В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Стржалковский: `Солидный туроператор должен вернуть все деньги потребителям` Назад
Владимир Стржалковский: `Солидный туроператор должен вернуть все деньги потребителям`
События в Юго-Восточной Азии поставили много вопросов. В частности, к турфирмам, к тем, кто организует отдых. И мы решили обсудить весь этот круг вопросов на "Маяке", пригласив для этого Владимира Стржалковского, руководителя Федерального агентства по туризму, и председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова.

- Сейчас идут разговоры про то, что туристические фирмы не должны возмещать расходы тем туристам, кто оказался в эти ужасные дни там, и тем, кто сейчас не хочет ехать на курорты Юго-Восточной Азии, пострадавшие от землетрясения и цунами. Я тоже сталкивался с туристическими фирмами, и я глубоко убежден после того, что мне там рассказали, что в случае форс-мажора, землетрясения никаких претензий я предъявить не могу, все, что я могу сделать в этой ситуации, - отказаться ехать, не подвергать себя риску. Но Владимир Игоревич Стржалковский, руководитель Федерального агентства по туризму, сказал мне, что я неправ. В чем же?

СТРЖАЛКОВСКИЙ: Я знаю, что создается такое информационное поле, где в последние дни зачастую через средства массовой информации объясняется туристам, что в случае форс-мажорных обстоятельств, форс-мажорной ситуации, а это как раз включает в себя стихийные бедствия, пострадавшей стороной является только потребитель, то есть турист. Напомню, что такое форс-мажор. Это обстоятельство непреодолимой силы, которое нельзя было предвидеть, которое нельзя было предотвратить. В этой ситуации обе договаривающиеся стороны, а в рассматриваемом случае это туроператорская или посредническая турагентская компания и потребитель-турист, несут убытки самостоятельно. Я подчеркну слово "убытки".

- И та, и другая сторона, это принципиально.

СТРЖАЛКОВСКИЙ: Совершенно верно. Поэтому здесь надо рассматривать два варианта. Первый вариант: те, кто планировал выехать и заплатил деньги. И второй: те, кто оказался там во время этого стихийного бедствия. Начнем с первой ситуации. Какие затраты несет туроператор - организатор поездки? Это затраты на перевозку авиационную, затраты на размещение в гостинице и встречу-проводы, затраты на организационные расходы. Они совершенно небольшие. Сюда включают канцелярские расходы, телефонные переговоры, заработную плату сотрудников и так далее. И, безусловно, прибыль. В ситуации новогодней прибыль, просчитанная туроператорами, безусловно, была достаточно значительная. Это и понятно. Новый год - это повышенный спрос, к нему готовятся. На Новом годе отбивают те неудачи сезона, которые произошли. И, конечно, туроператорам, турагентам - прекрасно это понимаю, сам был в таком качестве - очень тяжело не только не заработать какие-то деньги, но и потерять их. Тем не менее мы должны всегда помнить и о защите потребителя. И что здесь получается в нашем случае? Авиационная перевозка. В случае форс-мажора при отказе заказчиков чартерного рейса, в основном туда летают чартерные рейсы, авиакомпания ничего не теряет, убытков не несет, имеет только недополученную прибыль. А я подчеркнул, что речь должна идти об убытках. Значит, в этом случае никаких штрафных санкций авиакомпания не должна применять к туроператору. К тому же существует телеграмма руководителя федерального авиационного агентства Шипиля, в которой не рекомендуется в жесткой форме выставлять каких-либо штрафных санкций к организациям, отказавшимся от поездок и от перевозки в страны Юго-Восточной Азии, пострадавшие от стихийных бедствий. Вторая составляющая - гостиницы или местные туроператоры, что чаще. Безусловно, часть денег, которая переведена российскими туроператорами в качестве предоплаты или полной платы за размещение, она на определенное время может зависнуть, но не пропасть. И крупный, серьезный российский туроператор, безусловно, получит эти деньги, выберет, что называется, эти деньги несколько позже, направляя туда туристов, когда обстановка стабилизируется. Третья составляющая - прибыль.

В. Стржалковский

- Я понимаю всех, кто уже эти деньги держал в руках: расставаться с ними тяжело.

СТРЖАЛКОВСКИЙ: Берешь чужие, а отдаешь свои. Тем не менее это прибыль, и ее надо возвращать. Мне кажется, что крупный, солидный туроператор с именем должен вернуть в досудебном порядке все средства, все деньги потребителям, которые ввиду вот этих чрезвычайных обстоятельств отказались от поездки. Это не их желание, не изменение их планов, а ситуация действительно непредвиденная. И я провел переговоры с рядом крупных туроператоров, которые меня попросили и высказаться на пресс-конференции, и довести до радиослушателей названия тех компаний - крупных туроператоров, которые стопроцентно готовы возвращать деньги своим клиентам. Это компании "ВКО "Трэвэл", "Нева", "Натали", "Тез Тур", "Ланта-тур", "Интерюнион" и "Ванд Интернейшнл". Возможно, этот список неполный и к нему присоединятся и другие компании.

- Я думаю, что после нашей программы все остальные будут вынуждены присоединиться к этому списку.
Валерий Гаврилович, у меня к вам вопрос как к законодателю. Ситуация, которая на наших глазах разворачивается, подвигнет законодателей изменить существующий закон? Я знаю, что в 2003 году уже возникала инициатива в Государственной Думе изменить закон о туристской деятельности. Что сейчас собирается делать ваш профильный комитет?

ДРАГАНОВ: Я добавил бы, что сегодня, кажется, "Аэрофлот" объявил о том, что он безоговорочно будет возвращать деньги. И это сообщение, мне кажется, должно влиять на решение других авиакомпаний. Мои собственные переживания, если так можно сказать, за тех пострадавших, которые могли связать себя договорами с туристическими агентствами или туроператорами, которые не на сто процентов прозрачны. Если такие есть на этом направлении. И, мне кажется, эти пострадавшие как раз нуждаются в государственной поддержке. И я пока что выражаю моральную поддержку. Но сегодня я консультируюсь в том числе с Владимиром Игоревичем, с рядом депутатов. Я думаю, что мы должны сейчас подумать о правовых инструментах влияния.

Часть туристов связали себя договорами с компаниями не обязательно непрозрачными, это могут быть просто мелкие компании, которые не имеют финансовых возможностей, не имеют резервов, которые недостаточно опытны или, может быть, не имеют должной репутации. Они, конечно, если хотят, чтобы их бизнес развивался, они должны сейчас сделать все возможное и невозможное, чтобы свою репутацию отстоять, может быть, одалживать какие-то кредиты или обращаться к крупным, но выполнить свои обязательства перед туристами. Было по крайней мере несколько десятков звонков в первый день, потом меньше, особенно после того как Владимир Игоревич дал пресс-конференцию, да и в целом правовое поле стало более упорядоченным, люди поняли, что в порядке регресса турфирмы взыщут средства у своих контрагентов, они - у турфирм, и в конце концов каждый получит свое. Возвращаясь к тем, кто может не получить из-за недобросовестности туристических компаний, хочу сообщить, что мы думаем, как им помочь.

- Существует ли у нас на сегодняшний день система, которая действительно защищает туриста, страхует его от всех возможных рисков, в том числе недобросовестных туроператоров и турагентов, а с другой стороны, страхует отрасль как таковую от возможных убытков? Даже в газетах уже появляются такие апокалиптические предсказания, что просто у нас туристическая отрасль рухнет.

ДРАГАНОВ: Нет, я думаю, что она не рухнет. Не будучи профессионалом в этой области, я, естественно, должен полагаться на таких, как Владимир Игоревич, на правительство, на туроператора, на бизнес, с которым мы ведем консультации. Но первое, что мне приходит на ум, - необходимо законодательно определить условия, порядок и последствия расторжения или отказа от туристского договора с обеих сторон в результате возникновения чрезвычайных ситуаций, поскольку сегодня и глоссарии мировые, и глобальное соглашение этическое, кажется, оно так называется, и наше законодательство ставят и туриста, и оператора перед невозможностью соответствовать компенсациям в связи с форс-мажором. Поэтому законодательство не до конца, на мой взгляд, определяет правовые рычаги такой компенсации. А второе - разработать правовые основы страхования ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туристских договоров туроператорами, финансовые гарантии, например, а также расширить практику применения договоров страхования возникновения непредвиденных случаев, препятствующих совершению туристом путешествия, в том числе по причине чрезвычайной ситуации. Мне кажется, что в законодательстве такой резерв есть. Что думает по этому поводу Владимир Игоревич, я не знаю.

- Сейчас узнаем.

СТРЖАЛКОВСКИЙ: Я приветствуют то, что Валерий Гаврилович готов серьезно поработать в направлении исправления законодательства. Эта работа кропотливая и требует выверения многих нюансов. Действительно, задача защитить и потребителя, но не в ущерб организаторам поездок, а как-то обозначить разумный баланс между этими сторонами, защитив интересы туроператора, турагента, но и потребителя, конечно. Мы работали над финансовыми гарантиями вместе с Государственной Думой. К сожалению, на финишную прямую мы не вышли, хотя понимание с большинством, практически со всеми министерствами было достигнуто, со многими депутатами Госдумы. В результате тех административных, организационных событий, которые произошли в начале этого года, этот вопрос был отложен. Сейчас, конечно, я очень хотел бы с помощью Валерия Гавриловича, его комитета вернуться к этому вопросу. Я считаю, что он наиболее подготовлен для быстрейшего решения путем внесения поправок в действующий закон.

- Что нужно сделать?

СТРЖАЛКОВСКИЙ: Один из элементов защиты потребителя и упорядочения туристического рынка - это введение финансовой ответственности туроператоров за результаты своей работы. В большинстве стран мира, которые серьезно занимаются туризмом, существует в той или иной мере финансовая ответственность. Она может различаться по суммам: в одних странах это эквивалент 80 тыс. евро, в других больше, в некоторых 300 тысяч долларов и выше. Это та сумма, на которую могут рассчитывать потребители и партнеры туроператорской фирмы в случае невыполнения туроператором своих обязательств перед потребителями и перед партнерами. Да, эта сумма может не покрыть всех издержек, но это определенная страховочная сумма.

Подготовлены и предложены будут в ближайшее время совместно нами и, я надеюсь, комитетом по предпринимательству и туризму ГД элементы такой экономической или финансовой защиты: туроператор либо берет банковскую гарантию на определенную сумму, либо страхуется в фирме на ту же сумму, либо, если туроператор неизвестный, у него обороты маленькие, он должен положить депозит в банк.

Продолжение интервью и ответы В. Стржалковского и В. Драганова на ответы слушателей - в аудиозаписи.

http://mayak.rfn.ru/schedules/6852/19129.html

29/12/2004

Док. 403274
Перв. публик.: 29.12.04
Последн. ред.: 28.11.07
Число обращений: 413

  • Стржалковский Владимир Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``