В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ИНТЕРВЬЮ В.Ю.АЛЕКПЕРОВА ЖУРНАЛУ НЕФТЬ И КАПИТАЛ, ДЕКАБРЬ 2006 ГОДА Назад
ИНТЕРВЬЮ В.Ю.АЛЕКПЕРОВА ЖУРНАЛУ НЕФТЬ И КАПИТАЛ, ДЕКАБРЬ 2006 ГОДА
Вагит Алекперов:

"Ресурсная база компании позволяет нам

с уверенностью смотреть в будущее"



"НиК": Вагит Юсуфович, не так давно "ЛУКОЙЛ" отмечал свое 15-летие. На Ваш взгляд, в чем заключается основной итог деятельности компании за данный период?



- В рамках "ЛУКОЙЛа" нам удалось добровольно объединить ряд предприятий и создать вертикально-интегрированную компанию, которая признана сейчас как равный партнер крупнейших компаний мира. Важность этого подчеркивается тем, что по нашему пути пошло реформирование всей нефтяной отрасли России.

Сегодня отрасль на подъеме. Компании бурно развиваются и претендуют на влияние уже не только на российском рынке, но и на транснациональном. Кроме прочего, это значит, что мы в свое время приняли правильное решение и первыми прошли путь приватизации и создания вертикали - технологической и административной.



"НиК": На каких направлениях имевшийся потенциал остался незадействованным?



- Здесь, наверное, уместно будет говорить не только о "ЛУКОЙЛе", но о всей отрасли. Безусловно, конкурентоспособность отрасли существенно увеличилась бы, если бы нам удалось не то что удержать - завоевать позиции в Восточной Европе. Удержать нельзя было, потому что в 91-м году произошел практически полный разрыв отношений между Россией и восточноевропейскими странами, бывшими странами соцлагеря, были нарушены все интеграционные связи, которые существовали во время Союза. Но, к сожалению, мы в России очень долго проходили стадию приватизации и реорганизации. В итоге мы не смогли своими активами войти в структурную перестройку восточноевропейской "нефтянки" и не смогли принять участие в приватизации предприятий, которая шла фактически параллельно с нашей. Сегодня это нужно исправлять.



"НиК": Понятно, что Восточная Европа - естественный приоритет экспансии отечественных нефтяных компаний, и сегодня активы там обойдутся на два-три порядка дороже по сравнению с приватизационными показателями 90-х годов...



- Проблема не только в этом. Сегодня экспансия российских нефтяных компаний в Европе рассматривается не только в экономическом, но и в политическом контексте. Литовские активы, например, были проданы не российским компаниям исключительно из политических соображений. С Польшей у России сейчас достаточно сложные отношения, в результате чего приобретение активов в этой стране маловероятно. Так что нам приходится преодолевать не только экономические и финансовые трудности, но и политическое напряжение, которое сегодня существует.



"НиК": С другой стороны, Восточная Европа зависит от российской нефти. Поэтому определенные козыри у российских компаний там все-таки есть.



- Я бы не сказал, что от российской нефти кто-нибудь сильно зависит. Сегодня у всех стран есть альтернативные пути поставки нефти. Взять ту же Литву. Нефтепровод, по которому поставляется российская нефть, практически не работает, а завод работает - на нефти, поставляемой через Балтику. Польша имеет аналогичные возможности. Венгрия и Чехия в свою очередь могут получать нефть со средиземноморских терминалов.

Так что мы все равные партнеры и должны работать на равных. Вообще, на мой взгляд, основывать свою политику вхождения на рынки Восточной или Западной Европы на механизме давления сегодня неуместно. Равные партнеры, мы просто должны предложить лучшие условия акционерам интересующих нас предприятий. В том числе это могут быть условия по сырьевому обеспечению, которые будут способствовать получению максимальной прибыли.



"НиК": Насколько планы "ЛУКОЙЛа" на ближайшую перспективу зависят от успеха экспансии за рубежом?



- Это существенная часть. В нашей стратегии до 2016 года стоит удвоение мощностей переработки и сбыта, причем в значительной степени за счет зарубежных активов. Сегодня мы эту стратегию реализуем.



"НиК": Можете ли Вы привести практические примеры?



- Прежде всего речь идет о сотрудничестве с нашим акционером, американской компанией ConocoPhilips, которая занимает прочные позиции в восточноевропейском downstream. Это Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Финляндия... Здесь есть очень интересные варианты, которые привлекательны для всех заинтересованных сторон, я рассчитываю на конструктивное развитие событий.

Кроме того, "ЛУКОЙЛ" будет вести переговоры с другими компаниями, которые рассматривают варианты продажи своих активов. Например, несколько месяцев назад мы обсуждали с Kuwait Petroleum покупку НПЗ этой компании в Роттердаме. Но, как вы знаете, в Кувейте сменилось руководство в профильном министерстве, и сегодня они переоценивают свои позиции. В 2007 году, я надеюсь, мы вернемся к данному проекту.



"НиК": А какую роль зарубежные проекты играют в стратегии "ЛУКОЙЛа" в секторе upstream?



- В принципе ресурсная база компании позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее.

За рубежом "ЛУКОЙЛ" традиционно активен в Центральной Азии. Сегодня у нас очень перспективные проекты в Казахстане и Узбекистане. Также мы достаточно активны в Южной Америке, где у "ЛУКОЙЛа" есть и геологоразведочные проекты, и проекты уже на открытых месторождениях. Например, недавно мы открыли среднее по запасам месторождение в Колумбии, которое сейчас проходит экспертизу.

Из новых направлений могу выделить Алжир, где мы имеем соглашение на изучение ряда блоков, и Анголу, где "ЛУКОЙЛ" изучает блоки на шельфе. Так что добыча "ЛУКОЙЛа" за рубежом, безусловно, будет расти.



"НиК": Вернемся к российским делам. Какие приобретения "ЛУКОЙЛ" сделал в последние годы в рамках лицензионной кампании?



- По новым участкам то, что интересно нам, на аукционы пока не выставлялось. Ближайшие аукционы пройдут в декабре по Ненецкому округу, где мы будем бороться за один из десяти участков. Мы готовимся также принять участие в конкурсах, которые пройдут в начале 2007 года в ХМАО. Кроме того, мы рассматриваем как перспективные ряд объектов в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Аукционы по ним также, скорее всего, пройдут в 2007 году.



"НиК": На ряде аукционов, в первую очередь это касается Восточной Сибири, цена участков с неподтвержденными запасами доходила до нескольких миллиардов рублей. Насколько, на Ваш взгляд, адекватны такие цены?



- Здесь каждая компания решает сама - исходя из разработанных ТЭО, из корпоративных стандартов рентабельности. Наша компания, например, утвердила для себя минимальную норму рентабельности новых проектов на уровне 15%. Исходя из этого мы принимаем решения о тех инвестициях, которые могут быть направлены как на приобретение права на недропользование, так и на разведку и ввод новых запасов в разработку. Соответственно, устанавливается порог, до которого мы можем идти на аукционе.

Может быть, у наших коллег есть какие-то другие критерии, по которым они принимают решения, но мы, как правило, не идем выше той цифры, которую для себя обосновали. Поэтому любой ценой мы лицензии покупать не будем. У нас есть где работать, есть отличный портфель проектов, которые требуют огромных инвестиций. Поэтому мы достаточно сдержанны в этом вопросе.



"НиК": Новое направление деятельности "ЛУКОЙЛа" в upstream - газодобыча. Расскажите, пожалуйста, о текущем состоянии и перспективах газовых проектов.



- В компании мы сейчас приравняли газодобычу к добыче нефти. Поэтому мы считаем, что это основное наше направление.

Базисом газодобычи "ЛУКОЙЛа" является пятилетнее соглашение о продаже газа с "Газпромом". Оно упрощает нам текущую деятельность. Мы знаем, кому продаем, какие объемы. И второе, оно нам упрощает рассмотрение перспективных проектов. То есть у нас уже есть алгоритм, на котором мы основываем свои будущие инвестиции.



"НиК": Какова цена, по которой "ЛУКОЙЛ" продает свой газ "Газпрому"?



- Я не знаю, насколько "Газпром" использует наше соглашение как модельное, выстраивая отношения с другими компаниями, поэтому цены называть не хотел бы. Могу сказать только, что цена полностью устраивает и "ЛУКОЙЛ" и "Газпром", это факт.

С другой стороны, нельзя не отметить, что цена газа в России занижена. Она не дает возможность развиваться ни угольной промышленности, ни промышленности альтернативных источников. Для устранения очевидных диспропорций развития экономики, считаю, что цена газа в России для внутреннего потребления должна быть скорректирована в сторону повышения. Понятно, что мы живем в северной стране и что энергозатраты на получение единицы промышленной продукции в России выше и всегда будут выше, чем в Европе, США и странах Юго-Восточной Азии. Поэтому цена газа должна расти плавно, исходя из анализа оценки влияния этого роста на экономику. Но этот рост, подчеркиваю еще раз, необходим.



"НиК": Исторически считалось, что России выгоднее экспортировать сырую нефть, чем нефтепродукты. В последнее время, судя по динамике основных показателей, ситуация меняется.



- Сегодня тоже выгоднее экспортировать нефть, однако политика экспортных пошлин в России стимулирует рост экспорта нефтепродуктов. Хотя удельные затраты на экспорт нефтепродуктов гораздо выше, чем на экспорт нефти. Посмотрите на карту - расположение российских перерабатывающих заводов наглядно показывает, что отрасль изначально была ориентирована на внутреннее потребление. В Европе же или в Америке переработка сосредоточена по побережью. Теперь вопрос, будем ли мы конкурентоспособны со своими нефтепродуктами, скажем, в Роттердаме, если нам их только до экспортного терминала везти 2000 км по железной дороге?

Ответ очевиден. Нас ждут там с нашим сырьем, и, кстати, все нефтепродукты, которые ранее экспортировались из России (а еще раньше - из СССР), были не более чем сырьем для вторичной переработки. Сегодня мы пытаемся продавать уже конечный товар и сталкиваемся с огромными трудностями - рынки заняты. Для того чтобы быть конкурентными, нам нужно формировать, завоевывать рынки за пределами РФ. И, разумеется, постоянно углублять переработку.

"ЛУКОЙЛ" ежегодно вкладывает в модернизацию своих заводов миллиарды долларов. На сегодняшний день заводы "ЛУКОЙЛа" - в числе лучших в России, при том что в советский период они были едва ли не самые плохие. Запущен комплекс глубокой переработки в Перми, строятся аналогичные комплексы в Волгограде и Нижнем Новгороде. Огромная работа проделана на зарубежных заводах: с начала 2006 года в Болгарии и Румынии мы производим и продаем исключительно топливо, соответствующее стандартам ЕС.

Возвращаясь к теме экспорта, могу отметить, что в целом экспорт нефтяной компании должен быть сбалансированным и включать в себя нефть, нефтепродукты, а также поставки нефти для переработки на мощностях компании за рубежом с последующей продажей топлива на внутреннем рынке того государства, где это будет наиболее эффективно.



"НиК": Многие крупнейшие нефтяные компании мира имеют в своем составе подразделения, занимающиеся альтернативными источниками энергии. "ЛУКОЙЛ" планирует что-либо в этой сфере?



- У нас есть подразделение в составе научно-технического управления, которое занимается альтернативными источниками. Основной упор сейчас делается на технологии Gas-To-Liquids. Причина в том, что ряд наших месторождений, например на севере Тимано-Печоры, находятся в труднодоступных местах, там отсутствует инфраструктура транспорта газа. Для таких месторождений GTL - очень интересный вариант.

Что касается других альтернативных источников, то мы сегодня поддерживаем усилия ряда частных компаний по производству биотоплива. В Прибалтике для того, чтобы компании начали производство, мы дали им гарантии закупок продукции. Мы считаем, что связанные с сельским хозяйством проекты такого рода больше подходят малым и средним предприятиям. Мы же должны предоставить им гарантированный сбыт.





"НиК": В заключение - Ваш прогноз по ценам на нефть и нефтепродукты.



- В ближайшие месяцы, мы думаем, цены будут более-менее стабильными и Urals будет стоить в пределах $55-60 за баррель. Но в 2007 году рост может возобновиться. Промышленное производство в странах Юго-Восточной Азии растет, Америка тоже депрессию не испытывает. Поэтому потребление нефти и нефтепродуктов будет увеличиваться. Альтернативные источники - это, конечно, будущее человечества, но сегодня они не заменят углеводороды.

В России же мы сейчас наблюдаем ускоряющийся рост потребления, и эта тенденция на обозримую перспективу, вероятно, сохранится. Мы сейчас это все просчитываем, готовимся к новому спросу. Но я уверен, что нефтяная промышленность в России может гарантировать населению РФ стабильную поставку нефтепродуктов по справедливым ценам.

31.12.2006
http://www.lukoil.ru/press.asp?id=991

Док. 402242
Перв. публик.: 31.12.06
Последн. ред.: 27.11.07
Число обращений: 463

  • Алекперов Вагит Юсуфович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``