ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона `Об основах социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы`Назад
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона `Об основах социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы`
Проект Федерального закона "Об основах социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы" направлен на создание правовой основы социальной помощи лицам, освободившимся от отбывания наказания.
Подготовка законопроекта вызвана криминогенной обстановкой в стране, потребностью в оказании постпенитенциарной помощи освободившимся из мест лишения свободы, необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов и норм, несовершенством государственно-правового механизма регулирования института социальной помощи.
На сегодняшний день достаточно высоким остается рецидив преступлений. В частности по тяжким и особо тяжким преступлениям он составляет 40-50 %. В числе факторов, обусловливающих сложившуюся ситуацию, не последнее место занимает трудовая и бытовая неустроенность освободившихся из мест лишения свободы. Поскольку за время пребывания в условиях изоляции от общества большинство из них утратили социально полезные связи, многим практически заново приходится решать вопросы трудового и бытового устройства, освоения новых профессий, получения дополнительного образования. Только в 2004 году из 291232 осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, 53067 нуждались в трудовом и бытовом устройстве.
Российское уголовно-исполнительное законодательство (ст. 180, 181, 182 УИК Российской Федерации) закрепляет права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, а также обязанность администрации учреждений по оказанию им в этом содействия. Вместе с тем действующий УИК Российской Федерации не относит к предмету уголовно-исполнительного законодательства отношения в сфере социальной помощи освобожденным, отношения государства и освобожденного лица после завершения исполнения наказания и не определяет порядок оказания социальной помощи, а содержит отсылочные нормы, определяющие трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
Сложилась ситуация, когда, с одной стороны, увеличивается количество лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и нуждающихся в социальной помощи, а с другой отсутствуют правовые основы оказания такой помощи в решении вопросов их ресоциализации.
Целью данного законопроекта является обеспечение прав освобожденных из мест лишения свободы, предупреждение рецидива преступлений с их стороны, укрепление законности и правопорядка в обществе, создание законодательной и нормативной правовой базы для обеспечения условий успешной социальной адаптации освобожденных, решение вопросов их трудового и бытового устройства, восстановление утраченных социально полезных связей.
В подготовленном законопроекте учтены действующие международные стандарты, положения Конституции Российской Федерации, определяющие предмет ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, особенности современного этапа реформирования уголовно-исполнительной системы, требования гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, нормы действующего законодательства.
Законопроект устанавливает правовые, организационные принципы и основные направления оказания социальной помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, их правовое положение, а также компетенцию и обязанности государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в решении этих вопросов.
Учитывая имеющиеся социально-экономические проблемы и трудности при осуществлении финансирования социальных программ, в подготовленном законопроекте первоочередное внимание обращено на гуманитарный характер решения проблемы и максимальную реализацию действующих законодательных норм. Поэтому принятие нового закона и его последующая реализация не потребуют значительных финансовых затрат.