В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В гостях у адвоката Анатолия Кучерены - Владимир Каланда, первый заместитель директора Федеральной миграционной службы России. Назад
В гостях у адвоката Анатолия Кучерены - Владимир Каланда, первый заместитель директора Федеральной миграционной службы России.
Миграционная политика России


Ведущий: Анатолий Кучерена

Гость: Владимир Каланда - Первый заместитель директора Федеральной миграционной службы


В гостях у адвоката Анатолия Кучерены - Владимир Каланда, первый заместитель директора Федеральной миграционной службы России. Разговор идет о миграционной политике и о программе переселения соотечественников.

КАЛАНДА: Я постараюсь кратко осветить основные позиции, на которых сегодня базируется деятельность Федеральной миграционной службы. В январе месяце у нас вступили в силу закон о миграционном учете иностранных граждан, а также большие поправки, существенные поправки к закону о правовом положении иностранных граждан, которые, я не побоюсь этого слова, произвели некоторую революцию в системе оформления разрешений на временное проживание и разрешений на трудовую деятельность по сравнению с тем, что было ранее.

Если говорить о законе о миграционном учете, на сегодняшний день в средствах массовой информации иногда встречается критика, что якобы с принятием этого нового закона усложнилась процедура постановки на миграционный учет и учет по месту жительства иностранных граждан. Я могу сказать, что это не совсем так. Она, может быть, усложнилась фактически, я приведу просто несколько цифр. Если за аналогичный период времени в прошлом году у нас было зарегистрировано по месту пребывания и по месту жительства 1 миллион 200 тысяч человек, на сегодняшний день количество иностранных граждан, вставших на миграционный учет, 2 миллиона 300 тысяч человек. Если говорить о количестве лиц, которые получили разрешение на временное проживание и разрешение на трудовую деятельность, количество указанных иностранных граждан увеличилось в четыре раза.

С точки зрения достаточности или недостаточности законодательства я могу сказать так, что, конечно, наше законодательство - это не уголовное, не гражданское и не административное, которое на сегодняшний день достаточно статично. Наше законодательство практически ежегодно подвергается определенным изменениям. Это вызвано и совершенствованием миграционной политики в РФ, это вызвано объективными потребностями, когда мы изучаем правоприменительную практику и находим огрехи в законодательстве, выявляем правовые пробелы, поэтому мы постоянно работаем в таком режиме.

Хочу привести вам пример. Закон о миграционном учете действует у нас три месяца. Возникла проблема с иностранными гражданами, которые поселяются у нас в гостиницах. То есть система уведомлений, она вроде бы, казалось нам, прогрессивная, а получается, что система уведомлений в отношении иностранных граждан, которые поселяются у нас в гостиницах, на сегодняшний день дала сбой. То есть иностранные граждане до момента возвращения уведомления из территориального подразделения ФМС как бы не имеют правового статуса. Поэтому мы подготовили соответствующие поправки в этот закон, которые предоставляют право гостиничным учреждениям, санаториям, домам отдыха, кемпингам, а также медицинским учреждениям осуществлять миграционный учет иностранных граждан - вернее говоря, формализовали этот процесс - с дальнейшим уведомлением Федеральной миграционной службы. То есть законодательство крайне подвижное. Это, наверное, хорошо, потому что мы должны реагировать на те изменения, которые происходят в жизни.

- Расскажите о программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию.

КАЛАНДА: Для нас стало крайней неожиданностью, что эта программа вызвала интерес не только в странах бывшего СССР, но она вызвала интерес и в таких далеких от нас государствах, как Лесото, допустим, как Алжир, Египет. То есть в консульские учреждения обращаются наши соотечественники, волею судеб заброшенные в достаточно далекие от Российской Федерации государства, с просьбой дать соответствующие пояснения по государственной программе и оказать содействие в переселении.

Государственная программа была утверждена указом президента РФ, и в рамках указа был разработан план мероприятий по ее реализации. ФМС определена координатором деятельности федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ по реализации названной государственной программы. Главная ее задача, я бы ее сформулировал так, отталкиваясь от слов президента, что мы никого насильно в Российскую Федерацию завозить не собираемся, что в основном программа носит гуманитарный характер. То есть это рука помощи тем нашим согражданам, которые проживают вне Российской Федерации и которые по тем или иным причинам - они могут быть экономические, могут быть культурные, могут быть в какой-то степени и политически мотивированные - решили переехать в РФ. Программа разделена на несколько этапов, завершение действующей государственной программы планируется на 2012 год, хотя возможно и ее продолжение, и предусматривает оказание содействия, как я уже говорил, нашим согражданам.

В чем выражается это содействие? Здесь разделены зоны ответственности федерального центра и субъектов РФ. И федеральный центр решением президента взял на себя достаточно существенную часть той социальной и финансовой помощи, которую мы должны оказать нашим согражданам. Это и оплата проезда, включая доставку багажа, к месту предполагаемого поселения. Это и выплата соответствующих подъемных. Это и соответствующий компенсационный пакет, включая пенсионное обеспечение, медицинское обеспечение, это выплата и пособия до шести месяцев членам семьи переселенца в том случае, если они не смогут трудоустроиться.

В отношении жилья ситуация несколько сложнее. Минрегион занимается координацией этого вопроса в части согласования региональных программ. Решение жилищного вопроса все-таки, мы считаем, и в рамках государственной программы это предусмотрено, связано с активной позицией субъекта РФ. На сегодняшний день предполагаются разные варианты расселения наших соотечественников, приезжающих из-за рубежа. Естественно, будут задействованы и средства самого переселенца, потому что многие субъекты, к сожалению, стараются переложить вопрос поселения переселенцев на плечи самих переселенцев. При согласовании региональных программ и Минрегион, и ФМС корректировали региональные программы в этой части. Но я еще раз хочу сказать, что жилищная проблема, наверное, будет одна из основных при переселении наших соотечественников из-за рубежа.

На 2007 год у нас определено 12 регионов - участников первого этапа, а с 2008 года будут задействованы практически все регионы.


http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=69568

Док. 402496
Перв. публик.: 19.05.07
Последн. ред.: 27.11.07
Число обращений: 515

  • Каланда Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``