В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Стржалковский: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (25.04.2005) Назад
Владимир Стржалковский: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (25.04.2005)
А.ДЫХОВИЧНЫЙ: В столице 16 часов и 8 минут. Добрый день. Алексей Дыховичный у микрофона. У нас в гостях Владимир Стржалковский - руководитель федерального агентства по туризму. Проблемы и задачи в области развития туризма. Об этом мы поговорим - о туризме, в первую очередь, внутрироссийском, выезд за рубеж. Пожалуйста, пейджер наш работает, 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Итак, в студии радиостанции "Эхо Москвы" наш гость - Владимир Стржалковский, руководитель федерального агентства по туризму РФ. Здравствуйте, Владимир Игоревич.

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Добрый день, Алексей, добрый день, радиослушатели.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Мы говорим о туризме. Владимир Игоревич, туризм - это бизнес, да? И есть такая формула, что во взаимоотношениях государства с бизнесом самое главное, чтобы государство не мешало. Насколько эта формула подходит в данной ситуации? И если подходит, то тогда ваша основная функция - это не мешать.

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Ну, вы правильно говорите, как задача минимум у государства - это не мешать развитию бизнеса. Но лучше б, чтобы еще государство помогало развитию бизнеса. И туризм здесь является не исключением. Многие бизнесмены, работающие в туризме, хотят и заинтересованы в помощи государства.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А давайте тогда разобьем туризм на несколько составляющих. Ну, во-первых, это выезд из России за рубеж российскими гражданами. Второе - это российские граждане едут отдыхать в Россию, и, наконец, третье - это иностранцы приезжают к нам. Может быть, есть еще четвертое и пятое, но я догадаться не могу.

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Нет, вы очень правильно поставили акценты - это действительно так, три основных составляющих.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Вот если первая составляющая - наши едут, ну, чаще всего, в Анталию, я полагаю, в Турцию - что тут государство, каким боком? Я прихожу в обычное туристическое агентство, покупаю путевку, еду туда, возвращаюсь. Государство здесь, ну, никаким образом не соприкасается.

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Ну, действительно, много наших соотечественников выезжают за границу. Количество поездок все время увеличивается, хотя по сравнению с другими странами, в первую очередь, европейскими, процент выезжающих граждан у нашей страны достаточно невелик. Просто в свое время был такой барьер: что выехать за границу - это уже событие. И в последние годы это все больше упрощалось, упрощалось, наращивалось, и сейчас количество туристических поездок в прошлом году было уже больше 5 миллионов. Но это не значит, что 5 миллионов российских граждан выезжало. Выезжало гораздо меньше. Просто...

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Просто один по многу раз.

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Совершенно верно, совершенно верно. Страны выезда различные. Вы сказали страну, которая лидирует по количеству путевок. Ну, география разная - действительно. Существует и зимний отдых, и летний отдых. Ну, здесь задачи государства достаточно простые - это установить цивилизованные правила работы на рынке, установить ответственность туроператоров, турагентств за результаты своего труда перед потребителем, перед партнерами.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Это сделано? Правила установлены?

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Жизнь никогда не стоит на месте и все время вносит свои коррективы. Если что-то было несколько лет назад хорошо, то со временем любой нормативный акт, любой закон устаревает, образуются в нем бреши, и требуется изменение законодательства. В частности, для выездного туризма сейчас очень характерно - это введение финансовой ответственности туроператоров за результаты своей работы. Я готов пояснить, что это такое. Вот в последнее время обострились случаи, когда потребитель, который не совершил поездку, либо его поездка была испорчена рядом существенных факторов, не может получить компенсацию и возврат стоимости путевки.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Очень важен фактор - из-за чего? Сам заболел и не смог поехать?

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Абсолютно правильно. Ну, когда сам заболел и не смог поехать, это не относится к тому. Ну, вот возьмем случаи, которые широко обсуждались и свежие достаточно. Это цунами в тех регионах, которые в конце декабря были у всех на слуху. Безусловно, часть людей не захотела поехать в эти регионы после случившихся там событий. Причина объективная - изменились существенно условия поездки. Многие туроператоры тем не менее не возвращали деньги клиентам, и ряд общественных организаций становился на их защиту. Безусловно, нами было рекомендовано, во-первых, рассчитаться с туристами, и туристы, которые не могли получить деньги добровольно, они обращались в суд, выигрывали суды в подавляющем большинстве - мне даже не известен ни один случай, наоборот, все суды были в пользу потребителей выиграны. Но большинство из них не могли получить свои средства назад. А деньги были очень большие. Когда выезжает там группа людей - 4, 5, 6 человек. Вы понимаете, это Юго-Восточная Азия, Новый год, я не буду говорить цифры, но они, поверьте, не одну машину "Жигули" стоят. Не могли получить деньги никак назад, выиграв суд. Казалось бы, суд выигран, почему не получить деньги? Оказывается, ну, и что известно специалистам турбизнеса, на счету компаний большинства нет средств, чтобы оплатить, и нет никакого имущества, чтобы ответить.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Все имущество взято в аренду. Мы сейчас прервемся ненадолго. И самое замечательное в этой истории - если что-то может быть замечательное, что у меня есть мнение представителя туроператоров, которое было прислано по Интернету. В качестве вопроса я его после новостей обязательно зачитаю.

НОВОСТИ

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, что ж, мы продолжаем, мы говорим о туризме. У нас в гостях Владимир Стржалковский - руководитель федерального агентства по туризму. И закончим же вот эту часть вашей деятельности вопросом и вашим ответом, конечно же, вопросом Ольги, которая занимается туризмом: "Объясните, пожалуйста, после трагедии в Юго-Восточной Азии, на каком основании вы обвиняли турфирмы в обмане туристов? Человек, который должен защищать туротрасль, всячески доказывал, что турфирмы - обманщики. Разве вам не известно, что отели были проплачены туроператорами, а тайцы денег не вернули. И авиакомпании почти никто не вернул деньги за несостоявшиеся полеты. Возврат денег в этой ситуации грозит большими проблемами турфирмам, и зачем вообще тогда статья о форс-мажоре в имеющихся договорах, которые подписываются?"

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Ну, начнем с конца. Наверное, задающая вопрос Ольга слабо представляет юриспруденцию и не понимает, что такое форс-мажор. Я не буду сейчас читать лекцию - это невозможность выполнить свои обязательства с двух сторон, а не с одной. Значит, второе - значит, я достаточно хорошо представляю турбизнес, и кто работает в нем, знает, что я его прошел по всем ступеням. Поэтому могу с уверенностью утверждать, что крупные туроператоры, кто серьезно занимается этим направлением, потеряли минимальное количество средств. Это что выражалось в основном в недополученной прибыли, которую в этой ситуации, безусловно, любой порядочный человек, любая порядочная компания должна была возвратить своим клиентам.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Они как-то получили деньги за билеты, которые уже были выкуплены, и за отели, которые тоже были выкуплены?

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Значит, рейсы, которые снимались, никаких штрафных санкций подавляющему большинству не выставлялись. И у меня нет информации, какая авиакомпания не вернула деньги - ни у меня, ни у федерального агентства по авиации.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть деньги за билеты... Так.

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Значит, если маленькой компании, которую, по-видимому, представляет задающая вопрос девушка, не вернул деньги туроператор, то они должны разбираться между собой. По авиакомпаниям серьезных претензий ни один туроператор не представил.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть все механизмы...

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Второе.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Да, прошу прощения.

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Второе. Отели, которые были проплачены, как правило, серьезные фирмы 100% не проплачивают - проплачивают депозитно. Остальная часть проплачивается уже после завершения путевки или в процессе дальнейших взаиморасчетов. У большинства эти депозиты, они работают не только с гостиницами, а в основном с местными туроператорами, либо свои представительства там имеют, были перенесены - эти депозиты - на другие гостиницы на более поздний срок. И эти деньги выбирались в последствии. Да, они могли быть заморожены. Часть денег действительно могла быть потеряна в том случае, если туроператор российский работал напрямую с отелями, которые были просто снесены в море. Но это совершенно, подчеркиваю, небольшой объем рынка занимало.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: И такой, ну, не совсем цивилизованный, как я понимаю, потому что цивилизованный образ зарабатывается по-другому? Или я немножечко не прав здесь?

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Ну, вы понимаете, у нас маленькая компания, которая два с половиной человека занимает в комнате, она считает, что все проблемы, которые вот характерны для этой фирмы, которой, наверное, сложно-то деньги найти на звонок в Таиланд - для них это составляет ползарплаты - переносит эту проблему на весь туристический бизнес. А туроператорами должны быть компании, отвечающие за свои результаты труда. Не надо стремиться фирме, которая не обладает ни опытом, ни необходимыми знаниями, ни квалификацией, ни человеческим, ни финансовым потенциалом, становиться крупным туроператором.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Понятно, спасибо. По-моему, такой очень четкий, ясный ответ. Вернемся, не вернемся, а перейдем к другой теме. Это россияне, которые едут за границу. И, в общем, это их абсолютное право - хотят, кто же может помешать? С одной стороны. Но с другой стороны, полагаю я, у государства есть свой интерес в том, чтобы отдыхали у себя, и деньги оставляли в своей стране. Что вы можете и готовы в ближайшем будущем предпринять, если смотреть на эту проблему с этой точки зрения?

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Ну, это любое государство заинтересовано - развивать свой туризм, безусловно.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Да я ничего нового не сказал. А новое, хочется, чтобы вы рассказали.

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Поэтому здесь каких-то мер, скажем так, государственного регулирования предпринято не может быть и не должно. Каждый должен выбирать, где ему отдохнуть. Дело в том, чтобы наши возможности туристические по соотношению цена и качество соответствовали мировым. И чтобы потребитель выбирал, выбирал услуги по тому набору параметров, которые являются для него приоритетными на сегодняшний момент - на момент приобретения путевки. Поэтому, безусловно, нам надо расширять и гостиничную индустрию, и создавать объекты туринфраструктуры, которые сопутствуют. Я имею в виду это и аквапарки различные, пляжную инфраструктуру, рестораны и так далее.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Это все бизнес. Все, что вы перечисляете, это все бизнес, который не звонит в федеральное агентство по туризму и не спрашивает - а можно ли мне открыть гостиницу, а не позволите ли вы мне открыть гостиницу. Люди занимаются бизнесом и делают это как-то чуть-чуть по-другому. Как вы планируете влиять на это?

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Помогать, я бы сказал, а не влиять. Или влиять положительно.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Или влиять в положительном смысле.

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Что, какая задача государства? Чтобы инвестору было интересно вложить деньги в строительство ресторана, гостиницы, любой сопутствующей инфраструктуры. Для этого должны быть подготовлены соответствующие площадки для строительства гостиниц региональными властями в интересных для инвесторов местах, подведены необходимые коммуникации туда за счет государства. Это и газ, электричество. В новых местах для отдыха - если это горнолыжные курорты, или новые пляжные направления - в них должны быть дороги, обеспечены дороги нормальные, чтобы можно было доехать до аэропорта. Вот укрупненно - это задача государства. И возможно, еще создание специальных преференций для развития туризма и туристической инфраструктуры в тех районах, которые являются наиболее перспективными для развития туризма.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Что за преференции?

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Сейчас, вы знаете, может быть, слушатели еще не все знают, но рассматривается проект закона об особых экономических зонах. Сфера туризма там не прописана. На первых этапах это обсуждалось, но она не коррелируется с промышленными и технико-внедренческими зонами. Но вопрос о том, чтобы предусмотреть, продумать, подготовить предложения государственные о специальных зонах для развития туризма, он не отставлен в сторону. Просто требуется в дополнительной тщательной проработке.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Владимир Игоревич, то, что вы сейчас рассказываете, это только ваше понимание или это понимаете всего государственного аппарата, или может быть, даже какие-то действия осуществляются - дороги, вы говорили, коммуникации, и причем все бесплатно (ну, бесплатно, относительно - для инвестора), создание площадок - это все происходит? Это все делается?

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Ну, где-то происходит, где-то еще таких процессов не идет. Вот возьмите Красную Поляну - дорога там протянута, электричество протянуто, газ протянут, водозаборники сделаны, многие такие же вещи делаются на местах, в регионах. Совсем недавно я был в Казани, которая готовится к тысячелетию. Там очень активно развивается строительство новых комплексов на частные деньги. Но государство туда протягивает дороги и делает коммуникации. То есть создает условия, которые подталкивать будут инвестора развивать свой частный туристический бизнес.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Деньги тратятся, ну, на ваш взгляд, если говорить о регионах, правильно? Я помню, какое-то время, примерно полгода тому назад, когда высокая государственная комиссия, чуть ли не во главе с Владимиром Владимировичем Путиным приезжала в южные регионы, то города... обустраивали набережные, вот почему-то набережные. Ну, по крайней мере, так было освещено в сюжетах средств массовой информации, вот почему-то все силы и деньги были брошены на набережные. Ну, так по крайней мере все это освещалось. Это вот, правильно ли тратят деньги, на ваш взгляд?

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Ну, вы, наверное, имеете в виду Геленджик. Геленджик действительно сделал прекрасную набережную, которая привлекает отдыхающих. На набережной стоит инфраструктура частная, это и рестораны, кафе, фотографии, пивные бары, винные бары, дискотеки - действительно все расцвечено различными цветами, светится, играет...

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Но если при этом - я прошу прощения, я не знаю, как там в Геленджике - но если при этом вода подается один раз в день в течение нескольких часов, то грош цена такой набережной, согласитесь.

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Ну, вы правы, все должно быть в комплексе. Но если вы живете и у вас вода круглосуточно, но выйти некуда и негде провести время, то, согласитесь, это тоже малоинтересно. В туризме все дополняет друг друга. И сервис внутригостиничных, и набор услуг на пляже дополняет, и время, где возможность провести свободное время, и как покушать, и куда съездить на экскурсию - это все вещи, которые взаимосвязаны. И, скажем так, грамотный профессионал туризма выбирает направление для предложения, для продвижения, когда существует набор различных качеств, набор различных параметров - правильнее будет сказать, для того, чтобы клиент был доволен, клиент был удовлетворен.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, и последнее - мало времени у нас остается. Это привлечение иностранных туристов в Россию. Как с этим дело обстоит? Немного к нам едут пока что?

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Ну, вы знаете, если считать по туристическим прибытиям - такой термин существует - это чуть больше, чем количество туристов, туда большее количество включается лиц, но это принятая в мире методика, - то у нас примерно 3% туристического потока. У нас иностранных туристических прибытий порядка 23 миллионов. Сейчас ожидается, что в прошлом году - по мину еще не подсчитано - но где-то будет 740-750 миллионов туристических прибытий, то есть порядка 3%. Конечно, наша страна, которая обладает такой большой территорией и различными возможностями для продвижения туризма, это количество еще недостаточное. И в первую очередь, классических туристов из стран дальнего зарубежья, которые являются по нашим понятиям донорами для Российской Федерации, которые больше всего денег оставляют у нас.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Основные моменты - что надо сделать, ну, помимо рекламы, продвижения, объяснения, что у нас здесь есть вот такого хорошего - что надо сделать?

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Ну, безусловно, что въездной туризм объединяет - это нормальная инфраструктура. Первое - это мы говорили. Второе - это качество сервиса, услуг предоставляемых. Информацию, продвижение - вы тоже сказали. Должны быть удобства передвижения иностранцев по стране. Это все такие простые вещи, которые как указатели, таблички...

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Это все глобально, по стране, да? Потому что не только иностранцы будут ездить на этих удобных поездах и самолетах летать, но и...

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Ну, еще для иностранцев важна визовая политика. Мы должны сделать получение визы необременительным, и недорогим, доступным. Когда завышается стоимость визы, и когда осложнено ее оформление - это одно из серьезнейших препятствий для развития туризма.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, и мы уже за новости заехали, хорошо. Как я понимаю, вы рассказывали, это еще и четкое понимание, что означает трехзвездочная гостиница, что означает четырехзвездочная гостиница...

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Безусловно, классификация гостиниц крайне важна.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Владимир Стржалковский - руководитель федерального агентства по туризму был у нас в гостях. И мы говорили о туризме. Владимир Игоревич, спасибо вам.

В.СТРЖАЛКОВСКИЙ: Спасибо.


http://www.echo.msk.ru/interview/35939/

25.04.2005



Док. 403158
Перв. публик.: 25.04.05
Последн. ред.: 28.11.07
Число обращений: 337

  • Стржалковский Владимир Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``