В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. Принципы идеологии социального консерватизма (русского социализма) - здоровый пессимизм и исторический оптимизм Назад
Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. Принципы идеологии социального консерватизма (русского социализма) - здоровый пессимизм и исторический оптимизм

Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`. Принципы идеологии социального консерватизма (русского социализма) - здоровый пессимизм и исторический оптимизм Сегодня нередко слышишь, что нужна новая сверхзадача, сверхидея. Для России, ее истории, характерен массовый исторический оптимизм, который является огромной движущей силой. Силой созидательной, а иногда и разрушительной.

В самые тяжелые периоды ее истории нация продолжала верить в свою историческую миссию, особое предназначение. И в этом нередко скрывалась та огромная сила, которая позволяла ей компенсировать иные слабости. Этот колоссальный заряд оптимизма - если он используется правильно - способен совершать чудеса созидательного строительства. Так было и в периоды Средневековья, так было и в современную эпоху.

К сожалению, власть, неумелое управление нередко бездарно использовала этот ресурс. И в периоды активного государственного строительства, и в периоды борьбы за независимость. Что привело к его девальвации, неверию в позитивные перспективы, которые стали характерной чертой последних десятилетий. Прекрасные лозунги коммунистического и демократического реформирования оказались абсолютно не подкрепленными результатами, а общество не просто разуверилось в позитивном варианте развития, но заранее пессимистично относится к любым начинаниям. Именно это во многом объясняет те повальные пессимистические настроения, которые охватили Россию в последние десятилетия, тот социальный пессимизм, который приобрел опасные медицинские формы - стремительный рост самоубийств и заболеваний.

Вот почему новая идеология должна сформулировать не только великую и долгосрочную цель, но и обосновать реальность ее достижения, более того, представить ее вполне прагматичной и конкретной задачей. Пессимизм новой идеологии должен компенсировать социальный и необоснованный оптимизм предыдущих лет. Идея немецкого философа о "недоверии к планам строительства рая на земле", сегодня выражается в обществе как "невозможность достижения абсолютной гармонии и справедливости". Точно так же невозможно и полное искоренение всякого зла. Как правило, из двух зол приходится выбирать меньше".

При В.Путине пессимизм, точнее - иронический скептицизм, стал не только нормой поведения, но и личностной характеристикой президента и его окружения. И здесь В.Путин, по сути, отражал доминирующие настроения в обществе: декларативность, пафосность, маниловщина стали крайне непопулярными в российском обществе в первом десятилетии ХХI века. Примечательно, что в соцопросе, проведенном в ноябре-декабре 2006 года среди представителей мелкого бизнеса, более половины респондентов оказались сдержаны, констатировав, что "все идет как обычно".

В.Путин изначально, еще в начале десятилетия, понимал ограниченность своих возможностей и возможностей общества и экономики, поэтому скептицизм стал сначала его политикой, а затем и частью идеологии.

Таким образом, основные цели и политическая практика В.Путина полностью совпадают с классическим определением социального консерватизма. Конечно же, российская специфика (прежде всего, конкретная историческая ситуация) добавила свое. Но отнюдь не принципиальное, и даже не слишком отличное.

Алексей Подберезкин - Лидер политической партии "Партия социальной справедливости".

30 ноября 2007 года.
www.nasledie.ru




Док. 404766
Опублик.: 30.11.07
Число обращений: 514


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``