В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Реализация национальных проектов в сфере образования (часть 2) Назад
Реализация национальных проектов в сфере образования (часть 2)

Заполев М.М. А может быть и не надо их доводить до высокого уровня! Вот это вот, по телевидению сейчас эта актриса говорит: мне только считать деньги, больше мне ничего не нужно. Актриса об этом говорит! А если мы в малом селе говорим о том, чтобы из него, - да он должен там жить, работать, продукцию давать, семью содержать и так далее. А мы почему-то высокие какие-то вещи говорим. Фурсенко А.А. Товарищи, но нельзя, может быть, это выдающийся человек, это, так сказать... Заполев М.М. Выдающийся проскочет. Основная масса... Фурсенко А.А. Ну, товарищи, я все-таки, честно говоря, считаю, что моя задача как раз, это добиться того, чтобы возможности равные были у всех. Причем я понимаете, он может лишь принять для себя решение: остаться в этом селе. Но мы не можем допустить того, чтобы мы создали для него условия, когда ничего, кроме этого села в жизни своей он увидеть не сможет. Вот это недопустимо! А дальше, это его решение может быть. Хамитов Э.Ш. Андрей Александрович, можно вопрос.... Председательствующий. Уважаемые коллеги, можно я чуть-чуть, вот, как бы. Давайте мы с вами договоримся, да, мы работаем еще минут, наверное, 30. И, на мой взгляд, мы перешли в режим работы дискуссионный. Он вполне... Хамитов Э.Ш. Вопрос - ответ.... Председательствующий. Ну, тогда... нет, для меня, как раз вот, это допустимо, поскольку это заседание комитета, в ходе которого высказываются разные точки на одну и ту же проблему. Если мы хотим услышать позицию министра и его ответ, то тогда дискуссия как бы недопустима. Вопрос - ответ и поехали дальше. Если мы хотим подискутировать и попытаться в чем-то кого-то убедить, то тогда это другой режим. И так договорились, режим: вопрос - ответ. Всё, пожалуйста. Хамитов Э.Ш. Андрей Александрович, я образованию служу при почти 20 ваших предшественниках, ну считая... в образовании. Фурсенко А.А. Я думаю, что я не последний. Хамитов Э.Ш. Нет, чем вы дольше пробудете, тем лучше. Настрой у вас другой должен быть. Так вот, начиная с Кинерева, уже, когда у нас Министерство образования приказало долго жить, по сути, так вот, все ваши предшественники вначале говорили, что они признают, что педвузы являются вузами, ведущими и особой категории. Я, к сожалению, может быть я достаточно внимательно, естественно, как все мои коллеги слежу за вашими мыслями, выступлениями. Я этого не услышал. Я хотел, может быть, я не услышал. Я хочу успокоиться. Потому что я представлял педагогическое образование всю жизнь. Фурсенко А.А. Значит, я встречался тут, поздней весной, была конференция ректоров педвузов. Проходила в Москве, у Матросова, да. И я как раз встречался с руководителями педвузов. У нас довольно длинная встреча. Я выступал. Отвечал на вопросы. Я могу вам сказать то же самое, что сказал им. У нас были нормальные отношения. Я сказал, что я считаю, что это естественно, без учителя школа не работает. На мой взгляд, существуют проблемы сегодня и в педагогическом образовании, большие проблемы. Один из ведущих вузов страны, герценовский, да. Ну, от 5 до 7 процентов идет в школу. Это Бодровский мне сказал. Из них 80 процентов через 3 года оттуда уходит. Один из лучших вузов педагогических страны. Нормально это или нет? Не нормально. Я говорю, что у меня точка зрения, что я считаю, что допустимо, когда в школу приходит выпускник не только педвуза, но при этом он должен получить дополнительное педагогическое образование. Но это опять же моя точка зрения. Там были вопросы, которые, мне сказали, что нет, только педвузы. Я говорю, я считаю, что выпускник университета, который получил дополнительное образование педагогическое, потому что есть проблемы, в психологии есть проблемы, есть проблемы методики, но я считаю, что это допустимо. И я считаю, что система педагогического образования, ее ни в коем случае нельзя, ну, как бы уничтожать, закрывать, но ее надо совершенствовать так же, как впрочем, и любую другую. Хамитов Э.Ш. Спасибо. Я, почему продолжу этот же вопрос вот в числе тех, скажем, ограниченного количества вузов, которые получат возможности для серьезного развития, чтобы там был не только московский педуниверситет, матросовский я имею в виду. Фурсенко А.А. Значит, товарищи, могу сказать сразу, что вот я анализировал по регионам. В региональных вузах педагогических в школы-то идут больше народа, чем в питерские и московские. Хамитов Э.Ш. Простите, пожалуйста. Я 20 с лишним лет был ректором педуниверситета, пединститута, потом педуниверситета. Наши практически 90 процентов шли в школу, через 3 года я проверял, сохранялось где-то в районе 78 и 80. Фурсенко А.А. Это в каком году было? Хамитов Э.Ш. Башкирский госпедуниверситет. Я понял, спасибо. Теперь уж раз вы сказали, я бы на вашей встрече в Нижнем Новгороде, и я вот сказал многих министров, видел, пережил, не могу сказать, но видел, во всяком случае, работал при них, так вот не было ни одного министра до вас, кто не абсолютизировал свои взгляды, вам спасибо. Мне так показалось в Нижнем Новгороде еще, и это вселяет надежду в меня. Фурсенко А.А. Ну, я думаю, что мои предшественники, вы зря уж, так сказать, ни я один. Председательствующий. Пожалуйста, Тамара Анатольевна, вопрос. Хамитов Э.Ш. Извините, я не закончил. Как вы относитесь к тому, что вот сейчас военные хотят взять обратно ту привилегию сельского учителя забирать в армию? Понимаете, это при мне было, когда такую привилегию установили, тогда в армии дела были существенно лучше, чем сейчас, я это понимаю. Но вот сейчас если сделать это, многие сельские школы лишаться единственного мужчины. Фурсенко А.А. Я единственное, что могу сказать, не многие. По-моему, за все время существования этой отсрочки, ею воспользовалось, по-моему, 500 человек это на 62 тысячи школ. То есть я просто хочу сказать, чтобы мы понимали масштаб, что не многие, совсем не многие. И речь идет о том, что все-таки мы идем к армии, в которой будут служить год, я не думаю, что это как-то изменит. Но сельский учитель, на мой взгляд, это все-таки призвание. Если человек идет туда только для того, чтобы на какое-то время не оказаться в армии, то, скорее всего, он вряд ли окажется тем учителем, который должен быть. Заполев М.М.. Андрей Александрович, за вами 50 процентов правды, а 50 нет. В реальной жизни, если он приехал, он еще обосновался там. Председательствующий. Мы договорились, дискуссии не заводить. Смолин О.Н. Пожелание - вы, как человек, который во главе нашего ведомства, постарались, чтобы какие-то предложения людям были раньше известны, чтобы в обществе они не звучали, как неожиданные? Вот такое пожелание. Фурсенко А.А. Вот вы знаете, можно я отвечу на этот вопрос? Вот я могу сказать, что ни одно мое предложение, я не доводил до сведения, как решенный вопрос. Я думаю, присутствующие здесь. Есть люди, которые, ну, как бы, разделяют большую часть своих предложений, есть наоборот, которые большую часть не разделяют. Но я думаю, все-таки ни один присутствующий не скажет, что я сообщал о решениях министерства, как о решенном деле. Вопрос в другом, что как только... ведь, в чем опасность? Вот мы предлагаем какую-то вещь, предлагаем для обсуждения. С ней начинают бороться, как будто этот вопрос уже давным-давно решенный. Вместо того чтобы искать варианты решения этого вопроса, начинается попытка, ну, просто, вот это уже решение, его надо, побороться. Я говорю, что тогда и встречная к вам, и просьба и предложение. Вы воспринимаете мои предложения, как предложения, а не как правду в последней инстанции. Я это говорил много раз и еще раз могу повторить. И я, если кто-то скажет, что вот были предложения, которые, вот были императивными такими, так сказать, я готов "съесть свою шляпу". Но, по-моему, таких предложений не было ни одного. Председательствующий. Легко сделать, я вас в шляпе ни разу не видел. Пожалуйста, Тамара Анатольевна. Фральцова Т.А. Андрей Александрович, вот учитывая тот аспект, что мы говорим - системное опустошение наших школ, как мы говорим. Не считаете ли вы, что на сегодня, как никогда, школа обладает материальными, кадровыми ресурсами для того, чтобы.... которые бы послужили на развитие школы. И не продумывает ли Министерство образования новые форумы и меры для того, чтобы, во-первых, сохранить школьное здание; сохранить кадровый потенциал, и в том числе, дать возможность молодым прийти в школу? Ну, например. Организацию работы школы в режиме полного дня. На мой взгляд, это бы сняло очень многие проблемы. Но другое, допустим, один из вариантов. Организация комплексных, скажем так, школ где одновременной, под одной эгидой и, как раньше говорили "Дом пионеров" и спортивная школа, и в том числе и продленка, и учеба. Тогда бы мы и сохранили пожилую часть нашего населения, как бы, педагогических кадров, дав им возможность работать классным руководителем. А с другой стороны, мы сохранили бы и помещение на перспективу. Почему я задаю этот вопрос? Потому что логично перехожу к тому больному вопросу, который сегодня возник, по дошкольному образованию. Ведь в свое время мы столкнулись с той же самой ситуацией, когда к нам дети не пошли в детский сад, и под эгидой рационального использования помещений, мы попросту потеряли эти помещения. Построить школу либо дошкольное учреждение, мы понимаем, это не жилой дом возвести, это совершенно иные параметры. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что в больших городах и селах есть громадные .... своих детей. Мы этого сделать не можем. Для того чтобы не повторить вот этот аспект, скажем так, на перспективу через 20 лет, через 15 лет, я считаю, Министерству образования, наверное, есть смысл наиболее детально подойти к разработке этого вопроса. И очень жаль, что ничего не говорилось сегодня о дошкольном образовании, поскольку среди молодой части населения, которая в скором времени действительно придет на выборы. А мы знаем, сейчас настроение у молодежи меняется. Та бы программа, которую провозгласило Министерство образования, скажем так, бесплатное дошкольное образование, которое гарантировано Конституцией. Я не говорю бесплатное пребывание, а бесплатное образование. И над этим Министерство образования несколько лет назад работало. Но это была бы тоже, одна из тех выигрышных точек и моментов, которыми, скажем, вы занимались. И в продолжение вопроса. Видите, сколько. Скажите, пожалуйста, критерий инновационных школ, это что, это самодеятельные? Вот, выдали критерии, грубо говоря, то-то, то-то, то-то. Это самодеятельное или новационное направление, по которому будет работать школа либо это те инновационные направления, которые нужны Министерству образования, чтобы они разрабатывались, а потом внедрялись в массовую практику школ? Спасибо. Фурсенко А.А. Так. Знаете как. Есть такой старый анекдот, как новый русский ловит золотую рыбку и говорит три желания. Дачу в Ницце, квартиру в Москве, "Мерседес" и что-то там еще. Это раз. Так вот, я хочу сказать, да, по поводу использования здания школ и расширения. Сегодня единственное, что происходит, это есть огромное количество школ, ну, не огромное, но по российским масштабам большое количество, которое находится в аварийном состоянии. Вот единственное, от чего отказываются сегодня, какие-то школы закрываются, то школа та же практически разваливается. Насколько я знаю, и хотя это не моя епархия по полной программе, но это наша жесткая политика рекомендации, ни одно здание школы не должно быть перепрофилировано, ни одно. Мы считаем, что это абсолютно неправильно. Потому что школы перегружены, до сих пор сегодня еще есть вторая, и кое-где даже третья смена. Это абсолютно исключено. То есть, мы еще не дошли до правильного уровня. Теперь, расширение. Фральцова Т.А. ... практика, Андрей Александрович. Я говорю, я сталкивалась с таким моментом, когда главы закрывали и продавали школу, ломая через ... ... Фурсенко А.А. Но, давайте вы со своей стороны, я со своей. Мы готовы бороться за то, чтобы это не происходило. Теперь. Расширение использования школ. Я считаю, что вообще, вот если не говорить о сельских школах, то это, может быть, главное направление, превращение школы в образовательно-культурный центр. Я это видел в Чувашии. Я считаю, что это абсолютно единственный, может быть, правильный путь, когда здание школы и спортивный комплекс, и библиотека, и, в общем-то, может быть, как-то клуб, проблема санитарных норм, пожарных норм и так далее, я считаю, проблема преодолимая. Это разделение школы на части, грубо говоря, там блоки, пристыкованные друг к другу. Во всяком случае, мы во встречах наших с руководителями органов образования регионов именно так ставим этот вопрос. И мы обсуждали вопрос и с Онищенко о том, что, давайте все-таки нормы делать таковы, чтобы они позволяли это реализовывать. Поэтому в этом смысле я сто процентов с вами согласен, и сами этим занимаемся. . А что сказал Онищенко? Фурсенко А.А. Это сложный вопрос. Нет. Но, тем не менее. Нет, мы проговорили с ним. У него все сложные вопросы, вы же знаете. Но, тем не менее, он согласился с тем, что это тема, которая должна решаться. Фральцова Т.А. Тем более, ...детям, доплата за классное руководство, она как раз как бы и подталкивает к такому использованию слова. Фурсенко А.А. Извините. Тут есть еще одна вещь. Вот тут есть некая опасность. Я не исключаю, что ваши же коллеги начнут, если я соглашусь, меня ругать. Потому что, о чем идет речь? Вот речь идет о том, я говорю, учитель физкультуры, чтобы он мог, имел возможность подрабатывать, например, в вечернее время тренером. Вот мы говорим. Заполев М.М. Кто же будет ругать-то за это? Фурсенко А.А. Значит, нет. Но потом... Понимаете, тут грань очень тонкая. Потому что он вечером тренером, а дальше учитель - будет кружки. А следующем этапом - он на этом кружке будет, грубо говоря, доучивать каких-то школьников. Поверьте мне, ругать - не ругать, там тонкая грань, и вот эта регулировка норм, когда это можно делать, а когда это ведет к опасности, она существует. Занимаемся этим, но проблема эта есть, и мы ее понимаем. Теперь, что касается детских садов. Когда мы говорим о дошкольном образовании... Вот опять же меня тут многие ругали по поводу того, что мы говорим, что дошкольное образование должно быть чуть ли не с пятилетнего возраста. Здесь речь идет только об одном. О том, что мы должны содержание и образование разделить на две части. Вот что произошло в той же самой Тюменской области. Хорошо это, плохо, тут разные точки зрения есть, но они это сделали. Они разделили содержание детей дошкольное и образование. И образование - это ответственность региональных властей и они это оплачивают. А содержание - это вопрос, который при определенной поддержке должен решаться, может быть, там для социальной защищенной семьи, должен держаться родителями. Поэтому в этом вопросе я тоже считаю, и я могу сказать, что это мы рассматриваем, как задачу для нас, как дело. Фральцова Т.А. А вы не хотите взять на федеральный уровень или на государственный уровень, поскольку дошкольники выпали из системы образования? Фурсенко А.А. Вы знаете, вот у нас есть статистика, в каком регионе, где, что и как. Я могу... Тут нет, наверное, этих самых. Я посмотрел по регионам. Вот обеспеченность дошкольным образованием дошкольные учреждения не зависит от дотационности, не дотационности регионов. Рядом два региона, в котором один очень сильный донор, а другой сильно дотационный, на одном уровне. Кто у нас в лидерах, Новгород? Ну не самый большой лидер. Правильно им пример, давать и, так сказать, подталкивать их на то, чтобы они это делали. Это все-таки их ответственность. Теперь что касается инновационности. Вот если вы посмотрите критерии, которые мы предложили, это не какие-то изыски. Инновация - это все-таки... это слово мы уже сейчас заездили, это нововведение, это готовность использовать новые программы, использовать новую технику, чтобы компьютеры использовались не для того, чтобы просто на них учились устно считать, что два компьютера, еще два компьютера - это четыре. А чтобы действительно умели использовать их. И не просто чтобы их как машинки счетные, а чтобы и специально использовали там новые материалы, чтобы люди использовали новые нормальные учебники. Это отдельная тоже головная боль. Вот инновационность мы понимаем как готовность к самым прогрессивным способам и методикам обучения. Колесников С.И. То есть это все-таки самостоятельность, которая идет изнутри учреждения? Либо та самостоятельность, которая установлена критериями, концепцией модернизации? Фурсенко А.А. Нет. Она и есть... Если начнет человек требовать что-то такое, что не укладывается ни в какие стандарты, ну извините меня, это просто неправильно. Но если есть новые подходы, например, к улучшению физкультурных занятий в том же самом... в той же самой школе, да, вот есть школы, в которых абсолютно по-другому подходят, например, к физическим занятиям, к здоровому образу жизни, вот это и есть инновация на самом деле, самая что ни на есть. Председательствующий. Коллеги... Фральцова Т.А. Можно я попрошу... Николай Иванович, про жилье для детей-сирот. Поскольку для Министерства образования это больная тема, и много, и последнее время бьют по разным вопросам. Вот мы как бы предложили в Государственной Думе, приняли постановление по результатам бюджета первого полугодия добавить 200 миллионов для финансирования жилья для детей-сирот. Пока как бы результата нет. Вносим в проект бюджета на 2006 год - 500 миллионов - жилье для детей-сирот, потому что не секрет, что сегодня 26 тысяч детей-сирот остаются без жилья. Вот ваша позиция здесь и поддержка? Фурсенко А.А. Моя позиция. В качестве первого шага мы должны обеспечить защиту того жилья у детей-сирот, которое как бы им принадлежит, и которое разными способами у них вынимается. Это первая вещь и главная вещь. В свое время, когда был закон про ипотеку, принимался, мы занимали очень жесткую позицию по части защиты интересов детей, которые... Фральцова Т.А. Я знаю, потому что это ... с моей поддержки, с моей поправкой. Вернее - мы сохранили жилье, хоть в течение года ребенок не выписывается. Фурсенко А.А. А что касается конкретно этого вопроса. То, что дети, особенно дети-сироты, которые, скажем, например, выходят из детского дома, оказываются абсолютно не защищенными. Абсолютно не защищенными, так сказать, мы эту задачу понимаем. Почему в том числе сейчас обсуждаем очень активно вопросы, что надо все-таки уходить от детских домов к семьям. Председательствующий. Коллеги, давайте договоримся. Еще минут 10 и отдадим 20 минут на дорогу, потому что и Андрею Александровичу надо ехать. Фурсенко А.А. Я готов ответить. Председательствующий. У меня, к сожалению, на пять часов выдвинули тоже на заседание. Я по детям-сиротам, если можно... Да, я вопрос не задаю, поэтому, когда до меня очередь дошла, я просто ремарку... Две цифры. Ваучеры, которые принадлежали детям-сиротам, в частности в Рязанской области, на сегодняшний день приватизированы на сумму 430 миллионов рублей. Этих денег хватит на то, чтобы обеспечить детей-сирот реально сегодня не имеющих жилье, да еще запустить их в такую круговерть, что и на будущее мы можем иметь. Поэтому нам нужно сделать запрос в Генпрокуратуру и понять, где ваучеры, принадлежавшие детям-сиротам? Кто на них наваривает? Кто получает? И я думаю, что можно было бы сделать такую ипотеку, которая позволила бы нам детей-сирот обеспечить. Они все получили ваучеры, все были вложены в акции, в большинство Сбербанка. При этом привожу вам цифру, акция, которая стоила 50 рублей в 1990 году, сегодня стоит 25 тысяч. Ее, когда ребенок уходил из детского дома, никто ему в руки не дал, и она сегодня вдруг объявляется государственной собственностью, в данном случае, региональной. Абсолютное нарушение закона, и нам нужно в этом разобраться. Два комитета, давайте мы сделаем запрос в Генпрокуратуру... С места. ...Проговаривали о том, что есть возможность через социальную ипотеку как бы ввести... Председательствующий. Еще раз говорю, денег сиротских сегодня в стране много. Найдем их, эти деньги, и запустим в ипотеку, и не нужно будет искать в бюджете. Пожалуйста. Колесников С.И. Вернемся к президентской программе. К Андрею Александровичу: хорошо, что это только катализатор, что это маленькая крупица того, что можно было бы сделать. Я абсолютно согласен, потому что такие широкомасштабные заявления, не подкрепленные финансами, они только дискредитируют органы власти. Сколько примерно нужно, чтобы не дискредитировать заявления очень серьезные, которые сделал президент 5 сентября? Андрей Александрович, сколько процентов всего лишь выполнение? Фурсенко А.А. Сколько может спасти отца русской демократии? Колесников С.И. Примерно, да. И второй вопрос по распределению этих средств. У нас дискутировался уже вопрос, централизованно ли будет делаться, допустим, закупка школьных автобусов, условно говоря? Или же все-таки по душевому нормативу это будет распределяться территории, что, на мой взгляд, более рационально было бы сделать и проконтролировать? Фурсенко А.А. Я могу сказать, как мы предложили по грантам по школам и по учителям. Мы сосчитали... Председательствующий. Коллеги, меня срочно выдернули как бы к пяти часам, еще ехать... Фурсенко А.А. Я обещал до пяти часов, я до пяти часов поговорю с вами. Председательствующий. Я бы хотел сказать, что разговор, который у нас продолжается, на самом деле, для комитета, несомненно, интересен. И я надеюсь, что практика участия министра в заседаниях комитета будет продолжена, тем более что надеемся в ближайшее время в министерстве появится должность статс-секретаря, который будет тем промежуточным звеном, который позволит нам более активно сотрудничать... Фурсенко А.А. Я не прячусь за статс-секретарями, все равно готов... Можно я отвечу? Мы сделали примерное предложение по поводу распределения грантов по федеральным округам. Мы предложили примерно такой подход, что, скажем, грант по лучшим учителям рассчитывается, исходя из того, что один грант в сельской местности на тысячу школьников, и в городе - на две тысячи школьников, с тем, чтобы как-то учитывались особенности регионов. У нас получилось распределение количества грантов... и то же самое, гранты по школам, по округам. Дальше... была встреча с руководителями... с полномочными представителями президента по округам, мы дали эти предложения. И дальше, я считаю, что доводить министерство точно до каждого региона надо все-таки с учетом особенностей разных регионов внутри округа. Потому что... я понимаю, что нельзя сделать так, чтобы в какой-то регион ничего, в какой-то регион, скажем, все, но при этом... не хочу никого обидеть, но могу сказать, что я считаю, что, скажем, Тверская область нуждается в этих грантах больше, чем Москва. Не можем мы оставить Москву без этой поддержки, но, я думаю, что если немножечко будет проведена, так сказать, некоторая сдвижка в эту сторону, то, я думаю, что Москва на меня не обидится. Тем более что косвенно Москва и Московская область ресурс Тверской области использует, потому что мы знаем, что за счет разницы в оплате учителей многие учителя из области едут работать в Москву, и многие учителя из областей, окружающих Московскую область, едут работать в Московскую область. Поэтому я считаю, что это будет как бы некая... Но это решение... С места. Гранты тематические предполагаются, да? Фурсенко А.А. Гранты - нет. Вот мы сейчас предложили это распределение, а дальше, товарищи, ваши предложения. Вот, может быть, то есть, мы считаем, что должно, по крайней мере, быть определение, что какое-то количество грантов для сельских учителей, какое-то для городских, по-моему, это принципиально важно. Значит, может быть, надо вводить, ну, это опять же, это вот давайте предложение. Может быть, по каким-то предметным областям надо разделить. Фральцова Т.А. Я хочу сказать, в отдельных территориях же это все давно наработано. У нас ... свыше 21 номинации грантов. Фурсенко А.А. Поэтому мы и предложили, у нас есть огромный опыт в стране, это те же самые номинации на "лучший учитель года", это те же самые определения лучших учителей. Поэтому мы как раз считаем, что вот эти предложения, мы ждем, мы написали наши предложения очень коротко, и мы понимаем, что там есть недостаток конкретики именно для того, чтобы эта конкретика пришла не от нас, а с территорий и их регионов. Я хочу сказать, что, ну, ... здесь, он может сказать, он отслеживает, наверное, постоянно этот сайт, насколько я знаю, активно идет сейчас поток предложений. Суровов С.Б. Ваше отношение, будет ли продолжение в стране? Фурсенко А.А. Я считаю, что будет. Значит, мы хотим изучить, там есть, как я понимаю, подводные камни, поэтому мы сейчас получили эти предложения подробно, не только Тюменской области опыт. Например, в Ярославли очень интересный опыт по переходу к отраслевой системе. В Питере сейчас начинается эксперимент. То есть, мы считаем, что этот год, это должна быть наработка не обязательно одного и того же в нескольких регионах. Начинать предлагать опыт для всей страны, не посмотрев, что сделали регионы, ну, было бы авантюрно. Мельников И.И. Вы не ответили на процент финобеспечения президентских инициатив. Как вы считаете, какой процент заложен. Смолин О.Н. Уже заложен в бюджете, и чего не хватает? . И сколько не хватает примерно? Чтобы стыдно не было, а то сказали громко, но я понимаю, что здесь свои люди. . Нет, ну, как ..., нам на 43, да, на 47 процентов будет финансирование на 2006 год. . Да, нет, 77 процентов, а реально это 3 процента. Фурсенко А.А. Товарищи, для того, чтобы, на самом деле, довести при всех условиях, довести среднюю зарплату учителей, среднюю зарплату учителей до средней по экономике, по нашим оценкам требуется больше 100 миллиардов. Председательствующий. Андрей Александрович, они спрашивают о другом. Фурсенко А.А. О чем? Председательствующий. Президентские инициативы и их сегодня реальная обеспеченность в бюджете. Должен сказать, что вот то, что мы видим с вами в бюджете на сегодняшний день, практически все проекты, все направления, которые были предложены, обеспечены финансированием. Фурсенко А.А. Достаточно это или нет? Считаю, что недостаточно. Мельников И.И. Конечно, недостаточно. Вот я и спрашиваю, какой процент примерно, экспертная оценка министерства? Председательствующий. То, что предложено, обеспечено, хотелось бы больше нам, не 10 тысяч премию, а 100 тысяч, это другой разговор. . Думаю не так, Николай Иванович. Фурсенко А.А. Нет, давайте. Вот я хочу сказать, что мне кажется, принципиально важно сейчас вот на этой основе отработать механизм, это очень важно. Вот система отбора, например. Система отбора, это крайне важная вещь, вот чтобы она работала, и чтобы люди поверили. Ведь, что мы получаем, первые отклики? Все равно все растащат, все равно все раздадут, нигде честно ничего не будет. Я могу ответить только одно. Так давайте вместе с вами сделаем систему, в которой бы, все равно будут сомнения высказывать, но давайте сделаем так, чтобы этих сомнений было меньше. Вот я считаю, что масштаб, который задан, достаточен для того, чтобы эти механизмы можно было отработать. . На противопожарную безопасность будете выделять в этом году? Смолин О.Н. Секундочку. Николай Иванович, по ведению? Председательствующий. Пожалуйста. Смолин О.Н. Я задал один вопрос в течение 30 секунд, все другие по 5 в течение пяти. Можно еще один вопрос? Председательствующий. Олег Николаевич, но видите, председатель не задает, значит, и первый заместитель председателя должен ориентироваться. Смолин О.Н. Это ничего не значит, поскольку в других случаях первый заместитель ставится в другое положение. Короткий вопрос. Председательствующий. Пожалуйста. Смолин О.Н. Уважаемый Андрей Александрович, ситуация такая, мы увидели первую версию, как я понимаю проекта федеральной целевой программы развития образования, там есть позитивные вещи, есть, мягко говоря, спорные. К сожалению, теперь это не наша компетенция, поскольку мы сами отказались от того, чтобы это был закон. Я уверен, что это должен быть закон. Я просто... У меня скорее предложение, чем вопрос. Найдите время, пожалуйста, близкое время, до того как ФЦПРО будет утверждена, встретиться с комитетом специально для обсуждения федеральной целевой программы "Развитие образования". Важный вопрос. Фурсенко А.А. Я готов. Я единственное, я еще раз хочу, вот воспользоваться случаем, извиниться за то, что это в таком формате первая встреча, если я не ошибаюсь, я приношу извинения, я приносил уже извинения публично, хочу еще раз извиниться. Потому что это происходило, тут было несколько, так сказать... Председательствующий Причин объективных было много. Фурсенко А.А. Значит, поэтому давайте просто найдем время. Если такое время найдется, я готов встретиться и ответить на все вопросы. Смолин О.Н. Мы для вас время найдем. Председательствующий. Да, пожалуйста ... Чернышов А.Г. Андрей Александрович, два маленьких вопроса. Председательствующий. Один. Чернышов А.Г. Я короткие. Вы говорили про учеников, которых бывает миллион в год. И все-таки по нагрузке для школьников. Они у нас главные испытуемые в школе. И 8-9 уроков в день эта продолжается практика, несмотря на то, что ... Это первое. И второе. По филиальной части. Вы сказали, что действительно вопрос очень сложный. Попытка закрыть на разные препятствия. Давайте возьмем несколько областей. Саратовское как бы руководство готово к этому. И тотально сделаем чистку с руководством региональным. ... Фурсенко А.А. Так мы и сделаем. Чернышов А.Г/ Потому что иначе не получится. И по вашим данным, всего 22 процента соответствует. Как быть? Эффективности мы тогда не наладим. Фурсенко А.А. Я могу сказать, что по второму, начну со второго вопроса. Мы именно это и делали, вы знаете, по трем областям. Сейчас составлена программа по этому году. Проблема в том, что у нас физически не хватает сил. Мы вводим в комиссии представителей работодателей, представителей там общественных органов. Вы в курсе, наверное, да? У нас просто физически не хватает сил на эти тотальные проверки. Вы знаете, что у нас служба она небольшая. Что касается... С места. Вы занимаетесь этим... Фурсенко А.А. И занимаемся. И на самом деле это играет роль, потому что потихонечку начали закрывать сами уже абсолютно левые филиалы. Хотя, конечно, недостаточно активно. Теперь по нагрузке. Значит, знаете, мне тут один из моих коллег говорит: слушай, что вы делаете? Две недели назад: что вы делаете? Я говорю: что случилось? У меня в школе в связи с вашим указанием отменили пятидневку, ввели шестидневку. Сказали, что вы требуете увеличения. Я говорю: этого не может быть. Мы, во-первых, не имеем право распоряжаться. Нет, вот директор школы пришла и сказала. Я позвонил Любови Петровне Кезиной. Я говорю: Любовь Петровна... Она говорит: какой номер школы? Я говорю: я не знаю, я узнаю. Но просто что? Она говорит: они, говорит, на меня ссылаться бояться, потому что понимают, то дойдет, а до вас решили, что не дойдет. Я через три дня позвонил моему знакомому. Я говорю: какой номер школы? Он говорит: спасибо, все в прядке. Видимо, пришла какая директива. Пришла директор и сказала, что она ошиблась и, как говорится, и все обратно пятидневка. Все эти 8-9-часовые - это в значительной степени инициатива школ. Это инициатива. Мы делаем системные вещи. Мы сейчас переходим к новой системе преподавания. Мы считаем, что надо возвращаться к линейной системе преподавания. Это особенно с вводом обязательного полного общего образования, это, по-моему, единственный нормальный вопрос. Нельзя... . Это правильно. Фурсенко А.А. И в этом плане мы будем это делать. Но я могу сказать, что пока учитель будет получать зарплату в зависимости от количества часов, которые он проводит в классе, мы с этим бороться не сможем. Потому что это финансовый интерес. И они будут это вбивать. Поэтому мы считаем, что принципиально важен переход на отраслевую систему. Председательствующий. Пожалуйста. Денисов О.И. Андрей Александрович, короткий вопрос. Значит, сейчас есть академическая стипендия, которую по положению получают хорошисты и отличники. Есть социальная стипендия, которая 1,5 от академической стипендии. Мы знаем и обсуждали ваши предложения о том, чтобы еще как сделать более адресную... Как вы считаете, какой уровень должен быть тогда вот академической стипендии, потому что здесь много неизвестных и с введением одной составляющей, можно просчитывать все остальные? Фурсенко А.А. Все зависит от того, что мы понимаем под академической стипендией. Если стипендия академическая - это стипендия за действительно очень хорошую успеваемость, то я считаю, что она вполне могла бы быть где-то в районе, но я считаю, что полторы тысячи - это нормальная стипендия, которая вообще может стимулировать человека, действительно является для человека стимулом, для того, чтобы он уже понимал, что это ему все-таки определенная плата. Я думаю, что социальная стипендия, по крайней мере, не меньшая должна быть. . Кто сказал полтора? Полтора от академической. Сейчас она привязана. Фурсенко А.А. Вот полтора, я не знаю. По крайней мере, там полторы-две тысячи, по крайней мере, должна быть социальная. Тогда это означает, что отличник, который имеет социальную стипендию, имеет где-то 3-3,5 тысячи, это деньги, на которые он может жить. Но это опять же моя точка зрения. Я в качестве оправдания могу привести только свой личный опыт, вот опыт обучения, когда нас учили. Это была абсолютно нормальная практика. Денисов О.И. Андрей Александрович, может быть, здесь не привязываться. Понятно, что без критериев оценки успеваемости вопросов нет никаких, мы никуда не денемся. Может быть, посмотреть по курсам. То есть, ясно, что первый, второй, третий курс, допустим, в технических университетах, и в медицинских, во всех, это базовые курсы, без которых невозможна специализация. Фурсенко А.А. Олег, извините, Бога ради. Вот я всегда говорю только одну вещь. Я говорю, что, дайте ваши предложения. Вот я не считаю неправильным, если... То есть, я могу, мы с вами на экспертном уровне сейчас. Но я считаю неправильным, когда эти предложения исходят от чиновника. Это не потому, что я не готов это обсуждать. Но гораздо правильнее, вы гораздо лучше чувствуете ситуацию. Вы гораздо лучше должны понимать и понимаете тот минимальный уровень, который является жизненно необходимым для студента сегодня в Москве или в другом городе. Поэтому я не ухожу от ответственности и не ухожу от ответов. Просто я считаю, что правильнее, что если это от вас исходит. Я логику... Председательствующий. Было обещание делать короткий вопрос. . А я короткий вопрос задал. Председательствующий. Коллеги, пожалуйста. Пожалуйста, Иван Иванович. Мельников И.И. Андрей Александрович, вы сказали, что один из основополагающих таких документов - это концепция модернизации образования до 2010 года. Насколько я понимаю, четыре года прошло, да, с момента принятия этого документа? Нельзя ли все-таки провести анализ какой-то публичный, что удалось, что не удалось, почему не удалось, подвести какой-то промежуточный итог, как идет выполнение этой концепции. Фурсенко А.А. Иван Иванович, согласен, и могу сказать, что вообще просил. Вот тут .... может подтвердить, просил, давайте все-таки мы, мы должны подвести предварительные итоги. Потому что есть идея, была логика, она же и принималась немножко в других условиях этой концепции. Ситуация изменилась. Изменилась ситуация внешняя и внутренняя. Кстати говоря, и вопросы расходования бюджета в зависимости от того, что уже сделано и что надо сделать, тоже могла бы логика, немножко повлиять на эту логику. Поэтому я согласен с вами и считаю, что должно, анализ такой ведется. Я уже выступал с предложением, когда был конкурс "Лучший учитель", я сказал, что мне кажется, что вообще пришло время провести такое вот Всероссийское совещание по образованию. Я считаю, что вообще... Вот я думаю, что мы не должны ограничиваться только съездом учителей. Мы должны создать более широкое. Потому что там должны быть представлены не только учителя, там должны быть представлены, грубо говоря, родители. Понимаете, это касается всех, это все-таки проблема всего общества. Мы не должны противопоставлять учителей, например, родителям. Но я считаю, что вообще такое достаточно серьезное общественное мероприятие, его время пришло и мы вполне, мы должны быть готовы к этому, и мы, я считаю, готовы к этому. И тут не вопрос, за что отчитаться и что нам скажут. Если скажут, что мы ... Я не думаю, что этот вопрос будет, ну, однозначное решение. Что, вот что-то абсолютно не так, что-то абсолютно. Просто должна быть коррекция. 5 лет - достаточный срок для того, чтобы провести публичную коррекцию этого курса. Поэтому я с вами согласен. Смолин О.Н. А кому на этом съезде слово дадут? Фурсенко А.А. Олег Николаевич, я абсолютно убежден, что без вас не обойдется. Смолин О.Н. Ловлю на слове, Андрей Александрович. В Кремле в январе 2000 давали. Посмотрим, что будет дальше. Председательствующий. Ну, не каждый же год. (Смех в зале.) С места. Не каждую пятилетку. Председательствующий. Коллеги! Если нет вопросов, то постепенно будем завершать, да. Есть вопросы? Нет вопросов. Коллеги, давайте мы тогда, что, ну, естественно, кроме слов, естественных слов благодарности за то, что мы сегодня смогли послушать ответы на те вопросы, которые нас волнуют больше всего, понятно, что нам не удалось удержаться в рамках заявленной программы, да, "Национальный проект", хоть слово это не очень нравится. Но президентские инициативы, назовем их. Мы не смогли удержаться в рамках только этого вопроса, и вышли за пределы. Это нормально и ничего в этом плохого нет. Это только хорошо. Я поддерживаю здесь реплику, которую Олег Николаевич высказал. Наверное, есть смысл, при проведении таких общественно значимых мероприятий, участия Госдумы, в рамках, в лице Думы в целом или в лице комитета, особенно таких мероприятий, как Общероссийское совещание по проблемам образования. Поскольку мы не уйдем там от разговора о законодательной деятельности, о законопроектах, об эффективности того, что мы напринимали здесь в Думе. И вопрос этот естественный. Поэтому, наверное, был бы смысл, чтобы в качестве соучредителей выступала, в том числе и Государственная Дума или Федеральное Собрание в целом, или комитеты Федерального Собрания. Еще раз хотел бы сказать, что у нас с вами есть перспектива повысить резкую эффективность работы. Хотя, честно говоря, на уровне председателя комитета я не испытываю дискомфорта или недостатка, или проблем в общении с министерством и с министром. И в обсуждении... а? Смолин О.Н. Не всем так везет. Председательствующий. Олег Николаевич, я думаю, действительно, не всем так везет, как вам. Редкий член комитета имеет такой доступ в структуры министерства, агентства, службы и так далее. А я думаю, это нормально, это по заслугам. Поэтому, я надеюсь, что мы с вами все-таки вернемся к старой доброй традиции, когда между министерством и комитетом был некий график взаимодействия. Я надеюсь, мы на следующий год его подработаем и с вами, впервые, вы были в ранге тогда еще министра науки. Мы встречались и этот график согласовывали. Я думаю, это нормально было. И я думаю, что на 2006, не спокойный, с точки зрения законодательных инициатив год, мы могли бы выработать совместный план перспективный нашей работы. Я думаю, что здесь вот мы с вашими структурами предварительно поработаем. Аппарат комитета поработает. И где-то, может быть, через месяц, через полтора на конец года мы выйдем с таким предложением. И тогда у нас будет основание, может быть, и до этого мы еще соберемся. Но уж в конце года обязательно. Может быть на базе министерства, чтобы обсудить план совместной работы. Фурсенко А.А. По ФПРО мы обещали. Смолин О.Н. Николай Иванович, прошу прощения за вредность. По ФПРО - очень нужно. Очень важный вопрос. Председательствующий. Главное, когда человек понимает свои недостатки, есть надежды на исправление, Олег Николаевич. Это к вопросу о вредности. Хорошо. Тогда спасибо всем, кто от министерства сегодня смог принять участие. Вот в работе заседания комитета, потому что это важно, на самом деле понять, что же волнует депутатов и иметь в виду при планировании своей работы, при работе над законопроектом. У нас за рамками осталось предложение еще, мы хотели обсудить четыре законопроекта, но я думаю, мы найдем для этого отдельное время. Спасибо всем. До свидания. Часть 1





http://www.politgolos.ru/

Док. 402198
Перв. публик.: 11.10.05
Последн. ред.: 27.11.07
Число обращений: 295

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``