В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ДЕСЯТЬ ЗАМЕТОК НА ПОЛЯХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БАТАЛИЙ Назад
ДЕСЯТЬ ЗАМЕТОК НА ПОЛЯХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БАТАЛИЙ
Автор - Владимир Витальевич Разуваев, доктор политических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета.

Губернаторские выборы последнего полугодия со временем обязательно будут восприниматься как памятная веха в современной политической истории России. Может быть, даже как водораздел, причем ничуть не меньше значимый, чем приход к власти Владимира Путина. Эти выборы - знамение новой политики. Они - ее реальное утверждение. Без них нет и не может быть осознания постельцинской эпохи.

Итак, какими были губернаторские выборы в течение нескольких прошедших месяцев и какими они будут в ближайшее время.

Во-первых, в регионах практически всегда и везде победу одерживал так называемый "здравый смысл". Или "здоровый консерватизм". Но не Кремля, а рядового избирателя. Наилучший пример, с моей точки зрения, - итоги декабрьских выборов в Волгоградской области.

Там во взаимоубийственной битве сошлись представители как минимум трех общефедеральных финансово-промышленных групп и их политические представители. Наиболее жестокими и бескомпромиссными были выяснения отношений между действующим губернатором Николаем Максютой и его главным конкурентом Олегом Савченко. Победу одержал первый, но она, возможно, оказалась пирровой. Впрочем, выбор избирателей в этом случае, на мой взгляд, оказался оптимальным, если, конечно, исходить из консервативной формулы "голосую за того, кто мне меньше навредит".

Приверженность "здравому смыслу" и идее "не навреди" привела к тому, что в подавляющем большинстве случаев граждане отдавали предпочтение действующим губернаторам. Например, глава Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко получил 90,8% голосов избирателей - рекорд прошедшего года.

Во-вторых, нынешний политический этап интересен для наблюдателей тем, что проблема "грязной игры" вдруг перестала восприниматься общественным мнением, журналистами и политиками как проблема. Все без исключения предвыборные кампании проводились далеко за гранью фола. Общий итог - множество предупреждений от избирательных комиссий, которые никем не воспринимались как нечто серьезное, и только одно действительно судьбоносное решение суда (точнее даже - судов) о снятии Александра Руцкого с предвыборной дистанции. Больше того, избиратели нигде не реагировали отрицательно на грязную игру своих политиков. Видимо, понятие "честной игры" для нашей страны - это проблема будущего. Создается впечатление, что в нынешней России на выборах можно делать все что угодно.

Еще один пример, опять же с Волгоградской областью. Там грязные избирательные технологии активно использовались всеми сторонами. Скажем, Савченко открыто делал ставку на популистские тезисы о том, что заключившая контракт с региональными властями нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" обирает сельское население области. В телевизионном агитационном ролике, продемонстрированном по местному телевидению как раз перед выборами, нефтяники были представлены в виде фашистских оккупантов, требующих от волгоградцев "яйки", "млеко", "девок".

В-третьих, стало предельно ясно, что публичные политики нового поколения обязаны существенно отличаться от своих предшественников. Чуть ли не в первую очередь им необходимо сочетание умения "держать удар" с умением его наносить. Чрезмерно размышляющие об этике и потому воздерживающиеся от применения "грязных технологий" кандидаты не имеют шансов, особенно те, кто чрезмерно переживает по поводу грязи, которая незаслуженно свалилась на них в ходе предвыборной кампании.

В-четвертых, резко увеличилось число выборов, когда имя победителя можно было с легкостью предсказать заранее. Никто не сомневался, что Роман Абрамович обязательно победит на Чукотке. Никто и не удивляется, что он с легкостью одержал победу, чуть-чуть не добрав до уровня поддержки избирателями Александра Филипенко.

В-пятых, во время выборов выяснилось, что нынешняя путинская команда в ряде моментов выступала, скажем мягко, недостаточно профессионально. В некоторых регионах она не была единой, что, честно говоря, откровенно удивляет. Известны также случаи, когда от имени и по поручению Кремля (или, точнее, его представителей) "на места" приезжало несколько команд политтехнологов. Кое-кто из заручившихся высокой поддержкой пиарщиков так и не получил финансирования.

В-шестых, сами пиарщики сработали в очередной раз далеко не безупречно. Список анекдотических ошибок приезжих специалистов из двух столиц, да и местных политтехнологов, изрядно пополнился. Тем более удивляет, что за последнее время произошла стабилизация в этом виде бизнеса и состав постоянных участников предвыборных кампаний в целом устоялся и можно уже всерьез анализировать степень его профессионализма.

В-седьмых, никогда прежде центральная пресса не уделяла региональным выборам столько места. Никогда прежде не было стольких купленных противоборствующими сторонами газетных страниц и минут эфирного времени. Никогда прежде применение грязных технологий в средствах массовой информации не воспринималось так легко и обыденно общественным мнением.

В-восьмых, третья, судебная, власть на этих выборах, на мой взгляд, дискредитировала себя еще больше, чем четвертая. Независимость судей окончательно стала восприниматься общественным мнением как нечто анекдотическое. Если они не обращают внимания на явные и даже вопиющие нарушения, которые были сделаны в ходе предвыборных кампаний, то тем самым не только ставят под сомнение саму идею демократии, но наносят откровенный удар по своему положению и репутации. Еще хуже, что, судя по этим выборам, в большинстве регионов откровенно не работает принцип разделения властей в демократической России. О "диктатуре закона" в такой ситуации можно говорить либо с циничной усмешкой, либо по полной наивности.

В-девятых, изрядно упал уровень независимой политической экспертизы и аналитики. Может быть, ее практически совсем уже не осталось. Политологи и журналисты предпочитают простые, доходчивые и, главное, привычные для аудитории объяснения реальному анализу и констатации фактов. О поиске тенденций и перспектив в нынешней ситуации вообще говорить сложно.

Типичный пример - рассмотрение личности кандидата на тот или иной пост через призму его официальной служебной карьеры. Если он работал некоторое время в какой-нибудь крупной компании (например, в "Норильском никеле"), то данный политик очень часто автоматически зачисляется политологами и журналистами в ставленники крупного бизнеса. Действительность между тем намного сложнее и, по моим личным наблюдениям, редко когда укладывается в прокрустово ложе подобного примитивного анализа.

В-десятых, ход и итоги текущих выборов позволяют наблюдателю временно поставить крест на перспективах политических партий в России. Все они, за исключением КПРФ, либо откровенно провалились во время предвыборных кампаний, либо участвовали в них лишь формально, либо вообще уклонились от этого испытания. Пропрезидентское "Единство" исключением не было, о СПС и "Яблоке" вообще говорить не приходится. А кто вспоминает сегодня еще недавно казавшееся мощным движение НДР? В результате считанное меньшинство избранных губернаторов имеют хоть какую-то идеологию, если, конечно, не считать таковой декларируемый прагматизм и рациональность.

Наконец, эпицентр политического развития при Путине явно перемещается в регионы. В обозримом будущем именно там, а не в обеих столицах будет решаться, какой облик обретет российская демократия. Пока ее внешний вид довольно непригляден. /"Независимая газета", 16 января/

номер 3(85) от 18.01.2001     

http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_40_aId_50166.html

Док. 405719
Перв. публик.: 18.01.01
Последн. ред.: 04.12.07
Число обращений: 318

  • Разуваев Владимир Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``