В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Егор Борисов: Конструктивное взаимодействие и созидательное сотрудничество Назад
Егор Борисов: Конструктивное взаимодействие и созидательное сотрудничество
Выступление на сессии Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 14 февраля 2007 г.

Уважаемый президент и народные депутаты!

29 января 2007 года в соответствии с Конституцией РС(Я) и Конституционными законами "О Президенте РС(Я)" и "О Правительстве РС(Я)" правительство отчиталось перед президентом за проделанную пятилетнюю работу и подало в отставку. И сегодня начинается формирование нового правительства на новый срок.

Благодарю Президента РС(Я) за представление в парламент республики моей кандидатуры.

Уважаемые народные депутаты!

Я всегда чувствовал ту огромную ответственность, которая возлагается за последние годы на меня, тем более на должности Председателя Правительства РС(Я). Понимая это, предлагаю вам видение деятельности правительства на предстоящие пять лет - в каких условиях будем работать, какие цели и задачи перед нами стоят, как мы их должны решать.

Естественно, они не придуманы мною, они исходят из Программы Президента РС(Я), разработанных перспективных документов и, главное, с учетом результатов того труда, который мы проделали все вместе за последние годы.

В каких условиях Правительство Республики Саха (Якутия) будет работать в предстоящие пять лет?

Нам необходимо учесть положительные моменты:

I. Экономическое лидерство республики на Дальнем Востоке характеризуется:

1) объемом ВРП (216 млрд), оборотом организаций (250 млрд руб.), промышленной продукцией (отгружено на более чем 150 млрд руб.), экспортом, доходами бюджета (48,2 млрд), вводом жилья (285,5 тыс. кв. м), социальных объектов, инвестициями в основной капитал (50,7 млрд.), объемом розничной торговли (61,6 млрд);

2) высоким инвестиционным рейтингом (международный долгосрочный A(rus) - прогноз стабильный);

3) значительными перспективами отраслей, ориентированных на международные и общероссийские рынки;

4) относительно хорошо сохраненным сельским хозяйством (валовка 13,2 млрд, реализовано 40 тыс. т мяса, 194 тыс. т молока, 129 млн шт. яиц).

II. Стабильная социальная ситуация с устойчивой тенденцией развития. Это подтверждается:

1) положительной динамикой естественного прироста населения (коэффициент естественного прироста на 1000 населения с 3,7 в 2001 г. до 4,7 в 2006 г.);

2) сравнительно молодыми, экономически активными трудовыми ресурсами;

3) высоким образовательным уровнем населения (очной и заочной формами обучения в учреждениях высшего профессионального образования охвачено 41324 человека).

III. Благоприятная в целом экологическая ситуация.

IV. Уникальные природные ресурсы. Значительные запасы нефти, газа, угля, леса, золота, олова, сурьмы, железных руд, алмазов, редкоземельных элементов, урана, гидроэнергоресурсов. (Общие запасы и прогнозные ресурсы полезных ископаемых, переданные в изучение и освоение по итогам аукционов (конкурсов), составили: нефть извлекаемая - 135,5 млн тонн, газ - 58,4 млрд куб. м, золото - 140 тонн, уголь - 451,5 млн тонн, серебро - 8221,4 тонны).

V. Выгодное расположение на пересечении кратчайших путей между Азией, Европой и Америкой. В связи с этим и интерес, проявляемый к работе в республике со стороны крупных бизнес-структур.

VI. Эффективно функционирующая региональная исполнительная власть во главе с Президентом РС(Я), конструктивно работающая с основными субъектами экономической деятельности и федеральными структурами.

Мы обязаны наряду с этим учесть в своей работе объективные и субъективные негативные факторы:

1) Прежде всего, конечно, экстремальные природно-климатические условия.

2) Очаговый характер расселения с низкой плотностью населения (плотность расселения 0,31 чел. /кв. км ).

3) Хрупкость и уязвимость природного баланса северных экосистем.

4) Моноотраслевой характер экономики с превалированием алмазодобывающей промышленности, вступающей в сложный период технологического перехода на подземный способ добычи (более 60% собственных доходов бюджета - от алмазной отрасли). Сохранение одной отрасли становится рискованным.

5) Ограниченные возможности сельскохозяйственного производства (плодородный почвенный слой невелик и сильно подвержен эрозионным процессам. По уровню влагообеспеченности вся территория республики находится за порогом границы рискованного земледелия), повышенные затраты в капитальном строительстве (связанные с удорожанием затрат на производство - транспортные и др. расходы).

6) Наличие инфраструктурных препятствий к диверсификации экономики:

- отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, отсюда изолированность республики от магистральных транспортных сетей и слабая внутренняя доступность с сильной зависимостью от сезонного фактора;

- отсутствие единой энергетической системы, затратность и неэффективность структуры энергоисточников, обуславливающие необходимость значительного перекрестного субсидирования;

- технологическая изолированность энергосистемы республики от единой энергетической системы России;

- неразвитость инженерной и социальной инфраструктур (например, отставание в обеспеченности населения Республики Саха (Якутия) инженерными коммуникациями от общероссийских показателей. Удельный вес жилых площадей, оборудованных газом - 47%, водопроводом - 22% и канализацией - 20%, горячим водоснабжением оборудовано 48,6% жилфонда);

- наличие ветхого жилья (2,2 млн кв. м - 12,2% от общей площади жилого фонда против 3,2% в целом по РФ и 5,5% по ДФО) и изношенных коммунальных сетей.

7) Слабое развитие сферы услуг для населения. Низкий уровень развития в республике малого предпринимательства.

8) Высокая степень зависимости республиканского бюджета от федеральных трансфертов и неналоговых платежей (поступления средств из федерального бюджета в виде безвозмездных перечислений занимают наибольший удельный вес в структуре доходов государственного бюджета. За 5 лет рост данного источника доходной части бюджета республики от 33% в 2002 году до 40% в 2006 году).

Повышенные расходы бюджета на обеспечение социальных стандартов (объем расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за период с 2001-го по 2006 годы увеличился на 73,6%, с 30,2 млрд рублей до 52,4 млрд рублей. Рост расходов обусловлен повышением цен и тарифов, увеличением заработной платы работников бюджетной сферы, принятием дополнительных расходных обязательств).

Значительные контрасты между отдельными районами, городскими и сельскими муниципальными образованиями, доходами городских и сельских жителей (территориальная дифференциация доходов населения в соотношении 5:1 между доходами населения промышленных и сельскохозяйственных районов).

При этом основная цель работы исполнительной власти республики будет неизменна - повышение уровня жизни и занятости населения. Для этого надо создать условия для динамичного развития инфраструктуры и реального сектора экономики, дополнительного привлечения инвестиций, обеспечения согласованной работы всех ветвей власти, совершенствования федеративных отношений и внедрения местного самоуправления.

Для реализации цели с учетом вышеназванных условий Правительству Республики Саха (Якутия) необходимо решать конкретные задачи:

Первая - создание инфраструктуры как основы развития экономики. Это прежде всего:

1) продолжение строительства железной дороги Беркакит--Томмот--Якутск;

2) создание опорной транспортной сети без разрывов и "узких мест" с выходом на единую транспортную сеть страны;

3) проведение обновления, модернизации и пополнения парка транспортных средств;

4) строительство III нитки магистрального газопровода Средневилюйское ГКМ - Мастах - Берге - Якутск;

5) дальнейшие газификация и водоснабжение населенных пунктов;

6) повышение надежности функционирования систем жизнеобеспечения - дальнейшие реконструкция и строительство объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства;

7) создание современных систем связи и телекоммуникаций.

Вторая - оздоровление действующих базовых отраслей экономики. Это:

1) обеспечение роста валового регионального продукта за пять лет на 15% к уровню 2006 года;

2) организация устойчивой платежеспособности предприятий;

3) обеспечение диверсификации производства, прежде всего за счет предприятий топливно-энергетического комплекса;

4) аграрная политика, обеспечивающая гарантию ведения расширенного воспроизводства в агропромышленном комплексе; расширение работы по организации кооперирования малых форм хозяйствования;

5) создание условий для формирования кадрового потенциала для обеспечения реализации стратегических направлений развития республики;

6) усиление государственного экологического контроля и государственного экологического мониторинга на месте реализации крупных проектов.

Третья - совершенствование управления государственными финансами, капиталом, имуществом. Это:

1) укрепление и наращивание доходной части бюджета, создание эффективной системы межбюджетных отношений как с федеральным центром, так и с органами местного самоуправления;

2) оптимизация субъектов государственного сектора, т.е. продолжение процесса передачи государственного имущества в федеральную, муниципальную собственность, а также реорганизации и ликвидации унитарных предприятий и учреждений, не обеспечивающих интересы государства;

3) полная техническая инвентаризация и государственная регистрация объектов государственной собственности;

4) проведение земельной реформы, в первую очередь по разграничению государственной собственности на землю.

Для обеспечения комплексного и сбалансированного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) будет организована следующая работа:

1. Дальнейшая реализация действующих государственных, республиканских и ведомственных целевых программ с учетом решений и поручений. Прежде всего реализация Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года как долгосрочной стратегии развития региона.

Уже сегодня мы принимаем активное участие в разработке федеральной целевой программы, которая бы полностью отвечала требованиям, уровню межрегиональной программы и важности поставленных Президентом России задач по обеспечению национальной безопасности России на Дальнем Востоке.

2. Повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования с четкой регламентацией функций и задач министерств и ведомств.

3. Концентрация усилий Правительства РС(Я) на разработке и реализации межотраслевых инвестиционных проектов и межрегиональных кластеров с привлечением средств крупных компаний и Инвестиционного фонда РФ, способных стать "локомотивами экономики", в том числе:

в золотодобывающей промышленности - на основе освоения золоторудных месторождений Нежданинское, Кючус, Куранахского рудного поля;

в нефтегазовой промышленности - на основе освоения месторождений углеводородного сырья Талаканского НГКМ, Чаяндинского НГКМ и др., с созданием перерабатывающих и химических производств;

в угледобывающей промышленности - на основе освоения угольных месторождений Эльгинское, Чульмаканское, а также за счет увеличения объемов добычи ОАО ХК "Якутуголь" и других действующих угледобывающих предприятий с созданием новых и реконструкцией действующих углеобогатительных фабрик;

в отрасли электроэнергетики - обеспечивающих развитие мощности генерации и сетевого развития темпами, опережающими рост потребления на основе реализации проекта строительства каскада ЮЯГЭК.

Реализация этих проектов будет способствовать развитию сопряженных отраслей, предпринимательства и сферы услуг.

При этом инфраструктурные проекты будут рассматриваться как единое целое - в первую очередь за счет строительства в едином коридоре магистральных железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, нефте- и газопроводов на условиях государственно-частного партнерства.

Созданный инфраструктурный каркас Якутии не только обеспечит межрегиональные связи территории, но и инфраструктурную связь Дальнего Востока с основной территорией Российской Федерации.

Для решения поставленных задач необходима работа и в организационном плане:

1. Мы будем продолжать такой эффективный механизм "сверки" нашей работы с ситуацией на местах, как традиционные отчеты органов исполнительной власти перед населением, традиционные встречи с главами муниципальных образований, взаимодействие с парламентом республики для решения наиболее проблемных вопросов населения.

2. Будем более тесно работать с улусами, особенно продолжать ту работу, которую начали в арктических улусах.

3. С учетом предстоящих изменений в экономике республики работа балансовых комиссий министерств, ведомств и правительства республики выйдет на новый уровень - если мы больше времени уделяли оздоровлению финансово-хозяйственной деятельности наших предприятий, то теперь будем требовать развития и прибыльной деятельности с учетом интересов республики.

4. Время подтвердило оптимальность сформированной структуры правительства - и дальше будем совершенствовать её в зависимости от поставленных задач, повышая исполнительскую дисциплину и ответственность непосредственно министров и руководителей ведомств, хозяйствующих субъектов.

5. Тот курс по улучшению взаимодействия с федеральными министерствами и ведомствами, который за пять прошедших лет даёт свои плоды, и дальше будет выдержан. Зримыми результатами такой работы являются одобрение Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) Правительством РФ и принятие им соответствующего постановления; решение спорных вопросов по имущественному комплексу.

6. Правительство и дальше будет активно инициировать законопроекты, необходимые для поступательного социально-экономического развития республики.

Какие результаты мы должны получить:

1) увеличение реальных доходов населения на 40%, решение социальных проблем, обеспечение эффективной, адресной социальной поддержки и снижение уровня бедности;

2) закрепление населения и стимулирование положительной миграции трудоспособного населения, в т.ч. на селе;

3) формирование платежеспособного внутреннего рынка;

4) реализация приоритетных национальных проектов РФ;

5) дальнейшее укрепление социальной инфраструктуры: ежегодно строительство не менее 15 школ, трех-четырех объектов здравоохранения, спортивных стадионов и объектов культуры;

6) поддержка традиционных отраслей Севера;

7) обеспечение проведения на достойном уровне важнейших для жителей республики общественных мероприятий.

Плодотворная совместная работа и поддержка законодательным органом республики правительства по реализации основных направлений социально-экономического развития республики за прошедшие пять лет позволили достичь многого в решении поставленных задач. Надеюсь на дальнейшее конструктивное взаимодействие, успешное и созидательное сотрудничество на основе взаимного доверия и уважения в целях эффективного управления экономикой, взвешенной бюджетно-налоговой и ценовой политики. Спасибо.


http://www.sakha.gov.ru/main.asp?c=11437

Док. 406975
Перв. публик.: 14.02.07
Последн. ред.: 11.12.07
Число обращений: 343

  • Борисов Егор Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``