В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Оксана Дмитриева: Концептуальные просчеты реформы Назад
Оксана Дмитриева: Концептуальные просчеты реформы
Поговорим о положении в социальной сфере, обеспечении и социальной политике. Что изменится здесь в наступающем году? С другой стороны, почти год действует закон n 122 о замене льгот денежными компенсациями.

Накануне председатель Государственной думы Борис Грызлов на встрече с коллективом Тверского вагоностроительного завода заявил, что большинство российских льготников положительно оценивают проведенную в нынешнем году замену льгот денежными компенсациями. Как можно оценить результаты действия закона n 122, что можно в него добавить, изменить, исправить? Как оценивает эти результаты гость программы - депутат Государственной думы Оксана Генриховна Дмитриева?

ДМИТРИЕВА: Я считаю, что в целом реформа была крайне неудачной, прежде всего концептуально, при этом она потребовала огромного количества средств. Если раньше на финансирование льгот все бюджеты затрачивали около ста миллиардов рублей, то в этом году на финансирование реформы федеральный и региональные бюджеты потратили около четырехсот миллиардов. Опять же, если бы изначально было известно, что на проведение реформы нужно дополнительно триста миллиардов (а ведь изначально сумма, которую тратили на льготы, даже занижалась: считалось, что она не превышает 60 миллиардов рублей), то эти деньги можно было бы использовать гораздо более эффективно.

На эти 300 миллиардов можно было бы решить следующие вопросы: всем льготным категориям граждан, в частности, ветеранам войны, труженикам тыла, жителям блокадного Ленинграда, узникам фашистских концлагерей, последнему военному призыву дать право на получение двух пенсий: по старости и по инвалидности. Это как раз то, чего они требуют и просят на протяжении последних лет и в чем им отказывают по причине нехватки средств. Это позволило бы сохранить льготы, которые уже существовали, и дать людям реальное повышение пенсий по различным направлениям. Стоило бы это от сорока до пятидесяти миллиардов, и дополнительные пенсии пошли бы прямо людям, минуя различные страховые компании, фармпредприятия и других посредников, которые фактически при реализации реформы живут за счет этих самых средств. Думаю, именно поэтому так и не сделали, потому что при таком механизме деньги пошли бы непосредственно людям.

Далее, за эти деньги можно было бы решить следующий вопрос, который ставится очень давно, - это учет так называемых нестраховых периодов, - вернуть их в стаж. Это дало бы дополнительную прибавку к пенсии (до 400 рублей только по этому направлению), а стоило бы около двадцати миллиардов рублей. Следующее направление, вопрос о котором пенсионеры ставят очень давно и оправданно, - изменение механизма исчисления пенсий, увеличение коэффициента по заработной плате, который принимается к учету при расчете пенсий. Он сейчас очень низок - 1,2; у многих людей была высокая зарплата, но в пенсии это никоим образом не учитывается. Мы вносили такой законопроект, его стоимость - около 60 миллиардов.

Таким образом, пока мы с вами насчитали 120-130 миллиардов. Далее, вопрос, который ставят инвалиды: увеличение пенсий по инвалидности и изменение механизма их расчета. Это еще определенное количество средств, но все, что я назвала, тянет от силы на двести миллиардов рублей. Таким образом, если бы на социальную сферу было выделено дополнительно триста миллиардов рублей, эти средства могли бы быть использованы гораздо более эффективно. А по поводу удовлетворенности людей, - посмотрите: на финансирование льготников мы тратим вдвое - втрое больше средств, а социальная удовлетворенность людей ведь вообще не выросла!

- Но это субъективная оценка; Борис Грызлов считает, что число льготников, которые позитивно оценивают результаты реформы, сейчас превысило 50%, в то время как в феврале эта цифра составляла 20%.

ДМИТРИЕВА: В феврале, согласно данным социологических служб, это количество составляло два-три процента! Потому что нужно отличать оценку, которую дает все население, от оценки, которую дают непосредственно льготники. А это разные строчки в социологическом опросе. Так вот, социологические опросы, которые проводились в феврале, фиксировали улучшение положения людей, которые реально получали льготы, только в двух - трех процентах случаев. Думаю, Борис Грызлов посмотрел не на ту строчку в соцопросе, потому что я их смотрела тоже очень внимательно. Сейчас удовлетворенность реализацией реформы монетизации льгот выросла до 50% тоже за счет не льготников, а тех людей, которые смотрят телевизор, читают и слушают материалы СМИ, но сами с этой системой не соприкасаются. И им кажется, что положение улучшилось.

- А в какой степени ситуация различается в зависимости от региона? Ведь положение в Москве - это одна картина, а Московская область - уже другая...

ДМИТРИЕВА: Думаю, цифры говорят сами за себя: 46% льготников отказались от набора социальных услуг. И только 54% решили все-таки сохранить социальный пакет. При этом количество неудовлетворенных людей больше, потому что часть льготников не осознала, что заявление нужно было подать до первого октября, для части людей сам механизм отказа и простаивания в очередях в органы социальной защиты и Пенсионного фонда тоже чрезвычайно мучителен. Часть льготников сохранила социальный пакет, потому что, допустим, хотела сохранить право на приобретение путевки, хотя реально не получала лекарства. Поэтому сами цифры говорят, что как минимум более 50% реформой не удовлетворены...

(Полная версия программы "Открытая студия" с Оксаной Дмитриевой - в аудиозаписи).


http://www.radiorus.ru/news.html?id=146204

15.12.2005


Док. 406105
Перв. публик.: 15.12.05
Последн. ред.: 06.12.07
Число обращений: 373

  • Дмитриева Оксана Генриховна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``