В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Протоколы без мудрецов Назад
Протоколы без мудрецов
В четверг вечером глава ЦИКа Владимир Чуров подвел окончательный итог выборной кампании, доложив об обработке всех 100% протоколов. По его словам, "Единая Россия" получает 64,3%, КПРФ - 11,57%, ЛДПР - 8,14%, "Справедливая Россия" - 7,74%. В официальном порядке данные ЦИКа должны быть обнародованы в субботу.

Не дожидаясь формального итога выборов, активисты движения "Наши" в четверг уже отпраздновали победу "Единой России" в центре Москвы. Примечательно, что из-за митинга прокремлевской молодежи в будний день перекрыли улицы вокруг Кремля. Между тем "Марш несогласных" в субботу 24 ноября был запрещен с именно теми объяснениями, что он помешает движению в городе.

В рамках праздника "Наши" впервые организовали акцию "Мишек" - своего детско-юношеского крыла, и даже призвали Путина возглавить "мишек" лично. Более 1 тысячи активистов, многие из которых держали в руках плюшевых медведей, собрались на Болотной площади. Детей было совсем немного, основную часть составляли взрослые.

"Владимир Путин - теперь главный медведь страны", - заявила руководитель "Мишек" Юлия Зимова. Она пояснила, что в "мишек" будут принимать школьников от 8 до 15 лет.

"Члены "Наших" будут просто общаться с детьми в своих дворах и объяснять им, что есть вещи поважнее, чем смотреть телевизор, - объяснила корреспонденту "Газеты" Юлия Зимова. - Возможно, "Мишки" будут просто еще одной молодежной организацией, а возможно, станут круче, чем пионерия".

В пятницу в Москве должен собраться президиум партии "Справедливая Россия". Он решит, кому достанется мандат, от которого отказался Сергей Миронов, а также возглавит ли снова Александр Бабаков фракцию партии в Госдуме. Кроме того, на заседании могут проявиться наконец все противоречия, которые накопились среди справедроссов перед выборами. В частности, Андрей Самошин, которого назначили недавно руководителем московского городского отделения "Справедливой России" и чью кандидатуру активно поддерживал депутат Госдумы Александр Лебедев, нажил себе множество недоброжелателей в партии. В четверг вечером стены домов вокруг штаба московских справедроссов в Златоустьинском переулке, а также дома, окружающие гостиницу "Милан", где соберется президиум, были обклеены листовками с призывами "Андрея Самошина - в отставку!".

Николай Левичев, секретарь политбюро партии "Справедливая Россия":

Любые выборы, особенно федерального уровня, не могут пройти без нарушений. Несмотря на установки президента сделать выборы максимально честными и прозрачными, на местах не смогли преодолеть искушения злоупотребить административным ресурсом. Многие губернаторы и начальники помельче готовы были лоб расшибить, чтобы обеспечить нужный результат. Именно поэтому было много серьезных нарушений. Весь вопрос в их масштабах и степени влияния на конечный результат. Если говорить о результате "Единой России", то это не столько результат партии как таковой, а результат Владимира Путина. Если смотреть социологию, то рейтинг президента фактически равен сумме рейтингов ЕР и СР.

Конечно, мы рассчитывали на более высокий результат. Трудно объяснить только лишь национальной спецификой результаты голосования в республиках Северного Кавказа, Татарстане, Башкирии и Мордовии. Тем более что данные exit polls в день голосования здесь от итоговых результатов отличаются весьма существенно. Мы продолжим разбираться с жалобами на тех участках, где нарушения были документально зафиксированы.

Мнение народа заранее готовилось так называемой "формирующей социологией". В ходе всей избирательной кампании в газетах и выпусках новостей давались данные опросов, согласно которым в Госдуму проходило четыре партии. По итогам выборов 7-процентный барьер преодолели именно те партии, о которых говорилось заранее. Для не интересующегося политикой большинства такой результат был предсказуем, поэтому фиксируется доверие к данным ЦИКа.

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР:

В целом мы оцениваем выборы положительно, поскольку мы прошли в Госдуму, остались в тройке ведущих партий и увеличили свой депутатский корпус. Но, естественно, мы рассчитывали на большее, наш потенциал - 15%, и в отдельных регионах он был достигнут - Чита, Магадан. На отдельных участках было и по 17%, и по 20%. Серьезные претензии у нас только к трем регионам страны - Дагестану, Мордовии и Башкирии. Самый маленький процент нам дали национальные регионы. Весь Северный Кавказ - Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, и в Поволжье - Мордовия и Башкирия. На участках в Дагестане нашим наблюдателям просто не давали протоколы, и это уже не первый раз. Они опускают там наш процент в 8-10 раз. То же самое в Мордовии и Башкирии. Это уменьшило нашу фракцию на 10 депутатов. Удивляет, конечно, Чечня, мы всегда им помогали, всегда выступали с инициативами увеличения финансирования, строительства новых дорог и т.д. Но администрация обеспечила единороссам почти 102%. В Мордовии тоже "перестарались", был момент, когда "Единая Россия" имела 109%!

Кроме этих регионов, где мы столкнулись с явными злоупотреблениями, цифры везде хорошие: 12-13-14%, и в двух регионах - 15%. Это как раз наш результат. За нас больше всего голосуют там, где меньше влияние Москвы, политтехнологов, журналистов, там, где большая доля независимого свободного населения, - там у нас уже устоялась максимальная поддержка. Это в основном за Уралом - Сибирь, Дальний Восток.

В целом парламентская кампания 2007 года была достаточно открытой и свободной. Всем партиям дали все возможности, все работали и выступали. И даже больше - участвовали в выборах те партии, которые практически не имеют региональных структур, типа ДПР Богданова, Аграрной партии или "Гражданской силы". Да и у "Яблока" не везде есть структуры, как и у "Патриотов России"... То есть дали возможность участвовать в выборах огромному количеству партий. И выборы показали, что 7 партий не имеют никакой поддержки у избирателей, фактически они должны свое существование прекратить.

В будущем, я думаю, мы заберем на себя голоса Аграрной партии и не прошедших в Думу демократических партий. Мы наиболее близки к стандарту истинно демократической партии, мы всегда выступали за частный сектор, за независимость судов, за свободную прессу, поддерживали движение по тому пути, который даст человеку возможность самому зарабатывать, самому формировать свою пенсию, быть хозяином своей судьбы. Как минимум половину из тех 10%, которые остались за непрошедшими партиями, мы постараемся перетянуть на себя и таким образом выйдем на рубеж 15%.

Геннадий Семигин, лидер партии "Патриоты России":

Мы не признаем результаты выборов в Государственную думу законными, демократическими и в конечном счете легитимными. Прошедшие выборы показали: власть реализовала разработанный ею план по получению заранее запрограммированного результата. На глазах у всей страны в беспрецедентных масштабах применялся административный ресурс: от выстроенной системы контроля за работниками бюджетных организаций и сотрудников крупных компаний до традиционных методов манипуляций с открепительными удостоверениями.

В ходе кампании в информационном пространстве отмечалось безраздельное господство только одной партии власти и некоторое присутствие других прошедших в Думу партий. Кроме того, имело место явное преувеличение явки избирателей, которая в некоторых национальных республиках, по официальным данным, доходила до 99%. На прошедших выборах была впервые задействована специальная система подсчета голосов, которая полностью исключила для оппозиционных политических партий возможность контроля за этим процессом. Крайне странным выглядит то, что в течение всего подсчета голосов официальный результат "Патриотов России" никак не менялся, застыв на одной и той же отметке. Нам всего два года - и все наши победы еще впереди.

Алексей Подберезкин, лидер Партии социальной справедливости:

Выборы депутатов Государственной думы прошли достаточно прогнозируемо, примерно так, как и планировалось. Никаких сюрпризов не было. Они были ничуть не чище и не грязнее, чем предыдущие выборные кампании, хотя, наверняка чище, чем кампания 1995-1996 годов. Я думаю, что процент фальсификаций будет невелик. О них больше говорят. Там, где все было очень плохо организовано, доля фальсификаций достигнет максимум 5%. А больше все равно не припишешь. Конечно, мы не рассчитывали на больший результат на этих выборах. Главное - мы хотели озвучить наши идеи и этого добились. Подсчетом голосов недовольны те, кто рассчитывал на лучший результат. Понятно, что Миронов хотел набрать 20%, а получил 7,5%. Конечно, он недоволен. Зюганов кричал, что наберет не меньше 25-30%, а получил 11%. Жириновский - единственный человек, который относительно доволен, хотя тоже хотел добиться другого результата. А все остальные действительно хотели набрать больше голосов, потратили деньги, поэтому и недовольны выборами. Мы не считали, что у нас есть гарантия преодоления 7-процентного барьера, отнюдь, на это не претендовали. Но все-таки мы считали, что у нас есть такая возможность, но плохо ее использовали.

Борис Немцов, член политсовета Союза правых сил:

Это самые нечестные выборы за всю историю современной России. Чуров должен сбрить все, что у него есть. Он должен завтра прийти идеально выбритым во всех местах. Посмотрите хотя бы на явку в Чечне, Дагестане, Ингушетии и других республиках. Явка в 99% бывает только в Северной Корее. Выборы превратились в спецоперацию, в которой принимали непосредственное участие сотрудники ФСБ и МВД. Именно они арестовывали сотни наших активистов по всей стране, именно они арестовали нас самих в Петербурге 25 ноября. Именно они арестовали все наши агитационные материалы, поэтому мы не могли донести до людей информацию. Именно они громили наши офисы по всей стране. Это Белоруссия, а Путин - это Лукашенко. Что тут обсуждать? Он одержал первую победу, с чем его и поздравляем. Какой он национальный лидер?

Я не могу сказать точно, каков процент фальсификаций, потому что не я их устраивал. Может, 20%, может, больше. Однако можно сравнить результаты выборов в Госдуму с весенней региональной кампанией. Тогда "Единая Россия" получила 35-40%. Если бы они вели себя как весной, хотя тогда тоже не все было в порядке, они бы получили столько. За лето их рейтинг не мог вырасти, они вызывали только отвращение и тошноту из-за того, что повсюду Путин. Сколько хотели, столько и написали.

Сергей Митрохин, зампред партии "Яблоко":

Просто не было никаких выборов, даже абсурдно говорить об их нечестности и недемократичности. Это не выборы, а карусель с открепительными удостоверениями. Выиграть на этих выборах можно было только одним способом - печатать не листовки, а открепительные талоны в массовом масштабе и пытаться их реализовать. Это была такая игра без правил, в которой только шулеры могли победить. Я не могу вычислить точный процент фальсификаций. По опросам правительства Москвы, который проводился в ноябре, в столице мы делим второе место с коммунистами, и "Яблоко" набирает 7% от всех. То есть такой результат опроса реально дал бы нам 12% на выборах. Поэтому можно с уверенность сказать, что процент фальсификаций в столице достигает 40.

"Единая Россия" реально имеет меньше 40%, и ее результат почти на 30% завышен. На те же 30%, на которые занижен наши результаты, ее - завышены.

Андрей Богданов, лидер Демократической партии России:

Мы не зафиксировали факты фальсификаций. Я допускаю, что на местах некоторые чиновники перегибали палку, особенно переусердствовали с приводом людей на избирательные участки, но сообщений о грубых нарушениях не поступало от наших региональных лидеров. Эта кампания в целом была хорошо организована. Мы участвовали во всех выборах, и я могу сказать, что ЦИК сработал очень профессионально с организационной точки зрения. Организовано все было на высшем уровне. Конечно, результат нас не устраивает, но мы в первую очередь хотели засветить тему вступления России в Евросоюз, что и сделали. Партия встала с колен после долгого прозябания, поэтому я считаю, все было нормально. Народ трудно обмануть по большому счету. Можно в отдельно взятом моменте, но в целом никогда. Выборная кампания все-таки шла три месяца. Раз за это время оппозиции не удалось убедить народ в том, что выборы прошли нечестно, значит, все было нормально.

Иван Мельников, первый заместитель председателя КПРФ:

Когда подводились итоги выборов 2003 года, при всех нарушениях и недостатках той кампании, при всем административном ресурсе наша партия выглядела постной. Действительно, итоги прошлых выборов были и результатом наших собственных ошибок в ведении агитации и составлении списков. А главное, мы не среагировали на изменившуюся политическую ситуацию в стране.

За прошедшие четыре года мы значительно скорректировали политическую работу, вели непрерывную кампанию. Достаточно вспомнить, как мы серьезно прошли региональные выборы, у нас постоянно шли уличные протестные акции. Мы омолодили первый эшелон лиц партии, модернизировали пропагандистскую работу. К выборам 2007-го мы подошли единственной реальной альтернативой нынешней власти. В сложных неравных условиях мы хорошо провели предвыборную кампанию. Получили очень неплохой результат. По всей стране поддержка КПРФ возросла. И нас реально поддерживают около 20% населения. Те 11 с копейками процентов, которые нам дает ЦИК, - не показатель, а заранее заготовленная цифра. Обманули и обокрали не только КПРФ, но и наших избирателей.

КПРФ, которая обыгрывает "Единую Россию" на участке Московского государственного университета, а это зафиксировано даже официально, - это партия, которая должна в сложившейся сложной ситуации чувствовать уверенность. А все, кто нас поддерживает, должны понимать, что сегодня власть выдумывает нам некое "тактическое поражение", но стратегически вектор настроений в обществе развивается в нашу пользу, и страна вполне здорова, ведь на самом деле не поддерживает "Единую Россию" на том уровне, как показывает ЦИК. Пока давление власти сильнее, чем сопротивление общества. Но хотел бы обратить внимание: рост давления - это как раз реакция на рост сопротивления. Ясно одно: в Госдуме мы будем единственно реальной оппозицией.

Андрей Воробьев, глава ЦИК партии "Единая Россия":

У меня нет сомнений в легитимности прошедших выборов. Россияне показали высокий уровень явки и доверия. Они проголосовали в первую очередь за преемственность курса Владимира Путина. Об этом заявили не только многие международные наблюдатели, но и члены ЦИКа. Что касается коммунистов, то они заявляют о многочисленных нарушениях после каждых выборов, при этом делают это огульно, не подтверждая свои заявления какими-либо фактами. Если же говорить о выступлениях отдельных наблюдателей от Евросоюза и Совета Европы, то я уже сталкивался с их оценками и могу сказать, они просто некомпетентные люди.


06.12.2007 / АРТЕМ СКОРОПАДСКИЙ, ЮРИЙ ЗАЙНАШЕВ, опрос подготовили АНАСТАСИЯ НОВИКОВА и ОЛЬГА ПАВЛИКОВА
Материал опубликован в "Газете" No230 от 2007-12-07г.
Постоянный адрес статьи: http://gzt.ru/politics/2007/12/06/220042.html

Док. 406361
Опублик.: 07.12.07
Число обращений: 354

  • Мельников Иван Иванович
  • Митрохин Сергей Сергеевич
  • Немцов Борис Ефимович
  • Семигин Геннадий Юрьевич
  • Жириновский Владимир Вольфович
  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Богданов Андрей Владимирович
  • Воробьев Андрей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``