В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Разговор по душам: Мы сами выбираем жизни путь Назад
Разговор по душам: Мы сами выбираем жизни путь
Наталья КУЛИШОВА,
"Марийская правда"
Официальная жизнь известных людей все время на виду. А нам тем не менее хочется знать о них гораздо больше, чем многие из них позволяют. К тому же ничто человеческое никому не чуждо, и личные взгляды на простые проблемы, точка зрения на семейные взаимоотношения порой говорят о человеке гораздо больше, чем "сор из избы", добытый недоброжелателями и раздутый пиарщиками до сенсации.

Сегодня "Марийская правда" открывает новую рубрику "Разговор по душам". Конечно, мы не претендуем на тот "пуд соли", который позволит нашим читателям досконально узнать собеседника. В конце концов, каждый имеет право сугубо личное оставить в тайниках своего сердца.

Первым нашим гостем любезно согласился стать Президент Республики Марий Эл Леонид Маркелов. И, надо сказать, мне понравились его открытость, мягкий и спокойный тон. Наша беседа больше походила на непринужденный разговор двух попутчиков в одном купе, когда на каждый вопрос одного следовал искренний ответ другого.



Любимый собеседник - маленький сын

- Леонид Игоревич, для наших читателей вы прежде всего - Президент Республики Марий Эл, а для ваших родных - просто муж и отец. Часто ли вам удается быть именно таким - земным мужчиной?

- Начнем с того, что рабочий день у меня длится 10-12, а то и 14 часов. Нетрудно представить, в каком состоянии я прихожу домой. Конечно, это сложно, но свободное время стараюсь уделить воспитанию сына. Ему еще, правда, всего лишь около трех лет, но он развивается быстро, очень активен, подвижен, требует много внимания, поэтому я уже сейчас, с ним общаясь, стараюсь что-то объяснять. Ведь если в таком возрасте ничего не заложить, то потом будет сложно. А для меня это общение, честно говоря, еще и просто отдушина.

Моя жена из простой семьи. Основное ее качество - необыкновенная доброта. Она всех жалеет, обо всех заботится. Случается, посторонние этим пользуются. Вот недавно женщина позвонила в приемную, представилась ее знакомой и попросила помощи. Потом, конечно, извинилась, объяснила, что вынудили крайние обстоятельства. А моя жена прониклась чужой бедой, убеждала меня, что надо помочь. В других же ситуациях она мало интересуется политикой. С ней мы в основном разговариваем о нашем сыне, семье.

- Наверное, потому, что она сейчас много времени уделяет маленькому ребенку. По себе знаю, на остальное времени не хватает.

- Думаю, что не только этим объясняется. Мне иногда кажется, что ей несколько неудобно, сложно - все-таки муж занимает такой высокий пост, к тому же между нами большая разница в 14 лет.

Что интересно, она никогда не скажет: "Дай мне деньги, я куплю то-то и то-то". А ведь в обществе принято считать, что жены высокопоставленных чиновников ведут себя именно так. Но моя жена мой административный ресурс в личных целях не использует. Да, видимо, никогда и не решится.

- А кто в вашей семье решает глобальные вопросы, например, где провести отпуск, какую мебель купить и так далее?

- Где отдыхать? Безусловно, мой голос решающий. Но при этом у жены совещательный, скажем так, высокого значения. Я всегда прислушиваюсь к ее мнению. Считаю, что нельзя человека ломать через колено ни в политике, ни в жизни. Если у него к чему-то не лежит душа, то бесполезно заставлять.

- Леонид Игоревич, у вас довольно редкое имя для человека вашего возраста. Возможно, это связано с какой-то семейной традицией?

- Во-первых, в те времена, тридцать восемь лет назад, пост Генерального секретаря занимал Леонид Брежнев, а мои родные со стороны отца были партийными. Во-вторых, в семье матери общим любимцем считался замечательный человек, брат моего деда, военный моряк, погибший в боях за Клайпеду. Его звали Леонидом. Вот так сошлись интересы двух семей.

- А сына своего вы как назвали?

- В честь отца - Игорем. Игорь Леонидович. Может быть, мой внук будет Леонидом Игоревичем. Почему бы и нет?

- Вам будет приятна такая взаимосвязь поколений?

- Конечно. Я считаю, в семье должны быть традиции.

- Признайтесь, вы уже, наверное, и о будущем маленького Игоря подумали?

- Главное, чтобы он, по большому счету, был человеком. Сейчас сын внешне очень похож на меня, на мои детские фотографии - просто одно лицо. Жена немного "сгладила" его острые черты, придала им мягкость. А так он очень пассионарный, энергичный. Маме непросто с ним справиться.

- Значит, за дочкой еще не скоро соберетесь?

- Хотелось бы, чтобы вторым тоже был мальчик. Нет, конечно, я девочек люблю и женщин люблю. Но для воспитания дочери, думаю, просто душевных сил не хватит. За сына меньше переживаешь, чем за дочь. Вдруг она замуж выйдет за какого-нибудь негодяя.

- А если сыну не повезет?

- Ну, сын разведется.



"Женщина должна быть женщиной..."

- Леонид Игоревич, готовясь к интервью, я позвонила своей подруге и спросила, какие вопросы она хотела бы вам задать. Уверяю вас, что она вполне серьезная женщина, педагог, и ее интересует, часто ли вы дарите своей жене цветы?

- Очень редко. Видимо, потому, что в нашей семье это не было принято. А вот подарки люблю делать. И по поводу, и без повода. Дело в том, что у меня в детстве не было каких-то красивых вещей. Так сложилось, что я рано остался один. Мои сверстники носили дорогие костюмы, имели магнитофоны, а я сам себе купил магнитофон, когда уже был офицером. Поэтому теперь подарки выбираю практичные, необходимые. Могу подарить модный галстук, пиджак, телевизор. А жене я покупаю бытовые вещи, предметы обихода.

- Женщины не могут обойти вниманием и ваши кулинарные пристрастия. Какое блюдо вы любите?

- Сложно назвать какое-то одно, потому что у меня их много. В детстве я обожал жареную картошку, ел ее каждый день на завтрак, обед и ужин. В юношестве, когда активно занимался спортом, предпочитал мясные блюда. А сейчас... Сейчас часто ем гречневую кашу, люблю яичницу с помидорами, овощи, рыбу.

- То есть вы довольно неприхотливый человек?

- Я люблю, когда приготовлено хорошо, но из простых продуктов.

- А вы поститесь?

- При моей работе это невозможно. Если я буду поститься, то кто будет управлять республикой? Мне постоянно нужно быть в хорошей форме, хорошем тонусе. Это просто необходимо, так как если у меня что-то заболит, то могу сорваться с рабочего ритма, что-то недоделать.

- Судя по вашим словам, вы верующий человек?

- Да. Крещеный, посещаю церковь.

- И у вас есть духовный наставник?

- Я бы не хотел об этом говорить, это сугубо личное.

- Леонид Игоревич, у вас напряженная, активная общественная деятельность, свободное время вы посвящаете семье, а находятся ли минуты заняться чем-то для души?

- Действительно, выходные дни у меня - редкость. Но все же я довольно часто бываю в театре. Люблю этот зрелищный вид искусства. Правда, в драме больше привлекает классика. Люблю оперу, балет. Причем балет - особенно. Мне нравится, когда артист, мастерски владеющий своим телом, создает удивительные танцы, в сочетании с музыкой - это невероятно красивое зрелище.

- Вы любите почитать на досуге?

- В детстве и юности я прочел очень много, просто колоссальное количество книг: русскую и зарубежную классику, современную литературу, фантастику, но в основном исторические. Поэтому сейчас у меня нет такого чувства, что я что-то недочитал.

Знаю профессионально, всегда читал и читаю с удовольствием до сих пор - это исторические вещи. И, конечно, публицистику, касающуюся современной политики в стране и мире. Всегда держу в поле зрения экономические вопросы.

А вообще, после того количества документов, которое я просматриваю в течение дня, уже не до чтения. Иное постановление, подготовленное на подпись, иногда перечитываю раз по десять, чтобы понять, действительно ли это нужно, правильно ли?

- То есть вы абсолютно не соответствуете стандартному образу мужа, после работы отдыхающего у телевизора с газетой?

- Не-ет, абсолютно. Да и газеты просматриваю утром, а вот "Марийскую правду" читаю практически всегда, она дает объективную информацию о республике. О жизни страны рекомендую узнавать из газеты "Коммерсантъ", здесь есть все - и политика, и экономика. Правда, не совсем она правдивая, но ее надо читать любому руководителю, чтобы понять, что происходит в стране.

- Какой, по вашему мнению, должна быть женщина сегодня: домохозяйкой, или она может себя реализовывать и вне дома?

- Это зависит от человека. Например, если я готовлю...

- ...А вы готовите?

- ... Да, и очень хорошо, мне дано это от природы. Не забывайте, что я долго жил один, поэтому обед за десять минут - не проблема. Но сейчас, конечно, уже не готовлю.

Так вот, если женщина действительно профессионал в какой-то области, пожалуйста, пусть себя реализует, не надо превращать ее в домохозяйку. Все зависит от того, кто в семье добытчик. Я знаю не одну семью, причем с высоким положением, где муж занимается хозяйством, а жена зарабатывает. И у них полное взаимопонимание.

- В таком случае, можете ли вы сделать комплимент своей сотруднице? Для вас она только подчиненный, коллега, или вы замечаете в ней женщину?

- А я постоянно делаю комплименты окружающим женщинам!

Вообще, я человек очень требовательный к внешнему виду, своему и своих подчиненных. Например, не воспринимаю мужчину в грязных ботинках. Чиновник должен выглядеть четко и представительно: отглаженный строгий костюм, начищенные ботинки. И в целом заботиться о своем облике.

Женщина же всегда должна оставаться женщиной. Именно поэтому в моей администрации рабочий день начинается в восемь тридцать. Хотя я могу и в шесть утра прийти на работу, для меня это нормально.

- Значит, вы "жаворонок"?

- Да. И на работу приезжаю задолго до положенного времени, но мои сотрудники - к половине девятого. Почему? Утром женщине необходимо приготовить мужу завтрак, отправить в школу ребенка, потом привести себя в порядок и прийти на работу. Считаю, что с утра она должна сделать все домашние дела, а для дел на службе можно задержаться и после окончания рабочего дня.



От секретаря обкома до Президента республики

- Леонид Игоревич, женское внутреннее чутье, или интуиция, - факт общепризнанный, а бывает ли интуиция у политика?

- Конечно. Я часто доверяю своей интуиции.

- Исход президентских выборов вы знали заранее?

- Я был уверен, что обязательно стану Президентом.

- После того как вы стали первым лицом в республике, изменился ли круг ваших друзей?

- По большому счету, друзей по жизни много не бывает. Если у человека есть один-два близких друга - это счастье. Они его достояние. Безусловно, и у меня есть такие друзья. Их мало. Зато большое количество знакомых.

Президенту трудно иметь друзей. Я вынужден порой идти на непопулярные меры, а это кое-кому не нравится. Но меня заставляет объективная необходимость, иначе могут наступить тяжелые последствия.

Например. Работает предприятие, его директор хороший человек, но он закупает комплектующие в две цены, и зарплата у него на предприятии не выплачивается шестой месяц. Да, у него хорошая семья, дети, жена готовит вкусный борщ - лично я ничего не имею против. Но мне как Президенту нужно, чтобы это предприятие платило работникам зарплату, налоги. Приходится директору говорить об этом и строго требовать с него.

Много говорят, что Президент воюет то с одним главой администрации, то с другим. Я не хочу воевать! Так как во время войны всегда есть "жертвы" с обеих сторон. Но когда имеются факты нецелевого использования бюджетных средств, когда глава муниципального образования при имеющихся долгах по зарплате работникам бюджетной сферы деньги "загоняет" в долгострой, когда нет оплаты энергоносителей и район отключают от тепла, а глава при этом направляет средства на содержание футбольного клуба, я молчать не могу. Буду жестко требовать прозрачного финансирования, целевого использования бюджетных средств, соблюдения приоритетов в расходовании средств, определенных Правительством, - первоочередной выплаты зарплаты и оплаты энергоносителей.

Хотелось бы все вопросы решать мирным путем, но часто приходится применять власть.

Вот те, кто ругает меня, пусть посмотрят, что я имею. Четырнадцать часов рабочего дня - адский труд! И эту жизнь я выбрал сам, в ущерб своей семье, своему отдыху, жизненным удовольствиям.

- Естественно, такие решения принимают в зрелом, сознательном возрасте, с расчетом собственных сил и возможностей. А кем вы мечтали быть в детстве?

- Первым секретарем обкома партии.

- Вот так вот сразу?!

- Да, потому что родные отца были партийными работниками. Маленьким я постоянно слышал о работе в каком-то обкоме, в каких-то министерствах, поэтому других должностей не знал. Когда в начальных классах учительница вот так же спросила: кем хочу быть, я честно ответил, что первым секретарем обкома. Она подозрительно на меня посмотрела и вызвала в школу родителей.

- Почему же тогда вы стали военным?

- Ну, об этом я задумался позже. И решил стать юристом. Надо сказать, мне нравилась моя работа. Когда я принимал присягу великой стране, ей нужна была моя служба. Но во времена приватизации потребовались коммерсанты, предприниматели. Мы же оказались ненужными. Мало того, страна позволяла нас со всех сторон "мочить". Поэтому я ушел.

- Говорят, что имеем - не храним, потерявши - плачем. Бывают ли у вас моменты, когда хотелось бы вернуться назад и что-либо исправить?

- Конечно, а как же иначе! Человеку свойственно ошибаться. Оглядываясь назад, вижу и свои промахи, и тех, кто был со мною рядом. Но я в равной мере чувствую ответственность и за одни, и за другие. Поэтому некоторые пытаюсь сейчас исправлять.

* * *

Согласитесь, это редкое качество в наше время: взвалить на собственные плечи ответственность за прошлое, настоящее и будущее не только своей семьи, близких, друзей, но и сотен знакомых и тысяч незнакомых людей.



Информационно-аналитическое управление
Администрации Президента РМЭ

http://gov.mari.ru/main/pres/smi/interview11.phtml

Док. 405621
Опублик.: 03.12.07
Число обращений: 379

  • Маркелов Леонид Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``