).

5. Создан механизм полноценного начала деятельности органов МСУ.

6. Определены основные приоритеты развития экономики республики.

7. Созданы предпосылки интеграции с экономикой ДВ и РФ посредством реализации крупных инвестиционных проектов.

8. Отрегулированы в основном крупные имущественные споры с Правительством РФ через заключение мировых соглашений.

9. В сельском хозяйстве для дальнейшего развития товарного производства создается инфраструктура - начала работать сеть заготовительных предприятий и обслуживающих предприятий, таких как МТС и т.д.

10. Перешли от управления экономикой методом проб и ошибок к программно-целевому методу.

11. Начата реализация приоритетных национальных проектов РФ. С учетом ранее проводимой социальной политики в республике национальные проекты попали на благодатную почву.

12. Взаимоотношения с федеральными органами власти в решении общероссийских задач на территории Якутии выстроены на конструктивной основе, на такой же основе строятся отношения с местными органами власти, парламентом, территориальными органами федеральных органов власти и другими.

13. Промышленность была и остается основой развития экономики республики.

14. Разработана и представлена в Правительство РФ Схема развития производительных сил, транспорта и энергетики.

15. За эти годы усилилась инвестиционная активность. Инвестиционный рейтинг обеспечивает устойчивое ведение переговоров с любым инвестором.

16. Доходность населения республики удалось в среднем увеличить в прогнозных объемах.

17. Тарифное и ценовое регулирование остается важным фактором экономической политики Правительства РС(Я).

Нерешенные проблемы

Наряду с достижениями и положительными моментами есть и вопросы, которые нам не удалось до конца решить в силу объективных и субъективных причин. Эти проблемы нам известны, они были не раз обсуждены и уточнены на заседаниях правительства.

Так, по отдельным геолого-промышленным районам в последнее время возникает достаточно напряженная ситуация с обеспеченностью высокоэффективными балансовыми запасами алмазов и угля.

Из запланированных к распределению на аукционной основе 246 месторождений нефти и газа, алмазов, золота, угля, серебра, подземных минеральных вод, лечебных грязей и рассолов торги состоялись только по 115 участкам недр.

Сохраняются проблемы в оловодобывающей отрасли - снижение объемов добычи концентрата в 2006 году относительно 2001 года составило 334,7 тонны, или 14,3%.

Наблюдается определенное ограничение объема поставок угля на экспорт, вызванное в основном отсутствием достаточного количества терминалов в дальневосточных портах.

Значительный объём строительных материалов все еще завозится из-за пределов республики, хотя мог бы производиться на месте.

Не удается достичь существенного наращивания объемов производства непродовольственных товаров.

Определенные трудности возникают с реализацией приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по направлению "Ускоренное развитие животноводства", нацеленного на строительство и модернизацию крупных животноводческих комплексов. В условиях мелкотоварности сельхозпроизводства лишь некоторые из наших хозяйств обладают для этого достаточной кредитоспособностью и производственной базой. Играет отрицательную роль и неразвитая транспортная инфраструктура, более высокие издержки, объективно складывающиеся в условиях Севера.

Не получило должного развития малое и среднее предпринимательство - удельный вес потребительских товаров местного производства в обороте розничной торговли составил всего 14,7%.

Рост цен на сырую нефть и газоконденсатное топливо ежегодно превышает прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития РФ. Такая же ситуация по ценам на завозимые нефтепродукты. Это создает сложность установления долгосрочных тарифов для коммунального комплекса.

В республике не удается выправить сложную ситуацию в области правоохраны, криминальная обстановка характеризуется значительным увеличением зарегистрированных преступлений, а с прошлого года наметилась негативная тенденция роста тяжких и особо тяжких преступлений. Наиболее острой эта проблема остается в г.Якутске, на долю которого приходится свыше 70% всех преступлений данного вида.

На что необходимо обратить внимание:

1. На вопросы подготовки рабочих, инженерно-технических кадров для разных отраслей республики. Нам необходимо создать целую систему.

2. Устранение недостатков в работе руководителей в вопросах финансово-экономического оздоровления убыточных предприятий.

3. Создать механизм по укреплению местных муниципальных бюджетов. Здесь очень важную роль сыграет налаживание кадастровой оценки всей недвижимости, начиная от земли и заканчивая имуществом населения.

4. Создание новых отраслей экономики как ухода от монопольного, рискованного, зависящего от одной алмазной отрасли экономики.

5. Обеспечить более наступательную позицию в реализации федеральных целевых программ на территории РС(Я).

6. Ускорить реализацию крупных проектов - как решение общих задач, так и предпосылки развития малого предпринимательства вокруг них.

7. Оптимизация расходов государственного бюджета, обеспечение эффективности бюджетных расходов на всех уровнях.

Из основных задач, требующих совместного решения на федеральном уровне, я бы назвал:

- размещение газопровода в одном коридоре со строящимся нефтепроводом "Восточная Сибирь - Тихий океан" для обеспечения внутренних потребностей регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока и экспорта газа с месторождений Республики Саха (Якутия) на рынки КНР и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона;

- развитие единой национальной электрической сети России, включение в разрабатываемую Программу развития электроэнергетики Российской Федерации до 2020 года строительство линий электропередачи на востоке;

- реализация до 2020 года на территории РС(Я) 18 крупных инвестиционных проектов, имеющих федеральное значение.

Перспективы развития

Говоря о перспективах развития республики, нельзя не перечислить несколько находящихся в стадии предварительной подготовки крупных проектов, а также мегапроектов, которые в не столь отдаленном будущем могут кардинально изменить экономику республики. В 2007-2011 годах запланирован ввод подземных рудников "Мир", "Айхал" и "Удачный" с одновременной активизацией геологоразведочных работ, начато проектирование подземных рудников для двух трубок Накынского рудного поля. В эти же сроки планируется завершение пускового комплекса Кердем - левобережье Лены с развитием инфраструктуры в п.Нижний Бестях и возведением совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через Лену в районе Якутска. По объему инвестиций и по срокам реализации достаточно подготовленным является проект разработки Эльгинского угольного месторождения с разведанными запасами 2,1 млрд тонн и стоимостью порядка 2 млрд долларов. Далее - создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса с объемом инвестиций в 361 млрд руб. Проект "Восток-50" на 491 млрд руб., включающий освоение Чаяндинского нефтегазового месторождения, строительство газопровода и газоперерабатывающего завода, подземного хранилища. С освоением Талаканского и Чаяндинского месторождений добыча нефти с нынешних 200 тыс. тонн возрастет к 2020 году до 12 млн тонн в год. Добыча газа увеличится соответственно с 1,6 млрд кубометров до 35 млрд. Минерально-сырьевая база Южной Якутии с ее богатейшими запасами коксующихся углей и железной руды создает вполне реальные предпосылки для строительства металлургического комбината. Запасы Эльконского урановорудного района, одного из крупнейших в мире и наиболее перспективного в России, позволяют планировать здесь производство с производительностью 5 тысяч тонн в год.

Успешное решение поставленных задач в экономике позволит активнее проводить социальную политику - к 2011 году повысить среднюю заработную плату в 2 раза, обеспечить занятость населения и достойный жизненный уровень.

В соответствии с обозначенными задачами, возможно, потребуются незначительные изменения в структуре правительства. Но в целом его главная цель должна оставаться неизменной - повышение уровня и качества жизни населения республики.

В заключение разрешите пожелать новому составу правительства успешного и созидательного сотрудничества с органами государственной власти и обществом на основе взаимного доверия и уважения, дальнейших значительных экономических и социальных перемен, успешной реализации целевых и ведомственных программ по всем направлениям на благо развития республики.

Благодарю за плодотворную совместную работу и поддержку парламент республики, членов правительства, работников министерств и ведомств, руководителей предприятий и организаций, тружеников наших городов и сел, внесших достойный вклад в реализацию основных направлений социально-экономического развития республики.

Разрешите мне вручить вам, уважаемый Вячеслав Анатольевич, этот отформатированный документ - отчет деятельности правительства за пять лет.


http://www.sakha.gov.ru/main.asp?c=11435

Док. 406979
Перв. публик.: 31.01.07
Последн. ред.: 11.12.07
Число обращений: 408

  • Борисов Егор Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``