В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Смолин: `Если мы просто будем повторять, что наше образование лучшее в мире, мы отстанем навсегда` Назад
Олег Смолин: `Если мы просто будем повторять, что наше образование лучшее в мире, мы отстанем навсегда`
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин прокомментировал рейтинг образовательных учреждений, по которому МГУ имени Ломоносова занял 93 место.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова занял 93 место в сотне лучших высших учебных заведений мира. Рейтинг 2006 года составлен Times Higher Education Supplement - специализированным приложением к британской газете The Sunday Times, которое посвящено образованию.

Составители списка считают, что МГУ за минувший год снизил показатели по таким параметрам, как качество преподавания предметов и уровень развития учебно-образовательной базы. Поэтому университет и сдал свои позиции - ведь в прошлом году российский вуз занимал 79 место. (Другие высшие учебные заведения из России в этот список вообще не попали).

Лидером, как, впрочем, и год назад, стал Гарвардский университет в США. Второе и третье места разделили британские Кембридж и Оксфорд.

В прямом эфире первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин прокомментировал ситуацию.

Корр.: Расстраивает рейтинг The Sunday Times?

- Расстраивает. Но главное - попытаться понять. Поскольку я не видел подробностей, по какой методике измерялся рейтинг, позволю себе напомнить, какие есть по этому поводку версии.

Корр.: Я объясню, по какой методике. Было изучена точка зрения 4 тыс. академиков из всего мира. Каждый из них должен был определить 30 вузов, которые соответствуют определенным параметрам в заданной специализации.

- Т.е. это метод экспертной оценки.

Корр.: Да, еще 730 владельцев компаний, которые нанимают на работу студентов и выпускников.

- Понятно. При проведении подобных рейтингов нужно соблюдать общеизвестные принципы единства оснований. Т.е. чтобы те параметры, по которым пытались определить рейтинг вузов, были более или менее одинаковы. Первая версия заключается в том, что параметры у нас и за рубежом обычно определяются разные, и якобы именно поэтому наши вузы всегда имеют более низкие места в рейтинге, чем вузы зарубежные. Я думаю, что в этом есть доля правды, но сводить к этому всю проблему не стоит. Кстати, сторонники этой точки зрения утверждают, что за рубежом охотно берут наших специалистов, не секрет, американцы еще с 70-х гг. процентов на 70 потребность в математиках удовлетворяли за счет выпускников советских тогда еще вузов. Во многом, поэтому тогда настаивали на свободной миграции евреев из СССР, поскольку там было довольно много людей талантливых с математической подготовкой.

Корр.: Да и до сих пор утечка мозгов - одна из самых серьезных проблем для наше страны?

- По оценкам одного из моих хороших знакомых, президента ассоциации негосударственных вузов Владимира Зернова, прямые потери бюджета за последние несколько десятилетий сначала СССР, а потом России - около триллиона долларов. Вторая версия заключается в том, что даже по признанию руководителя федерального агентства по образованию и министерства образования страны, сейчас составляет из бюджета минус 40% от потребности. И третья версия, которую выдвигают специалисты по телекоммуникационным или информационным технологиям, заключается в том, что мы очень сильно отстаем по информатизации, учим на основе старых образовательных технологий. И, по международным данным, где-то Россия в среднем находится в седьмом десятке по этим показателям. Я думаю, как ни странно, что это тот самый случай, когда, как сказал бы царь Соломон, "и ты прав, сын мой, и ты права, дочь моя". Я исключаю, что реально московский университет занимает за 90-е место или 93-е место в мире. Но я думаю, что этот рейтинг должен заставить нас задуматься. Если мы просто будем повторять, что наше образование - лучшее в мире, мы отстанем навсегда. Он, действительно, когда-то был одним из лучших в мире. Но нельзя до бесконечности почивать на лаврах и нельзя не финансировать образование под шум разговоров о национальном приоритетном проекте, потому что, в противном случае, мы действительно перейдем из ранга одной из наиболее образованных стран мира, какой мы были еще несколько десятков лет назад, в ранг страны, мягко скажем, азиатской.

http://city-fm.ru/news/?id=164173
viperson.ru

Док. 402530
Перв. публик.: 05.10.06
Последн. ред.: 20.08.12
Число обращений: 343

  • Смолин Олег Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``