В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Москве прошел круглый стол, посвященный совершенствованию законодательства в области благотворительности в РФ Назад
В Москве прошел круглый стол, посвященный совершенствованию законодательства в области благотворительности в РФ
20 мая в Москве состоялся круглый стол на тему "Проблемы совершенствования законодательства в области благотворительности в РФ", организованный комиссией Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства. В круглом столе приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, члены Общественной палаты РФ, представители администрации президента, правительства РФ, профильных министерств, предпринимательских ассоциаций, а также благотворительных организаций и экспертного сообщества, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Как сообщил в своем вступительном слове председатель комиссии Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства Владимир Потанин, законодательство создавалось в середине 90-х гг., и поскольку с тех произошло немало изменений в сфере благотворительности в России, вопрос о внесении изменений в законодательство является насущным. По сравнению с другими государствами СНГ и Восточной Европы соотношение между иностранными и местными благотворителями в России более-менее сопоставимо - в остальных государствах иностранная помощь превалирует. Это говорит о том, что благотворительность в нашей стране возрождается, считает Потанин. За последние годы уже накоплен позитивный опыт; следовательно, сегодня стоит задача создать для развития благотворительности максимально благоприятные правовые, налоговые, организационные условия. В частности, сегодня все чаще идет речь о таком механизме, как эндаументы - ресурсные фонды. "Я убежден, что это сдвинуло бы с мертвой точки многие проблемы благотворительности, так как на практике мы часто сталкиваемся с тем, что адресату благотворительной помощи сложно планировать свое будущее: сегодня у благотворителя есть настроение давать деньги, завтра нет, - пояснил Потанин. - Создании эндаументов позволило бы заложить долгосрочную основу для любого проекта". Помимо этого, добавил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, этот механизм облегчает жертвование средств не только организациям, но и физическим лицам. Особенно эндаументы были бы востребованы для поддержки учреждений образования и здравоохранения, считает Владимир Потанин: по его словам, "например, Гарвард не просто существует за счет эндаументов, но и является заметным инвестором на мировом рынке, так велики накопления". Потанин выразил надежду, что наладившийся диалог между различными ветвями власти и общественными организациями по поводу благотворительности будет способствовать разработке рекомендаций, которые можно было бы донести до правительства.

Как отметил заместитель председателя Совета Федерации Дмитрий Мезенцев, приведение российского законодательства в соответствии с изменяющимися реалиями - вопрос обозримого будущего и работы обеих палат парламента. Мезенцев также отметил необходимость формирования положительного общественного мнения в отношении благотворительности, чтобы "разговор о благотворительности был бы не только разговором о выделении денег, но и о возврате к ориентирам 19 - начала 20 века". Что касается конкретной работы. То, по словам зампреда Совета Федерации, проект закона может быть подготовлен уже осенью и после широкого общественного обсуждения мог бы быть внесен на рассмотрение в Госдуму.

Заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Еремеев подчеркнул, что благотворительность является одним из важных элементов социальной политики. Усиленное внимание к ней в последнее время говорит, по его мнению, о том, что в России развивается зрелое гражданское общество. В этом плане чрезвычайно важна консолидация всех слоев общества - бизнеса, власти, некоммерческих организаций, частных лиц. С точки зрения предпринимательского сообщества, благотворительность является важным элементом социальной ответственности бизнеса. Тем не менее, со стороны во многом устаревшего законодательства стимулирующее воздействие на бизнес оказывается недостаточно, констатировал Еремеев; по его словам, "сегодня законодательство не является системным, хотя благотворительно требует комплексного подхода". Также недостаточна и институциональная структура благотворительности - пока она ограничивается, в основном, различными фондами, которые могут позволить себе только крупнейшие российские корпорации. А между тем, в участии в благотворительности заинтересованы и мелкие, и средние компании, считает представитель думского комитета.

По словам президента РСПП Александра Шохина, "на наших глазах отношение к благотворительности в обществе меняется, но тема социальной ответственности бизнеса не замыкается на благотворительности. Мы делаем вывод, что социально ответственная деятельность компаний ведет к повышению их капитализации, минимизации рисков, в том числе для инвесторов".

Как отметила заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Любовь Глебова, стоит учитывать, что благотворительно не заменяет участия государства в социальной политике. "Результат, которого мы хотим добиться - возникновение новых механизмов, формирование грантов, конкурсов, все это должно быть практической деятельностью. Мы понимаем, что это вопрос комплексного, межведомственного участия, - подчеркнула она. - Благотворительность является формой гражданского воспитания. Ею должны заниматься не только крупные корпорации - ежедневно ею занимается огромное количество людей, и понимание этого должно быть в обществе, и у этих людей также должна быть юридическая поддержка". В связи с этим, отметила Глебова, следует поддержать инициативы Общественной палаты по реализации практических механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества.

Дискуссию вызвал вопрос о перспективах изменения налогового законодательства в отношении организаций, вкладывающих свои средства в благотворительность. С точки зрения налогообложения, благотворительная деятельность регулируется 25-й статьей Налогового кодекса, который не предусматривает льгот для компаний, осуществляющих данную деятельность. Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев отметил, что требуется двигаться как в стратегическом, так и в тактическом направлении - разрабатывать правовые механизмы, внедрять понятие ресурсного капитала, а также предпринимать небольшие тактические шаги, направленные на помощь гражданам, которые в ней нуждаются. Вопрос, связанный с передачей имущества, например, детским домам - при передаче имущества физическим лицом возникает необходимость уплаты подоходного налога. Существует и сложность передачи денежных средств. Приходится оформлять грант, что также неудобно, так как требует отчета о расходовании данных средств. Никаких льгот указанная деятельность не предполагает. Таким образом, констатировал Васильев, налицо необходимость внесения изменений в налоговое законодательство. "Мы готовы по мере необходимости принимать участие в этой работе, - отметил он. В свою очередь, директор департамента социальной политики и охраны окружающей среды правительства РФ Сергей Калашников выразил мнение, что в благотворительной деятельности очень важен не только экономический, рациональный аспект, но и иррациональный, в связи с чем важно не путать социальную ответственность бизнеса и уполномоченных организаций и "веление души", не требующее налоговых и иных преференций и льгот. "Налоговые льготы для благотворителей - это нонсенс, - считает Калашников. - Другое дело, что нужно содействовать их деятельности и поощрять их - например, предоставлять соответствующим организациям помещения".

В рамках круглого стола немало внимания было уделено перспективе развития нового механизма консолидации средств в благотворительных целях - эндаументов, или ресурсного капитала. Как пояснил заместитель председателя комиссии Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства Сергей Абакумов, этот капитал может состоять из совокупности финансовых и материальных средств, которые переданы учредителями в некоммерческие организации, доход от инвестирования которых используется для финансирования и административных расходов этой НКО, реализации ее некоммерческих целей. При этом ресурсный капитал должен быть четко отделен от уставного капитала. Сергей Абакумов предложил определить круг таких некоммерческих организаций - научных, образовательных, организаций по здравоохранению и т.д. - и определить предъявляемые к ним требования. Основными критериями должны быть, прежде всего, контроль за ее деятельностью, прозрачность и отчетность расходования средств, подчеркнул он.

Как сообщил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, продолжая тему эндаументов, сейчас МЭРТ разработал концепцию законопроекта о ресурсных капиталах. "На сегодняшний день мы близки к внесению в правительство концепции, согласованной со всеми ведомствами и большинством министерств, - отметил Шаронов.

Участники круглого стола обращали внимание на необходимость повышения эффективности управления средствами, выделяемыми на благотворительность. В частности, неоднократно звучало мнение, что требуется развитие института управляющих компаний в сфере благотворительности. По словам председателя комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослава Кузьминова, так как большинство отраслей и организаций, являющихся получателями средств от благотворителей, "привыкли жить впроголодь", то эти средства расходуются быстро, в полном объеме, но не всегда эффективно. Управляющие компании призваны исправить такое положение дел.

Опубликовано 18:43 20.06.2006
Документ: http://www.regnum.ru/news/660146.html

Док. 406326
Перв. публик.: 20.06.06
Последн. ред.: 06.12.07
Число обращений: 694

  • Потанин Владимир Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``