В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Стржалковский: Турбизнес облагают данью Назад
Владимир Стржалковский: Турбизнес облагают данью
Кому выгоден новый закон?

Прикинув, что на рынке туристических услуг завелись неплохие денежки, федеральное чиновничество решило его "подрегулировать". Реализация задуманного ими приведет к сужению турбизнеса, подорожанию туров и снижению их доступности для простых россиян.

Конечно, все будет происходить "законно" и "прозрачно". Как в случае с ОСАГО, но под чуть-чуть измененным названием - "страхование ответственности туроператора". Агентствам по туризму придется подтвердить гарантию своей деятельности кругленькими суммами, которые, как считает руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм), в прошлом один из заместителей Грефа, В.Стржалковский, понадобятся на тот случай, когда недобросовестные туркомпании кинут своих туристов. Такое, к сожалению, случалось в последние годы. В турбизнесе, как в любой сфере современной России, тоже водятся кидалы. Можно ли от них очиститься с помощью принятия правительственного закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ"? Эксперты сомневаются. По их мнению, дело не в заботе об обманутых путешественниках. Действие написанного под диктовку Ростуризма закона, утверждают эксперты, принесет ощутимые дивиденды в первую очередь тому, кто будет контролировать финансовые гарантии.
О них говорится в статье 172. "Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее: 10 млн руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма; 1 млн руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма; 10 млн руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма". Срок действия финансового обеспечения - не дольше одного года, финансовое обеспечение на новый срок должно возобновляться не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения, гласит статья 173. Момент истины для турагентств наступит 1 января 2007 года, когда будет прекращено лицензирование таких агентств и туроператорской деятельности.
Все это делается, как утверждали единомышленники Стржалковского, исключительно ради "защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг". Хотя защищать можно тысячью иных способов, но только не изъятием из оборота турбизнеса миллиардов, что в первую очередь ударит по карманам этих же "защищаемых" потребителей. Специалистами подсчитано, что турпредложение сократится на 20%. Почему-то этой "мелочи" не хотят учитывать в Ростуризме. Там предпочли прописать в законе, что "порядок оказания услуг по реализации турпродуктов турагентствами будет определяться правительством", повторив, словно под копирку, текст закона об ОСАГО.
Вокруг денежного вопроса развернулся острейший спор в Госдуме при рассмотрении законопроекта во втором чтении. А на улице в это время входы в парламентское здание блокировали многочисленные пикетчики от сравнительно небольших турагентств, которым с введением "финансового обеспечения" грозят разорение и безработица. Они призывали "единороссов" отказаться от принятия кабального закона, а коммунистов, которые сразу выступили против правительственной инициативы, просили приложить максимум усилий и убедить думское большинство не совершать очередного антисоциального шага.
От коммунистов в бой за сохранение турбизнеса и его развитие пошел депутат Олег Смолин. Ему противостоял "единоросс", зампред Комитета по экономической политике и туризму Юрий Барзыкин. Любопытно, что еще при обсуждении повестки заседания О.Смолина, предложившего снять с рассмотрения законопроект по туризму, поддержал президентский полпред в Госдуме А.Косопкин, намекнув на имеющиеся замечания. Ему же возразили не только чиновники из Ростуризма, среди которых присутствовал и сам Стржалковский, но и "единоросс" Е.Федоров, ставший председателем Комитета по экономической политике и туризму после ухода Драганова. Непослушание по отношению к представителю Кремля выглядело неправдоподобно. Некоторым показалось, что разыгранная комбинация понадобилась для того, чтобы дистанцировать президента РФ от ссоры с турсообществом, которое представляет собой влиятельную прослойку. Так это или не так, покажут дальнейшие ходы правительства и "Единой России" относительно турбизнеса.
Во всяком случае, мнение Косопкина никак не отразилось на позиции "Единой России", которая горячо поддержала законопроект во втором чтении (за - 341, против - 84, в том числе вся фракция КПРФ) в редакции правительства. Думское большинство не смогли вразумить ни отрицательные отзывы на законопроект из регионов, ни присланные региональными ассоциациями туризма протестные обращения. Огромную пачку таких обращений продемонстрировал палате О.Смолин. Отрицательно о законе отозвались даже такие крупные деятели "Единой России", как Юрий Лужков, Минтимер Шаймиев, Георгий Боос. Крупнейшие регионы РФ - Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Краснодар, Ставрополь, Иркутск, Алтай - не одобрили закон. Негативные отклики поступили из стран СНГ, где начали подсчитывать убытки от вступления в силу этого закона. Коррупционно опасным нашла его думская комиссия по коррупции во главе с "единороссом" М.Гришанковым. "Этого уже достаточно, чтобы проект отправить на переработку и ни в коем случае не голосовать за его принятие", - заявил О.Смолин. С его мнением были солидарны многие депутаты. Но в Госдуме давно побеждает количество голосовальщиков, а не качество законотворческих идей.
Никакие вещдоки, подтверждавшие ущербность закона, никакие замечания и противоположные мнения не поколебали Барзыкина. Как скала стоял он на своем, повторяя: механизм финобеспечения в виде банковской гарантии и страхования гражданской ответственности действенный и очень нужен при государственном регулировании рынка туруслуг. Барзыкин ссылался "на проведенный анализ" и "положительные заключения" страховых компаний - Военной, "Ингосстраха", группы "Ренессанс-страхование", РОСНО, "Альфа-страхование" и Ассоциации российских банков. То, что страховщики и банкиры потирают от радости руки в ожидании дармовых денежных потоков, никого не удивило. Что думают о законе турагентства, Барзыкин даже не упомянул. Их мнение не было востребованным у разработчиков. Поэтому из 358 поправок, поступивших к закону, комитет учел всего 50, остальные отбросил за ненадобностью. В том числе поправки О.Смолина, В.Рыжкова о снятии запретительно-разорительной для турбизнеса нормы о фингарантиях. Трудностями для турагентств и, возможно, коррупционными издержками обернется требование нового закона о регистрации в едином федеральном реестре. Туроператорам, отмечали в своих выступлениях депутаты, придется со всех концов России ехать в Москву, сидеть в приемных Ростуризма, ожидая, когда их централизованно зарегистрируют. Это также выкачает из туротрасли немалые ресурсы.
Сторонники закона клялись в бескорыстности, ссылаясь на проведенные анализы. Не ясно только, что анализировали в той самой рабочей группе, которая лепила законопроект и отсеивала поданные поправки. Барзыкин, например, не сумел объяснить, почему именно 10 миллионов надо состричь с турагентства, чтобы возместить затраты обманутым туристам, если таковые будут. По подсчетам специалистов, если даже придется возвращать брошенных агентством туристов из Бангкока, наиболее отдаленной от России туристической точки, как уже бывало, то максимальные затраты на эту операцию не превысят 70 тыс. долл. Иные возместительные расходы будут и того меньше. А в чей карман уйдут остальные средства от фингарантий? Это и хотели понять депутаты. Но ответа они не получили. Сколько ни призывал О.Смолин "оставить единственную гарантию в размере
1 млн руб. на выездной туризм", ему не удалось сломить железобетонного Барзыкина. Тот жестко отклонил все поправки О.Смолина, Б.Кибирева, В.Рыжкова.
Тогда О.Смолин зачитал резолюцию "круглого стола", проведенного им перед вторым чтением законопроекта с участием представителей турбизнеса. В резолюции подчеркивалось, что законопроект Ростуризма ограничит свободу предпринимательской деятельности в туротрасли, сократит спектр турпродуктов, что вопрос о фингарантиях не проработан и неизбежно приведет к сворачиванию свободного туристического рынка, особенно в регионах, к значительному росту цен на туруслуги, к сокращению въездного и внутреннего туризма, занятости в этом секторе экономики и соответственно к уменьшению налогооблагаемой базы. В заключение Смолин заявил: "Ростуризм манипулирует общественным мнением, вводя в заблуждение государственные органы утверждением о якобы широком обсуждении законопроекта. На самом деле разработчики документа проигнорировали практически все предложения, забыв о том, что поспешное принятие сырых, непродуманных законов вроде монетизации льгот или обрушения алкогольного рынка ведет к негативным последствиям для всего общества. То же произойдет и с рынком туристических услуг. Этим законом часть турбизнеса будет загнана в тень, это больно ударит по региональным бюджетам и по туристам". Но слова О.Смолина повисли над креслами "единороссовского" большинства, которое ничего не желало воспринимать, кроме указаний сверху.
В данном случае "верх" олицетворял господин Стржалковский. Принятие курируемой им законодательной инициативы в решающем втором чтении означало новую крупную победу в собственном карьероустройстве. Первую он одержал в ноябре 2004 года, когда получил назначение на пост главы Федерального агентства по туризму, выделенного в самостоятельное ведомство, подчиняющееся напрямую премьеру. До этого Стржалковский в ранге заместителя Грефа руководил всего-навсего Департаментом по туризму при Минэкономразвития. На этой должности он ввел специфическую систему лицензирования туроператоров и турагентов, что вызвало резкое недовольство участников туристического рынка и даже повлекло расследования фактов злоупотреблений и коррупции в работе департамента, о чем писал "Профиль" (29.11.2004 г.). Завершились скандалы благополучно для Стржалковского: департамент был упразднен, а он стал "отставником". Но не обычным, а привилегированным, как отмечалось в СМИ. За ним сохранялся министерский кабинет и транспорт со спецсигналами. Вскоре эти радости чиновничьей жизни оказались при деле, т.е. при Стржалковском, ставшим, можно сказать, министром по туризму. С принятием такого закона он обретает хорошо финансируемую вотчину, куда будет стекаться дань, собранная с турбизнеса. Почему так везет господину Стржалковскому? - недоумевают одни. Другие им поясняют: он же питерец. Поэтому, как предполагают аналитики, не стоит ожидать от президентского полпреда Косопкина решительных действий по корректировке турзакона. В силе сохранится все, что потребуется Стржалковскому. Вплоть до очередного скандала, который вполне можно ожидать от турсообщества.


http://www.sovross.ru/old/2006/147/147_2_3.htm

"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ", N 147 (12920), 21.12.2006 г.

Галина ПЛАТОВА

Док. 403758
Перв. публик.: 21.12.06
Последн. ред.: 28.11.07
Число обращений: 331

  • Стржалковский Владимир Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``