В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Смолин: День образования Назад
Олег Смолин: День образования
Правительство и Госдума обсудили реформу российского образования. В школах введут нулевой класс, вузы перейдут на двухуровневую систему, а за образование придется платить - или самим гражданам, или предпринимателям, которые хотят вырастить себе специалистов. Как говорят эксперты, эта реформа вполне может провалиться.

В четверг на заседании правительства и на "круглом столе" в Государственной думе обсуждались планы модернизации российского образования. В перерыве между этими мероприятиями свое мнение на этот счет высказал и ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий.

Старт "дня образования" был задан министром науки и образования Андреем Фурсенко, который представил в правительстве подготовленный в его ведомстве документ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации". Главным направлением в реформе руководство Минобрнауки провозгласило профессиональное образование. Для этого чиновники планируют изменить всю образовательную систему страны.

По их замыслу, образование должно стать непрерывным. Учиться россияне начнут с пяти с половиной лет - в школах будет введен нулевой класс. Затем в течение девяти лет все школьники будут учиться по общей программе, а в десятом и одиннадцатом классах им предстоит обучение в профильных классах. По окончании школы в соответствии с "приоритетными направлениями" выпускникам предстоит сдача единого государственного экзамена (ЕГЭ) (правда, Фурсенко обмолвился, что это не безальтернативный способ проверки знаний учащихся). В документе также реанимируется идея ГИФО - государственных именных финансовых обязательств - своеобразных государственных целевых взносов за обучение. Сумма ГИФО напрямую будет зависеть от результатов сдачи ЕГЭ по принципу: чем выше балл, тем больше сумма.

Поступивших в вузы также будет ожидать новая система обучения. В планах министерства - повсеместный переход на двухуровневое образование по схеме "бакалавр (4 года) + магистр (2 года)". Между этими этапами, говорят в Минобразования, выпускник получит шанс поработать и определиться, учиться ли ему дальше.

Правда, большинству из тех, кто решит снова пойти в вуз, за обучение в магистратуре придется платить.


Также чиновники хотят изменить статус (а значит, возможности) вузов. Лучшим будет дан статус "национальных", и, по мнению экспертов, их будет не больше 100 (всего в России около 600 госвузов). Эти вузы в первую очередь получат бюджетные средства. Что будет с оставшимися вузами - неизвестно. Но, судя по всему, ничего хорошего.

Кроме того, Минобрнауки собирается избавить образование от "обремененности излишними социальными обязательствами в ущерб качеству подготовки". Хотя, представляя концепцию правительству, министр Фурсенко подчеркнул, что речи о приватизации системы образования не идет, вскоре система финансирования будет пересмотрена. "Человек, который учится на средства государственных субсидий, должен либо отработать, либо вернуть деньги. Это касается и образовательных кредитов", - заявил Фурсенко.

Так что за образование придется платить - или самим гражданам, или предпринимателям, которые хотят вырастить себе специалистов.

При этом, как подчеркивается в концепции, предстоит легализация любых видов платного дополнительного образования. Кстати, это положение новой концепции просто сводит на нет заявление премьер-министра Михаила Фрадкова, заявившего перед заседанием, что "основными задачами модернизации образования являются обеспечение его доступности, качества и ресурсного обеспечения".

Свои опасения насчет реформы высказали участники думского "круглого стола".

По мнению первого зампреда комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, в случае реализации концепции российское образование превратится в "образование не для всех".

Как заявил Смолин, планируемое якобы в целях разгрузки детей сокращение на 25% школьной программы с одновременной легализацией дополнительных услуг образовательных учреждений приведет к тому, что родители будут вынуждены платить учителям за занятия с детьми за эту же сокращенную четверть школьной программы. А позволить себе это могут далеко не все.

Такая же ситуация сложится, по его мнению, если объем финансирования по ГИФО привязать к результатам сдачи ЕГЭ. Очевидно, подчеркнул Смолин, что лучше сдадут экзамены дети из обеспеченных семей - значит, будет окончательно нарушен принцип равенства на получение образования.

Нет в подготовленном Минобрнауки документе и ответа на вопрос, как будет финансироваться из бюджета труд учителей и преподавателей, а также будут ли окончательно ликвидированы все налоговые льготы для образовательных учреждений. Нечетко, с точки зрения Олега Смолина, прописаны в документе и принципы предоставления образовательных кредитов, и прежде всего, предусматриваются ли они вместо или плюс к бюджетному обучению.

Также большая ошибка, считает Смолин, - исключать из стандарта образования минимальный уровень образования, который позволяет в настоящее время переходить из одного учебного заведения в другое с зачетом сданных предметов. Что особенно неприятно, говорит он, одновременно из концепции исчезли положения об отказе от принудительного всеобщего перехода к профильному обучению.

По словам зампреда думского комитета по образованию Алексея Чернышева, опасение вызывает возможность приватизации нескольких сотен вузов, не вошедших в сотню ведущих: "Приватизированы будут стены и собственность, а образование растворится". Не продумано в документе, по его мнению, и сосуществование ЕГЭ с другими видами оценки знаний. С одной стороны, там подчеркивается, что ЕГЭ не будет единственным критерием оценки подготовки выпускников школ, а с другой - министерство проваливает законопроект об олимпиадах для школьников, а значит, единственным узаконенным критерием все же остается только ЕГЭ.

Впрочем, как сообщил "Газете.Ru" присутствовавший на заседании правительства Виктор Садовничий, "новый вариант министерской концепции лучше предыдущего и был подготовлен с учетом замечаний образовательного сообщества".

В то же время Садовничий выступил резко против перехода к двухуровневой системе образования, ЕГЭ и новому подходу к государственному обеспечению системы образования.

По словам Садовничего, переход к двухуровневой модели, мало того что не соответствует интересам российской системы науки и образования, он еще и чреват снижением качества подготовки специалистов. "У нас уже сложилась своя, и не двух-, а многоуровневая система: специалист, бакалавр, магистр, аспирант, кандидат наук, доктор наук, - говорит он. - Главным критерием здесь должно быть не количество лет, отведенных на обучение, а уровень компетентности подготавливаемого специалиста. И если для подготовки такого специалиста требуется не четыре и не шесть, а пять лет - значит, столько и надо учить. В противном случае наше высшее образование будет готовить лаборантов для западных компаний".

В отношении ЕГЭ позиция ректора МГУ также осталась прежней: ЕГЭ не может быть главным критерием оценки знаний абитуриента. Ориентироваться, по его мнению, надо на абсолютно другую систему поиска талантов: через олимпиады, конкурсы и творческие игры. Что же касается ресурсного обеспечения образования и науки, то, с точки зрения ректора МГУ, оно остается крайне низким. По его словам, в 2005 году из бюджета на образование будет выделено 4,5% ВВП. Правда, это больше, чем в 2004 году (2,8%), но намного меньше, чем в других странах ЕС, включая Польшу, где на образование направляют по 7-9% ВВП. А без должного финансирования, подчеркнул Садовничий, реформа образования не пойдет. По его подсчетам, всего в России было сделано около 30 попыток реформировать образование, и практически все они были неудачными, кроме реформы 1804 года. Но тогда у чиновников все получилось только потому, что образовательным учреждениям были предоставлены автономия и ресурсы. Судя по документу, представленному в правительство в четверг, нынешние реформаторы этим путем решили не идти.

http://www.gazeta.ru/education/2004/12/10_a_210152.shtml

Марина Лемуткина

viperson.ru

Док. 402798
Перв. публик.: 10.12.04
Последн. ред.: 20.08.12
Число обращений: 341

  • Фрадков Михаил Ефимович
  • Садовничий Виктор Антонович
  • Смолин Олег Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``