В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Трофимов: Важнейшим направлением работы нашего комитета стала подготовка проекта базового федерального закона `Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации`. Назад
Евгений Трофимов: Важнейшим направлением работы нашего комитета стала подготовка проекта базового федерального закона `Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации`.
Национальную самобытность поддержит строка в бюджете

Проблема национально-культурного обустройства России, создания условий для гармоничного развития всех этносов и сегодня остается актуальной. Без качественной законодательной базы эту проблему невозможно решать. Об итогах законотворческой работы в сфере межэтнических отношений с обозревателем "Парламентской газеты" беседует председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Евгений ТРОФИМОВ .
- Евгений Николаевич , удалось ли Государственной Думе четвертого созыва качественно улучшить национально культурное законодательство страны?
- Важнейшим направлением работы нашего комитета стала подготовка проекта базового федерального закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации". Сегодня все осознают, что государство будет сильным при условии, если в нем сохранится этническая самобытность каждого народа как условие его политического и гражданского существования. Закон как раз и призван этому помочь. Документ вобрал в себя все современные мысли дальнейшего укрепления общегражданской идентичности - российской нации на основе исторического опыта обустройства многонациональной России. После долгих дискуссий дан вариант правового статуса русскому народу, самоопределившемуся на всей территории страны. Законопроект получил положительные отзывы из большинства регионов, был поддержан Общественной палатой, Ассамблеей народов России, а также видными учеными.
- Но тем не менее этот законопроект не удалось вынести на рассмотрение палаты в рамках четвертого созыва.
- Это не наша вина: законопроект находится в Правительстве России с декабря 2006 года. В своей работе мы так и не получали достаточной поддержки со стороны исполнительных органов власти, хотя в последнее время тенденции к улучшению этой ситуации все-таки определились. Без объединения усилий национальные проблемы решить невозможно.
- А что удалось сделать?
- Много внимания в своей деятельности мы уделяли защите коренных малочисленных народов в России.
Итогом нашей деятельности является разработанный членами Комитета Госдумы по делам национальностей совместно с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России проект федерального закона " О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации " , который предполагает установить порядок образования территорий их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, а также полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, более четко прописать правовой механизм проведения этнологической экспертизы в условиях рыночных отношений. Это современный взгляд на проблему, учитывающий правовые акты Водного, Лесного, Земельного кодексов.
Палатой принят в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". В документе определен правовой статус общин малочисленных народов как юридических лиц, что позволит им выступать полноправными участниками гражданско-правовых отношении.
- Насколько мне известно, ваш комитет достаточно активно сотрудничал с национально-культурными автономиями, проводил совместно с ними различные мероприятия.
- Более того, на протяжении всего созыва предметно обсуждались проблемы государственной поддержки института национально-культурных автономий. Нам удалось восстановить деятельность Консультативного совета федеральных национально-культурных автономий при министре регионального развития страны. Подготовлена еще одна очень существенная поправка в статью 16 Федерального закона "О национально культурной автономии", суть которой заключается в том, что государственная поддержка национально-культурных автономий всех уровней должна осуществляться за счет федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации, муниципальных бюджетов.
За время работы Государственной Думы четвертого созыва нами проведено немало различных мероприятий.
На них мы решительно защищали право и возможности каждого народа полноценно развивать свою культуру, но в едином общенациональном контексте. Примером такого мероприятия является "круглый стол" на тему "Роль многонационального народа России и значение русского языка в укреплении государственной целостности Российской Федерации: этнокультурный аспект", состоявшийся в Краснодаре. С большой пользой прошло заседание "круглого стола" по проблемам разделенных народов Кавказа К числу содержательных мероприятий, которых было немало, относятся IV и V международные конгрессы " Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру " , проведенные при поддержке комитета в Пятигорске на базе Государственного лингвистического университета.
- Действительно, в вопросе о финансировании государственной политики в сфере межэтнических отношений есть серьезные подвижки.
Имею в виду появление в федеральном бюджете специальной строки расходов на эти цели.
- Комитет Госдумы по делам национальностей на протяжении всего созыва последовательно отстаивал и проводил целенаправленную работу по выделению средств на реализацию государственной национальной политики на всех уровнях. И вот в федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года впервые в истории многонациональной России предусмотрены средства на финансирование мероприятий в сфере реализации государственной национальной политики в общем объеме 240 млн рублей ежегодно.
- Все же отрадно, что сегодня речь уже идет не об улаживании конфликтов на межнациональной почве, а о развитии национальных культур в условиях XXI века
- К счастью, в настоящее время в России нет крупных межэтнических столкновений, но это не дает нам основания успокаиваться, упускать эту тему из поля зрения, даже выходки хулиганов, имеющие малейшую примесь национализма.
Лучше вовремя позаботиться о недопущении конфликтов, чем потом много десятилетий ликвидировать их последствия. Взять хотя бы осетино-ингушский конфликт 1992 года. Беженцы до сих пор не могут вернуться на родную землю, проживают в палатках. Почему так происходит? Потому что слишком многое в той ситуации было пущено на самотек, переложено на регионы. А требовалась политическая воля и существенная экономическая поддержка федерального Центра, в частности Правительства страны. Такая поддержка вынужденным переселенцам необходима и сегодня.
- Как известно, законы хороши тогда, когда они четко исполняются. Потому становится еще более актуальным вопрос о создании специальной федеральной структуры, которая бы целенаправленно и оперативно занималась решением национальных проблем.
- Федеральный орган нужен, но он не должен копировать прежнее громоздкое министерство по делам национальностей, чья деятельность оказалась малоэффективной. Новая структура, если она появится, должна более гибко координировать общенациональную политику, вести программы по поддержке коренных малочисленных народов, по развитию национально культурных автономий, вести качественный мониторинг всей национальной проблематики.
- Какие основные трудности сегодня испытывает законотворчество в сфере межэтнических отношений?
- Мнение депутатов нашего комитета таково, что оно пока не имеет достаточной теоретической базы. Ведь нередко мы вынуждены действовать методом проб и ошибок. Скажем, возник межнациональный конфликт - мы спешим на него реагировать. Но этого уже недостаточно. Политики, работающие в сфере межэтнических отношений, должны очень хорошо представлять себе не только их современное состояние, но и их историю и теорию.
- Что бы вы хотели пожелать депутатам следующего созыва, которые будут заниматься законотворчеством в сфере межэтнических отношений?
- В настоящее время остается актуальной проблема сохранения единства и целостности Российской Федерации. И многое в этом плане по-прежнему зависит от гармонизации межнациональных отношений, следовательно от дальнейшего совершенствования законодательной базы по реализации государственной национальной политики, от создания нормативно-правовых документов, способных отвечать на глобальные вызовы XXI века. Основа для этой работы заложена Государственной Думой четвертого созыва.



Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 27 Ноября 2007

Док. 404398
Перв. публик.: 27.11.07
Последн. ред.: 29.11.07
Число обращений: 145

  • Трофимов Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``