В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Государственный приоритет Назад
Государственный приоритет
Космос - наше все. Он всегда был и, наверное, навсегда останется интересным для людей. Здесь колыбель человечества, здесь же оно, судя по прогнозам и предсказаниям знающих людей, найдет и свою могилу. Но между двумя этими точками - бездна тревог и надежд, которая приковывает наше внимание к Вселенной.
ВПК, 1 ноября 2006 года

И, слава Богу, Россия сегодня снова впереди планеты всей по части планов освоения космического пространства. Пусть пока это не национальный проект, но уж один из государственных приоритетов точно. Вот почему интересна каждая встреча со сведущим человеком, профессионалом в данной сфере. России вновь есть что сказать по этой части. Вот почему пресс-конференции руководителей Роскосмоса сегодня проходят с аншлагами. На одной из них, которую провел заместитель руководителя Федерального космического агентства Виктор Ремишевский, побывал корреспондент "ВПК".
Ракетно-промышленный комплекс России в случае необходимости способен создать космические средства для отражения астероидной опасности Земле, хотя пока такие задачи в программы ведомства не входят. Эти слова замглавы Роскосмоса прозвучали для журналистов как сенсация. "Но если будет найден способ, как эту угрозу отражать с помощью космической техники, которую мы создаем, такие средства будут созданы. Во всяком случае, потенциальные возможности нашей ракетно-космической отрасли позволят ее создать", - уточнил Виктор Ремишевский.

По его словам, на сегодняшний день способов использования существующей космической техники в целях борьбы с астероидной опасностью не существует. При этом Виктор Ремишевский подчеркнул, что реагирование на подобные явления - это вопрос не российской космонавтики, а международного сотрудничества. "Об угрозе падения на Землю астероидов должны сообщать научные космические аппараты, телескопы, научная наземная инфраструктура Российской академии наук", - отметил он.

Наибольший интерес по понятным причинам вызывает пилотируемая космонавтика. Выяснилось, что концепцию, которая даст возможность определить развитие отечественной пилотируемой космонавтики на период до 2040 года, Роскосмос намерен обнародовать уже в следующем году.

Но уже сегодня известно, что модернизированный, с улучшенными характеристиками космический корабль "Союз", который сделает возможными даже лунные экспедиции, планируется создать к 2010 году. Отвечая на вопрос о перспективах "Клипера", шестиместного корабля универсального типа, который сможет летать на орбитальные станции, осуществлять лунные экспедиции, Виктор Ремишевский сказал, что это следующий этап развития пилотируемой космонавтики в России. Роскосмос, напомнил он, проводил конкурс на создание новой космической транспортной системы. "На сегодняшний день мы пришли к мнению, что за те бюджетные средства, которые выделены (это порядка 9 млрд. рублей до 2015 года, из них 500 млн. - до 2010 года), невозможно создать шестиместный космический корабль, который бы мог летать к Луне, к станции, летать с Плесецка, садиться на землю и так далее", - сказал замглавы Роскосмоса.

Тем более выяснилось, что для реализации проекта дополнительно нужно привлекать внебюджетные средства, и речь идет о десятках миллиардов рублей. Сомнения в том, что удастся найти этот источник финансирования, развеять не удалось. И в Роскосмосе окончательно утвердились во мнении, что к 2012 году в рамках этой программы создать такой корабль нереально. Тем более что вес его - 13-14 тонн, и в пилотируемом режиме в ближайшие шесть-десять лет вывести его на орбиту нельзя ни на одной ракете. Теоретически это можно сделать на ракете-носителе (РН) "Ангара-3", но именно "теоретически": ведь эта РН еще ни разу не летала. Можно вывести на "Зените", но и он в пилотируемом режиме тоже еще ни разу не летал. Риски относительно того, что у нас будет носитель, способный вывести в космос шесть человек в 2012 или в 2015 году, слишком велики. Но и останавливаться нельзя. Поэтому решено идти по пути, который ранее обозначил президент Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Николай Севастьянов. На первом этапе за те деньги, которые уже запланированы под проект, модернизируется "Союз". Это позволит расширить его возможности, снизить стоимость, повысить коммерческую привлекательность. Сегодня на корабле "Союз" могут лететь в космос и возвращаться на Землю два профессиональных космонавта и один непрофессиональный. На модернизированном "Союзе" экипаж сможет состоять из одного профессионала и двух "космических туристов". Первый пуск нового "Союза" запланирован на 2011 год. Главной целью модернизации является переход на новую элементную базу и новые технологии, что позволит расширить функции корабля и снизить вес оборудования. Бортовые системы, приборно-агрегатный отсек нового корабля претерпят большие изменения в сторону улучшения, модернизации. В новом "Союзе" достигается новое качество по двум направлениям. Как уже говорилось, этот корабль будет летать не только к МКС, но и к Луне. Модернизированный "Союз" будет способен возвращаться от Луны к Земле со второй космической скоростью, на нем будет установлена система астронавигации и ряд других систем. Планируется, что новый "Союз" будет запускаться и с космодрома Куру во Французской Гвиане с помощью ракет-носителей "Союз-2".

На втором этапе реализации программы будет создаваться многоразовая транспортная система "Паром", которая придет на замену грузовым транспортным кораблям "Прогресс". Дело в том, что сегодня "Прогресс" доставляет на МКС 2,5 тонны сухих и жидких грузов. Но это одноразовое средство. На РКК "Энергия" планируют решить задачу значительного снижения стоимости доставки грузов примерно в четыре раза. При этом многоразовый орбитальный блок системы "Паром" будет находиться в составе станции, а с Земли будут запускать контейнеры грузом до 12 тонн.

"Клипер" планируется создавать на третьем этапе программы. Он будет базироваться на технологиях, которые предстоит отработать на первых двух этапах. Бортовые системы будут применяться с модернизированного корабля "Союз", программные элементы - с системы "Паром". В этой связи инфраструктура на космодроме Байконур должна развиваться как следствие реализации новых проектов, создания новых промышленных коммерческих систем.

На РКК "Энергия", которая реализует программу по коренному обновлению флота пилотируемых и грузовых космических кораблей, с особой надеждой смотрят на "Клипер" - транспортную промышленную систему нового качества. Согласно планам, когда появится флот "Клиперов", он будет базироваться на Байконуре. Отсюда корабли будут стартовать, сюда возвращаться, что даст большой толчок развитию инфраструктуры Байконура. Для обслуживания флота "Клиперов" необходимо будет создать полноценную эксплуатационную компанию, которая станет принимать "Клипер", готовить его к следующему полету. Когда корабли серии "Клипер" начнут летать, это позволит значительно увеличить численность космонавтов. Примерно в три раза будет снижена себестоимость доставки грузов. Значительно снизятся перегрузки, возникающие при старте и посадке, что позволит расширить круг участников полетов.

Но это пока что планы.

Что касается более близкой перспективы, то, как сообщил на пресс-конференции Виктор Ремишевский, в реализацию проекта по созданию космического ракетного комплекса для запуска ракет "Союз" с космодрома Куру во Французской Гвиане (Южная Америка) российская сторона вложит 121 млн. евро. Общая стоимость проекта "Союз" на Куру", который совместно реализуется Роскосмосом и Европейским космическим агентством, - свыше 400 млн. евро. По словам Виктора Ремишевского, первый запуск ракеты "Союз" с космодрома Куру может состояться в конце 2008 - начале 2009 г. "Как правило, такие проекты окупаются не ранее чем за 10 лет, - пояснил замглавы Роскосмоса. - При этом в год необходимо осуществлять не менее пяти пусков". Уже имеются четыре заказа на пуски ракет-носителей "Союз" с Куру, но они не улетят, пока не будет готов стартовый комплекс. Сейчас на космодроме во Французской Гвиане вырыт котлован, началось строительство ряда объектов. Заказчиком этих работ является французское космическое агентство. Поставки российского оборудования на космодром Куру начнутся в 2007 году.

Если же говорить о ближайшем будущем, то на 21 декабря текущего года с Байконура запланирован запуск модернизированной ракеты-носителя "Союз-2" с французским спутником "Коро". На Байконуре уже началась доработка стартового комплекса под новый вариант модернизированной ракеты "Союз-2". Ожидается, что в первой половине ноября ракета будет доставлена на космодром.

Виктор Ремишевский отметил, что осуществленный в октябре запуск европейского космического аппарата "МетОп" был выполнен с помощью ракеты "Союз-2-1а", а в декабре с Байконура должна стартовать ракета "Союз-2-1б". Главным отличием нового варианта ракеты будет использование нового двигателя третьей ступени - РД-0124 разработки КБ химавтоматики из Воронежа. Успешно прошли последние испытания кислородо-керосинового двигателя, обеспечивающего удельный импульс в 359 секунд. "Могу с уверенностью сказать, что в ближайшие 10 лет ни одна фирма в мире не способна создать аналогичный двигатель", - заверил представитель Роскосмоса. Двигатель РД-0124 планируется устанавливать на ракеты-носители "Союз", "Протон" и на перспективные ракеты "Ангара". Не исключено, что в будущем эти двигатели будут устанавливаться на ракеты, которые выводят в космос пилотируемые корабли.

Замглавы Роскосмоса высоко оценил значение осуществленного в октябре запуска ракеты "Союз-2", которая вывела на орбиту европейский метеоспутник "МетОп". Впервые на ракете применена новая система управления, сделанная в России (НПО автоматики). До этого российские ракеты летали с системой управления разработки одного из украинских предприятий. Еще одна особенность прошедшего старта - на ракете использована новая система телеметрии, а наземный комплекс оснащен новым метеооборудованием. Виктор Ремишевский отметил, что неоднократный перенос запусков ракеты-носителя "Союз-2" со спутником "МетОп" был оправдан, поскольку в области испытаний космической техники не должно быть неясностей. Любая авария здесь оборачивается тяжелыми материальными последствиями. К тому же запуск "Союза-2" с Байконура был испытательным. "Если у нас есть сомнение хоть в чем-то, мы откладываем пуски, хотя откладывание обходится нам в копеечку. Например, июльский перенос запуска "МетОпа" нам обошелся в сотни миллионов рублей", - сказал Виктор Ремишевский.

Как известно, первоначально запуск "МетОпа" был запланирован на 17 июля, однако по техническим причинам несколько раз переносился, из-за чего ракету пришлось снять со стартового комплекса и отправить для дополнительных проверок на завод-изготовитель - в ЦСКБ "Прогресс" (Самара).

Журналистам сообщили, что запуски с космодрома Байконур конверсионных ракет-носителей "Днепр", одна из которых потерпела аварию 26 июля этого года, будут возобновлены в ближайшие месяцы. "У нас есть очень серьезная задача для "Днепра" на конец года. Он должен будет вывести на орбиту спутник Европейского космического агентства", - поделился планами с журналистами Виктор Ремишевский, отметив, что окончательное решение по возобновлению запусков РН "Днепр" с Байконура будет принято после завершения работы российско-казахстанской межправительственной комиссии по оценке и определению порядка компенсации ущерба, нанесенного в результате июльской аварии. "На днях межправительственная комиссия соберется на свое заключительное заседание. Есть надежда, что все вопросы, связанные с экологическим мониторингом, компенсацией ущерба, будут окончательно согласованы и утверждены", - сказал Виктор Ремишевский.

По его словам, российская сторона компенсирует Казахстану ущерб, который был нанесен экологии в результате падения ракеты, а также все затраты на ликвидацию последствий аварии. Мониторинг за состоянием здоровья людей, экологической ситуацией российская и казахстанская стороны будут проводить совместно. Казахстанская сторона не предъявляет требований предоставлять данные телеметрии по всем пускам с Байконура. "А требование по пускам РС-20 "Днепр" было переадресовано Минобороны России, и разрешено предоставление телеметрической информации в том объеме, который не раскрывает боевых характеристик ракеты. Мы не отказываемся передавать информацию в согласованном объеме", - сказал замглавы Роскосмоса.

Геннадий Пулин


http://www.avia.ru/press/9034/

Док. 402552
Перв. публик.: 01.11.06
Последн. ред.: 27.11.07
Число обращений: 402

  • Ремишевский Виктор Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``