В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ИНТЕРВЬЮ В. Ю. АЛЕКПЕРОВА ГАЗЕТЕ ВЕДОМОСТИ, 31 АВГУСТА 2006 ГОДА Назад
ИНТЕРВЬЮ В. Ю. АЛЕКПЕРОВА ГАЗЕТЕ ВЕДОМОСТИ, 31 АВГУСТА 2006 ГОДА
"У китайцев больше возможностей, чем у нас"

Президент "Лукойла" Вагит Алекперов

призывает российских нефтяников создавать консорциумы



Почему растут цены на бензин? Президент "Лукойла" Вагит Алекперов считает, что одна из главных причина роста - высокие налоги. Они, в частности, не позволяют компании вкладывать больше средств в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. В интервью "Ведомостям" Алекперов рассказал, что могло бы сделать государство для развития нефтяной отрасли, в которой в последнее время появляются признаки стагнации.



"Новых месторождений нет"



- В августе экспортная пошлина на нефть в очередной раз вышла на рекордный уровень - $216,4 за 1 т, а с 1 октября может вырасти до $238-239 за 1 т. Не является ли нынешнее снижение темпов роста добычи нефти в стране следствием налоговой политики государства?

- Действительно, сегодня налоговая политика такова, что, с одной стороны, изымается сверхприбыль, а с другой - не создаются инвестиционные фонды, необходимые нефтегазовым компаниям для освоения новых регионов - Ямала, Тимано-Печоры, Восточной Сибири, которые требуют колоссальных вложений. Российские компании уже обладают и техническим, и кадровым потенциалом, для того чтобы самостоятельно, без привлечения наших западных коллег, осваивать уникальные месторождения. Но изъятие сверхприбыли - это сдерживающий [инвестиции] фактор. Хотя государство, конечно, вправе рассчитывать на эти деньги. Мы в последние годы демонстрировали хорошие результаты, норма прибыли позволяла нам удовлетворять свои инвестиционные потребности и платить достойные налоги. В прошлом году $18 млрд налогов заплатили, $7,5 млрд пошло на инвестиции и $1 млрд - акционерам. Но такая пропорция в части дивидендов не стимулирует инвестиционную привлекательность наших ценных бумаг. Соответственно, она не поднимает капитализацию не только [нашей] компании, но и всей собственности, находящейся в России. Если сравнить с аналогичными зарубежными компаниями, то там размеры дивидендов в 3-4 раза выше, чем в российских. Стоит ли что-то менять? Вопрос полемический. Сегодня мы бы хотели либо иметь больше доступа к собственным финансам - это в случае, если государство решит какую-то их часть оставлять у нас дополнительно, - либо иметь доступ к дешевым деньгам, которые скапливаются в стабфонде.

- Ожидается, что рост добычи нефти в России в этом году может опуститься до 2% по сравнению с 2,5% в 2005 г. и 9% в 2004 г. А у "Лукойла" какие планы?

- Я давно говорю, что Россия постепенно выходит на стабилизацию добычи, но если не будет дополнительных инвестиций в освоение новых регионов, то, естественно, начнется спад. Что касается "Лукойла", то в этом году мы дадим больше 5% роста. Однако все месторождения, которые компания сегодня имеет, к 2009 г. будут введены в эксплуатацию. Новых месторождений нет. Та пауза, которая была искусственно создана в процессе проведения конкурсов на недропользование, в ближайшие 5-7 лет будет отрицательно сказываться на темпах нефтедобычи в стране.

- На рынке остается все меньше игроков, а доля государства растет. В связи с этим как вам видятся перспективы отрасли? В частности, не может ли оказаться "Лукойл" в лоне "Роснефти" или "Газпрома"?

- Нет, я не думаю. Поглощения - не самоцель для государства. Оно уже создало хороший потенциал в лице "Газпрома" и "Роснефти", причем все их приобретения были сделаны на рыночной основе и по договоренности с владельцами. Сегодня ни я, ни другие крупные акционеры "Лукойла" не собираются продавать свои активы.

- Какой урок вы извлекли из дела ЮКОСа? Ведь власть его объявила показательным.

- Оно не было показательным. Были нарушения, которые в свое время руководство ЮКОСа не смогло урегулировать с контролирующими органами. Вы знаете, что и у нас были проблемы с налогами, и мы в свое время продекларировали, что открыты для диалога. Мы урегулировали эти проблемы, внеся в бюджет все те деньги, которые, как посчитала налоговая инспекция, в свое время были недоплачены.

- Активы обанкротившегося ЮКОСа скоро будут продаваться. Они вас интересуют?

- Если это будет открытый аукцион, ряд объектов мы можем рассмотреть для приобретения. Нас интересуют в первую очередь розничные сети в ряде регионов.

- Ожидалось, что в число территорий с льготным налогообложением на начальной стадии разработки месторождений войдут Тимано-Печора и северный Каспий. Но этого не случилось. Будете ли вы в связи с этим как-то корректировать планы освоения данных регионов?

- Я считаю, что при работе на морских шельфах должны быть льготы. Мы обсуждали это и с Минэкономразвития, и с Минпромэнерго, и они того же мнения. Другое дело - Тимано-Печора. Мы сегодня там работаем теми темпами, которые намечали ранее. Поэтому считаем, что эта провинция в основном освоена и вводить там дополнительные льготы нецелесообразно. То, что ввели налоговые льготы на тяжелую нефть, - очень правильно. Это тот резерв, который позволит России иметь дополнительные объемы добычи из малоэффективных месторождений. У нашей компании большие запасы такой нефти, и мы сейчас активно готовим проекты по ее добыче.


"Газпром" должен стимулировать нашу газодобычу"



- Инвесторы Харьягинского проекта - французская Total (50%), норвежская Hydro (40%), Ненецкая нефтяная компания (10%) - вроде бы урегулировали разногласия с правительством России. Собирается ли "Лукойл" реализовать опцион на покупку 20% в этом проекте?

- Мы сейчас вместе с Total делаем оценку этого проекта и в сентябре должны завершить работу. То есть мы должны определить его эффективность и решить, целесообразно ли нам участвовать в нем. Мы это делаем потому, что когда мы рассматривали этот проект несколько лет назад, то пришли к выводу, что он обременен чрезмерными экономическими рисками.

- Что ожидает совместное предприятие "Лукойла" и британской ВР - Lukarco? Нет ли планов выкупить их долю или продать свою? Будут ли у СП новые проекты?

- Предприятие работает стабильно. Акционеры им довольны, и вопрос о продаже долей не стоит. Новые проекты тоже не обсуждаются, поскольку у ВР интересов в Казахстане пока нет.

- Не намечаются ли новые совместные проекты с ConocoPhillips помимо уже давно объявленного проекта "Северные территории"?

- Мы очень тесно работаем с этой компанией и удовлетворены сложившимися у нас отношениями. Они уже проверены временем, проверены их участием в нашем акционерном капитале и совете директоров. Мы обсуждаем совместные проекты в третьих странах. В частности, по нефтедобыче в Венесуэле, по нефтепереработке и сбыту в Европе. У нас совместное присутствие в Финляндии, Польше, ряде других стран Восточной Европы, поэтому не исключено объединение этих бизнесов для сокращения издержек.

- Будет ли "Лукойл" участвовать в освоении нефтегазовых запасов Восточной Сибири и Дальнего Востока?

- Мы входим в проекты, которые экономически эффективны. Сейчас мы уже определили для себя один объект - геологоразведочный блок в Чукотском море, в конкурсе по которому будем участвовать. На него много претендентов, в том числе "Роснефть" и ExxonMobil. Так что мы не говорим о Восточной Сибири или Дальнем Востоке вообще - нас интересуют конкретные объекты, которые будут выставляться на торги.

- Газовые проекты "Лукойла" развиваются не очень активно. Вероятно, это связано с монополизмом "Газпрома"?

- Пока мы считаем наши отношения с "Газпромом" стабильными, т. е. у нас определены правила игры, когда мы на скважине продаем ему газ. Но проблема в том, что сложившаяся на него цена не стимулирует нас на инвестиции в дальнейшее развитие газодобычи. При сегодняшних затратах она очень низка (по контракту, подписанному в 2003 г., минимальная цена продажи газа "Лукойлом" "Газпрому" составляет $22,5 за 1000 куб. м. - "Ведомости"). Поэтому осенью мы проведем очередной раунд переговоров с "Газпромом" о цене газа в 2007 г. и далее. На сегодня "Лукойл" является крупным и стабильным поставщиком, причем по очень удобной для "Газпрома" схеме. В этом году мы поставим более 10 млрд куб. м газа. Думаю, что с учетом этих обстоятельств "Газпром" должен стимулировать нашу газодобычу более высокой ценой закупки.

- А какая цена для вас была бы приемлемой?

- Навскидку сложно сказать. В стране инфляционные процессы идут, растет стоимость металла, оборудования. Поэтому устанавливать фиксированную цену невозможно, как невозможно и прогнозировать рост затрат, которые мы будем нести по обустройству месторождений. Нужно вырабатывать формулу цены, которая была бы приемлема и для нас, и для "Газпрома". Если же говорить вообще, то рынок должен формировать цену, и я надеюсь, что "Газпром" проявит гибкость в этих вопросах.

- Вокруг нормы закона об экспорте газа, расширившей экспортную монополию "Газпрома", разгорелся скандал. Какая позиция у "Лукойла"?

- Закон должен подразумевать, что "Газпром" имеет исключительное право на экспорт природного газа как в газообразном, так и в сжиженном состоянии, но это не должно касаться тех сжиженных газов пропан-бутановой фракции, которые мы получаем на своих нефте- и газоперерабатывающих заводах (НПЗ и ГПЗ). С этим, кстати, согласны и "Газпром", и "Сибнефть" ["Газпром нефть"]. Они не претендуют на монополию в этой части. В законе, к сожалению, допущена ошибка, и ее надо исправлять.

- Каким образом?

- Путем внесения поправки в закон. Или же правительство может вынести решение, в котором четко указаны товарные коды природного газа, в экспорте которого нас ограничивают, и эти коды не должны касаться пропан-бутана.



"Через административное давление возможно все"



- На днях российские нефтяники подписали меморандум с правительством Украины. Как вы оцениваете деловой климат в стране при новой власти?

- В первый раз за всю историю нашей деятельности на Украине новое правительство во главе с Виктором Януковичем провело конкретное, деловое совещание, где абсолютно не было административного давления. Ни одной цифры не вошло в меморандум, но были обозначены принципы, по которым мы должны совместно работать. И они нас вполне устраивают. Это открытость правительства по отношению к нам как к крупным инвесторам и открытость компаний по отношению к правительству в части их инвестиционных проектов, обеспечения украинского рынка нефтепродуктами, загрузки НПЗ сырьем. Радует то, курировать нашу отрасль в правительстве будут настоящие профессионалы. Это, в частности, вице-премьер Андрей Клюев и министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Сейчас мы идем уже на долгие инвестиционные проекты на Украине - в присутствии Януковича подписали крупный контракт на строительство завода по производству хлора в г. Калуше. Это проект стоимостью более $200 млн.

- А в Казахстане какие у вас планы? Нет ли ощущения, что китайцы там опережают Россию?

- "Лукойл" сегодня один из крупных игроков на рынке этой страны. Наши объемы добычи приближаются к 6 млн т, мы участвуем в шести крупных проектах. Это немало. Поэтому не стоит говорить, что кто-то кого-то опережает. Но надо отметить, что у китайцев больше возможностей, чем у нас. Мы, например, не смогли предложить за Petrokazakhstan ту цену, которую заплатила за него CNPC. Нам сложно конкурировать с ними, потому что мы работаем на рыночных условиях, а китайская национальная компания имеет доступ к дешевым и длинным государственным деньгам.

- Появились ли какие-то договоренности с новым правительством Ирака по Западной Курне и другим проектам "Лукойла" в Ираке?

- Мы сейчас продолжаем реализацию нашего меморандума, который подписали с министерством нефти Ирака, по оказанию помощи Ираку поставками оборудования для нефтедобычи, обучением и переподготовкой кадров. На сегодня уже более 1500 специалистов прошли переподготовку. В конце этого года или в начале следующего планируется моя поездка в Ирак. Я надеюсь, что нам удастся активизировать переговорный процесс по Западной Курне.

- Ранее представители "Лукойла" заявляли об интересе компании к Юго-Восточной Азии. Есть какое-то продвижение в этом регионе?

- Мы надеемся, что, как и планирует "Транснефть", восточный трубопровод будет построен к 2009 г. Но мы хотим, чтобы нефть нашей компании поступала не в виде сырья на заводы наших коллег, а как готовая продукция - конечному потребителю. Поэтому уже сейчас в нашей компании анализируется рынок Юго-Восточной Азии. 12 сентября в Бангкоке состоится большая конференция по нефтепереработке и нефтехимии, и мы примем в ней активное участие. Мое глубокое убеждение таково, что российским компаниям в одиночку сложно выходить на этот рынок, где оперируют иностранные компании, в том числе и государственные, с огромным финансовым потенциалом. Надо создавать консорциумы. Один из вариантов - консорциум для строительства НПЗ в конечной точке восточного нефтепровода. Это позволит российским нефтяникам выйти с готовым товаром на рынок Юго-Восточной Азии.

- Чиновники обеспокоены ростом цен на бензин. Возможно ли возобновление прошлогоднего моратория на повышение цен?

- Через административное давление возможно все. Но надо воевать не со следствиями, а с причинами. Для того чтобы сдерживать цены, должно быть двустороннее движение. Государство должно стимулировать производство высококачественного топлива снижением акцизов на него. Это подтолкнет производителей к модернизации нефтепереработки. Много говорят сейчас о снижении НДС, но решение так и не принято. Кроме того, акцизы в принципе слишком высокие, и они ложатся на наших потребителей. От их снижения государство только выиграло бы за счет увеличения объемов продаж. В течение последнего года только ленивый не говорил о том, что для обуздания цен надо отвязать ставку налога на добычу полезных ископаемых от мировой цены нефти, но и этого не сделано. Со своей стороны мы должны увеличить объемы производства светлых нефтепродуктов и за счет конкуренции на внутреннем рынке также сдерживать цены, а в перспективе и снижать их в зависимости от мировой конъюнктуры.

- Часто раздаются жалобы на региональный монополизм компаний, которые владеют сбытовыми сетями и заводами в определенных регионах. Есть ли какой-то механизм, способствующий развитию конкуренцию на региональных рынках нефтепродуктов?

- Есть. Мы считаем, что антимонопольное регулирование не должно касаться отдельно взятого города или области. Его надо осуществлять по федеральным округам. У нас есть семь округов, там есть нефтеперерабатывающие заводы, есть конкурентная среда, и в них должна быть введена система антимонопольного урегулирования. Так же, как в США, где действует зональная система регулирования. Иначе мы дойдем до того, что в каждом селе, где есть одна заправка, ее будут считать монополистом.

- В чем причина дефицита высокооктанового бензина?

- Действительно, у нас сегодня запасов топлива нет. Все, что производится, - потребляется. Такого никогда не было. Но посмотрите, как растет автопарк - и не только в Москве, но и по всей стране. И ведь новые машины требуют не 76-го или 80-го бензина, который все еще производится в больших количествах. Сейчас эти марки должны уйти в прошлое, как ушли когда-то 72-й и 66-й бензины. Но чтобы нарастить производство высокооктановых бензинов, нужны инвестиции в НПЗ, а в этом отрасль отстает.

- И что же делать?

- Государство должно поощрять инвестиции в переработку. Приведу пример. Не так давно мы с турецким правительством обсуждали возможность строительства завода на их территории. И они сразу предложили нам пакет льгот. Это фактически бесплатная передача земли, нулевая ставка налога на прибыль до окупаемости инвестиций, нулевая ставка НДС на импорт оборудования и прочие льготы, которые могут сделать проект приемлемым для нас.

- То есть вопрос о строительстве "Лукойлом" завода в Турции решен?

- Нет. Мы еще обсуждаем экономические параметры проекта. Но в принципе он привлекателен. Ведь сегодня вопрос [пропускной способности] Босфора стоит очень остро. Может быть, вместо того чтобы прокладывать обходные пути, лучше оставить нефть внутри Черного моря, построить завод и продавать свои нефтепродукты на турецком рынке. Ведь сейчас ситуация парадоксальная: мы продаем нефть в Новороссийске, ее везут через Босфор в Европу, там она перерабатывается, и бензин из Италии и Греции поставляется обратно в Турцию. Мы теряем на этом деньги.

- Время от времени появляются сообщения, что "Лукойл" хочет строить НПЗ и в России - то в Калининградской области, то в Приморске, то в Выборге. Каковы реальные планы компании?

- По переработке в России мы рассматриваем ряд проектов. Это увеличение мощности Волгоградского завода [с 10 млн] до 12-14 млн т в год. То же самое - на "Норси", потому что он работает на Москву и Санкт-Петербург, которые потребляют огромное количество топлива. Его мощность мы хотим довести с 14 млн до 17 млн т в год. Но мы сталкиваемся с тем, что "Транснефть" ограничивает подачу сырья на наши заводы, мотивируя это отсутствием мощностей. Мы ведем с ней диалог и надеемся найти взаимоприемлемые решения, которые в конечном итоге дадут возможность обеспечить рынок качественными нефтепродуктами.

- То есть строительство новых заводов вы не планируете?

- Понимаете, если существующие заводы реконструировать и увеличить их мощность, это позволит обеспечить население нефтепродуктами стабильно и на большую перспективу. Мы рассматривали возможность строительства новых мощностей в основных центрах потребления - в районах Москвы и Санкт-Петербурга. Но они получаются чрезмерно отягощенными.

- Сохраняются ли, по вашему мнению, шансы у российских компаний, в том числе у "Лукойла", купить литовскую Mazeikiu nafta?

- Это очень сложно. К сожалению, в Восточной Европе многие проекты рассматриваются с политической точки зрения, а не с экономической. Разговоры о так называемых политических рисках, якобы исходящих от России, которая уже многие годы обеспечивают Европу топливом, сегодня ничем не мотивированы. Мы считаем, что приобретение активов в Восточной, да и в Западной Европе российскими компаниями несет стабильность и энергетическую безопасность, которые гарантированы взаимной заинтересованностью в деятельности этих предприятий.


"Государству следует часть этих затрат взять на себя"

- Как вы полагаете, не слишком ли большие средства планируется вложить в строительство восточного нефтепровода - более $12 млрд? Не лучше ли, например, вкладывать их в развитие той же нефтепереработки?
- Это параллельные процессы. Замыкаться только на Европу мы не можем. Если Россия - крупнейший производитель нефти, она должна присутствовать на глобальном рынке, чего существующие экспортные направления не обеспечивают. А выход с нашей продукцией через восточную трубу на Юго-Восточную Азию даст нам возможность стать глобальными игроками. Что же касается стоимости, то в каждом проекте есть экономическая и социальная составляющие. Что перевешивает в конечном итоге - принимать решение государству. Если государство считает, что данный проект призван обеспечить в том числе и социальную составляющую, то оно должно участвовать в нем своими деньгами. Нельзя всю стоимость восточной трубы загонять в тариф на прокачку. Государству следует часть этих затрат взять на себя, чтобы обеспечить экономически эффективную эксплуатацию трубы. "Транснефть" должна получить дешевые деньги, для того чтобы в будущем тариф был приемлемым для пользователей.
- А северные трубопроводные проекты из-за концентрации всех усилий на Дальнем Востоке не утратили актуальность?
- Я думаю, что мы уже подошли к той стадии, когда нефтепровод Ухта - Ярославль не будет обеспечивать необходимого объема экспорта. Мы уже сегодня для экспорта тимано-печорской нефти вынуждены строить терминал в Варандее, но он маленький и не совсем нас устраивает. Поэтому я считаю, что проект Харьяга -Индига, который рассматривает "Транснефть", даст возможность частично разгрузить нефтепровод Ухта - Ярославль, который эксплуатируется уже более 30 лет и требует капитального ремонта.
- Какие перспективы у Каспийского трубопроводного консорциума? Не решается вопрос с его развитием, к компании предъявлены большие налоговые претензии.
- Сложная ситуация. Там есть две проблемы. Первая - это отношения компаний-акционеров с правительствами России и Казахстана, касающиеся налоговых отчислений или просто отчислений денег в бюджеты этих стран. Здесь, я уверен, разногласия в ближайшее время будут устранены. А вторая проблема - дополнительная нефть после расширения трубопровода увеличит нагрузку на Босфор и создаст трудности всем экспортерам, работающим на этом направлении. Поэтому сначала надо либо строить НПЗ на Черном море, либо прокладывать трубы в обход пролива, чтобы разгрузить его.
- Возможно ли использование российскими нефтяниками недавно запущенной трубы Баку - Джейхан, например, с помощью реверса нефтепровода Баку - Новороссийск?
- Думаю, что невозможно. Получится очень большое расстояние и, соответственно, невыгодный для российских нефтяников тариф. Тем не менее открытие маршрута Баку - Джейхан на руку России. Не будь его, быстро растущие объемы добычи Азербайджана и Казахстана пошли бы в Черное море и еще больше ограничили бы нас в наших экспортных возможностях.
- Каков ваш прогноз мировой цены на нефть?
- В целом рынок сейчас насыщен нефтью, производство и потребление сбалансированы. Поэтому, если не будет каких-то политических, климатических, техногенных катаклизмов, значительного роста цен не предвидится. Снижение возможно, но и оно не будет существенным, поскольку потребление в Китае и Индии растет просто впечатляющими темпами.
- Чиновники планируют наладить в России биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами. Как вы относитесь к этой инициативе?
- Для чего создаются биржи? Для определения справедливой цены и для того, чтобы продавец нашел покупателя. Но закупки топлива государством для федеральных нужд сейчас осуществляются на конкурсной основе - на аукционах, которые проводят различные ведомства. Что касается поиска покупателя, то рынок нефти и нефтепродуктов у нас дефицитный, т. е. весь товар, который производим, мы продаем, и никого искать не надо. Поэтому цели, которые ставят перед собой идеологи биржевой торговли, я считаю, до конца не определены.



"Я забираю деньги и приобретаю акции"



- Недавно "Роснефть" разместила свои акции, в том числе и среди физлиц. Говорят, многие крупные предприниматели приобрели эти бумаги. А вы?

- Нет, я приобретаю акции только "Лукойла".

- А сам "Лукойл" не вложился в "Роснефть"?

- Нет. Мы делаем инвестиции в нефтепереработку, в нефтедобычу, в общем, в производство. Полагаю, это гораздо эффективнее, чем вкладывать деньги в ценные бумаги.

- Недавно сообщалось, что вы вышли из капитала "Уралсиба". Так ли это и почему?

- Не совсем. Я просто сократил свою долю до 7%. Считаю, что я, как управляющий компании "Лукойл", не должен быть аффилированным с другими организациями и не должен претендовать на право быть членом совета директоров "Уралсиба" и влиять на его деятельность.

- Той же политики вы будете придерживаться и в отношении ИФД "Капиталъ"?

- Моя цель - выйти из всех активов, не относящихся к "Лукойлу", и сконцентрироваться на деятельности только этой компании.

- А какая у вас доля в "Капитале"?

- Есть пакет, но он незначительный.

- Блокирующий?

- Блокирующий.

- И куда вы выходите из этих структур?

- В "Лукойл".

- То есть вы забираете из них акции "Лукойла"?

- Нет. Я забираю деньги и приобретаю только акции.

- Сколько их у вас сейчас?

- Отчеты мои все печатаются. Смотрите там (согласно отчету "Лукойла" за 2005 г. Вагиту Алекперову принадлежат 3,56% акций "Лукойла", в том числе через ИФД "Капиталъ". В интервью "Ведомостям" в июле 2005 г. Алекперов заявил, что он контролирует около 13% акций "Лукойла". - "Ведомости").

- А кроме "Уралсиба" и "Капитала" у вас есть еще вложения, не связанные с "Лукойлом"?

- Больше никаких.



О КОМПАНИИ

"Лукойл" - крупнейшая российская нефтяная компания по объему добычи. В 2005 г. добыча нефти достигла 90,2 млн т (в 2004 г. - 86,2 млн т). Выручка в 2005 г. составила $55,7 млрд (в 2004 г. - $33,8 млрд ), чистая прибыль - $6,4 млрд ($4,2 млрд). По данным компании, на 1 января 2006 г. ее крупнейшим акционером была американская ConocoPhillips - 16,1%. Рыночная капитализация на 30 августа 2006 г. - $72,8 млрд.



БИОГРАФИЯ

Вагит Алекперов родился 1 сентября 1950 г. в Баку. С 1972 г. работал буровиком производственного объединения "Каспморнефть". В 1974 г. окончил Азербайджанский институт нефти и химии. С 1974 по 1979 г. работал в производственном объединении "Каспморнефть" мастером по добыче нефти и газа, инженером-технологом, начальником смены, заместителем начальника нефтепромысла. С 1979 по 1990 г. работал на руководящих должностях в производственных объединениях "Сургутнефтегаз", "Башнефть". В 1987-1990 гг. - гендиректор "Когалымнефтегаза". В 1990-1991 гг. - заместитель, затем первый заместитель министра нефтяной и газовой промышленности СССР. В 1992-1993 гг. - президент нефтяного концерна "Лангепасурайкогалымнефть". С 1993 г. - президент "Лукойла". В мае 2006 г. журнал Forbes оценил состояние Алекперова в $12,7 млрд (2-е место в списке российских миллиардеров).

31.08.2006
http://www.lukoil.ru/press.asp?id=928

Док. 402273
Перв. публик.: 31.08.06
Последн. ред.: 27.11.07
Число обращений: 410

  • Алекперов Вагит Юсуфович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``