В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Ярочкин: Рекорды спроса туризма по России Назад
Анатолий Ярочкин: Рекорды спроса туризма по России
Гость: Анатолий Ярочкин - Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму

Здравствуйте. В студии - ведущий Михаил Антонов. Социологи подсчитали, что в этом году большинство россиян почему-то выбрали отдых на родине. В принципе, и раньше за границу в Турцию или Египет ездило абсолютное меньшинство из нас, потому что это дорого. Операторы по внутреннему туризму называют рекордным рост спроса на отдых в России. И об этом феномене мы поговорим с Анатолием Ярочкиным, заместителем руководителя федерального агентства по туризму.

Действительно граждане России стали больше отдыхать на родине?

ЯРОЧКИН: Если три года назад ежегодный рост выезда составлял 15-20 %, то в 6-ом году рост был, но только 2 %. То есть динамика роста выездного туризма сильно сократилась на фоне 15-проценртного увеличения прибытия в Южный федеральный округ и, в первую очередь, на курорты Краснодарского края. Здесь причин много на самом деле. Способ транспортной доставки в Краснодарский край не один. За границу - только самолетом фактически. Здесь третья часть приезжает машинами, включая такие регионы, как Ханты-Мансийский, из Сургута люди приезжают 5 дней едут с семьей, потому что это дешевле, чем на самолете. Есть возможность приехать поездом. Половина людей приезжает поездами. В летнее расписание вносятся коррективы, много поездов. Конечно, транспортная составляющая значительную роль здесь играет.

И даже дороги людей не пугают?

ЯРОЧКИН: Не только дороги не пугают. Даже возможность приехать и не найти гостиницы людей не пугает. Как показал опрос, развилка, где направо, налево дорога "Дон" расходится (налево - в Геленджик, направо - в Анапу), половина людей, которые туда подъезжают, не знают, налево они поедут, в Геленджик, или направо - в Анапу.

Дикарями едут.

ЯРОЧКИН: Сейчас такое количество малых гостиниц, что найдут по своему кошельку, что называется. Есть категория "дикарей", но их все меньше и меньше. Времена фильма "Три плюс два" проходят. Это, во-первых. Во-вторых, надо что сказать? Наездились. Тот, кто имел возможность, уже везде практически побывал. Стали появляться у нас приличные гостиницы, качество сервиса повышается, потому что появилась конкурентная борьба. Сегодня у нас количество мест в малых гостиницах сравнялось с количеством мест в привычных гостиницах.

Малые гостиницы - это то, что не имеет звезд. Это частные маленькие гостиницы.

ЯРОЧКИН: Как маленькие? Есть и на 40, на 50 человек. Я думаю, что в ближайшем будущем соотношение цена-качество будет улучшаться в пользу качества. Часто как говорят: "У нас дороже отдыхать, чем за границей". У нас, к сожалению, рынок еще хоть и растущий, но он не выстроился. У нас ведь чартерные рейсы в Сочки и Анапу не летают, или в Калининградскую область. Ведь треть поездки за рубеж, это надо четко понимать, это перевозка.

Трансфер, да, авиабилет.

ЯРОЧКИН: Чартерная перевозка, конечно, дешевле, чем регулярная. Что говорить, если у нас до Ростова сейчас 13 с половиной тысяч билет стоит эконом-класс. Москва - Ростов и в обратном направлении. Конечно, это дорого. Но после реконструкции аэропорта в Геленджике, с расширением сочинского авиатерминала и взлетно-посадочной полосы, с увеличением количества гостиниц, я думаю, рано или поздно операторский бизнес будет ставить чартеры и на внутренних направлениях.

Мне кажется, что все вышеперечисленные факты, которые двигают россиян на собственный юг, это все-таки недостаточный резерв для роста туристического бизнеса.

ЯРОЧКИН: Недостаточный. Объемы внутреннего рынка мы оцениваем 25-26 миллионов, из которых половина приходится на Южный федеральный округ.

То есть 25-26 миллионов в год по стране?

ЯРОЧКИН: Да, это люди, которые с целью рекреации, скажем так, потому что тут и туризм, и спортивная составляющая, передвигали, меняли постоянное место жительства на какой-то близкий или дальний регион. То есть рынок достаточно емкий. Россияне оказались подвижными людьми.

Но все равно это одна шестая часть населения.

ЯРОЧКИН: Наверно, это все-таки хороший показатель, даже несмотря на то, что среди этих 26 миллионов есть те, которые по несколько раз ездят, все равно эта цифра хорошая. 12-13 миллионов. Может быть 14 будет в этом году по ЮФО, из которых 12 - Краснодарский край, все-таки половина на остальную часть страны. Это Подмосковье, это Калининградская область, это Ленинградская область, это большие наши города, где культурно-познавательный туризм развивается. Очень большой прирост в Суздале, прирост на Байкале со стороны Иркутска и со стороны Бурятии тоже. Хотя там инфраструктура похуже. Это говорит, в первую очередь, о росте платежеспособности населения. Стали передвигаться, меньше сидят на огороде, что называется.

И за границу, кстати, еще причина, почему меньше поехали. Это банки такую шутку сыграли с зарубежными партнерами российских туроператоров. Потому что появились простые, доступные, дешевые кредиты на потребительские товары, на вещи длительного пользовании: бытовая техника, машины и так далее. Вы попробуйте машину пойти купить.

То есть люди уже не копят.

ЯРОЧКИН: Решили приобрести какую-то вещь и не ехать за границу. И может быть сэкономить, отдохнуть поближе, потому что кредит надо возвращать.

А я так понял, что может быть это стимулирует внутренний туризм за счет того, что все-таки люди покупают какие-то громоздкие, крупные покупки делают и за счет кредита, и у них появляются свободные деньги на то, чтобы куда-то съездить.

ЯРОЧКИН: Наверное, это одна из причин.

Если посмотреть на ситуацию со стороны. Мы понимаем, что есть объективно положительная динамика, что люди стали больше отдыхать, появились какие-то свободные средства и они решили оставить их в России, не везти за рубеж. Это все прекрасно. Но, если смотреть со стороны по возможности объективно. В отличие от Италии или Испании, где все достопримечательности сгруппированы в одном месте, это такие мощные туристические центры, где все друг от друга на расстоянии полусуток езды на поезде, то в России, наоборот, расстояния колоссальные, а инфраструктура транспортная, гостиничная инфраструктура, в принципе по европейским мерка никакая. Что с этим делать?

ЯРОЧКИН: Не соглашусь с вами. У нас есть целые регионы, где сосредоточено огромное количество памятников истории и архитектуры. Россия была, есть и будет страной культурно-познавательного туризма. Основной поток все-таки едет к нам из-за рубежа именно с этими целями.

Да и внутренний турист посещает города "Золотого кольца" с целью именно культурно-познавательного туризма. Что в ближайшее время будет делаться? Уже у нас определены регионы-победители, заканчивается написание концепции, в сентябре будет уже сделана концепция развития семи туристско-рекреационных зон. Это Республика Бурятия, Иркутская область, Алтайский край и Республика Алтай, это Калининградская область, Ставропольский и Краснодарский край.

О чем идет речь? Что в интересах со всех точек зрения местах государство, вложив значительные средства, речь идет о сотнях миллиардов рублей, подготовит открытые площадки строительные фактически. Будет подведена дорога, газ, свет, вода, сделана канализация. Короче говоря, потом на тендерной конкурсной основе будут избираться резиденты этих зон. Возьмем простой пример. Анапский район Краснодарского края, станица Благовещенская, где предполагается на без малого 900 гектарах построить фактически первый в стране заранее спланированный город-курорт.


http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=92331

Док. 402916
Перв. публик.: 29.08.07
Последн. ред.: 27.11.07
Число обращений: 392

  • Ярочкин Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``