В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Из стенограммы заседания Комитета по образованию и науке, посвященного обсуждению проекта бюджета на 2006 год в сфере образования и науки Назад
Из стенограммы заседания Комитета по образованию и науке, посвященного обсуждению проекта бюджета на 2006 год в сфере образования и науки




А.Г. Чернышов. Мне представляется, что вот все-таки мы, обсуждая бюджет на очередной бюджетный год, идем по стандартному, стереотипному пути. Ну, есть у нас нефтедоллары и другие накопления, увеличивается доля средств на образование, хотя мы видим, что, с точки зрения приоритетов, и не увеличивается, но все-таки в абстрактных цифрах растет. Но тем не менее нет конкретики, на мой взгляд, куда пойдут средства и что собственно мы в итоге хотим получить и получим. Мы знаем, что и в предыдущие годы много средств выделялось, но или они тратились неэффективно, или из-за высокой степени коррупции они попадали не туда, не в те руки, скажем так, и мы не достигали тех результатов, которые хотели бы достигнуть. Я не беру заработную плату, потому что эта категория все-таки выпадает из того, о чем я хотел сказать. Но тем не менее есть направления, которые четко должны быть нами поняты. Программа "Жилье для молодых людей". Я думаю, для самой молодежи, в общем-то, без разницы, какое агентство будет выполнять эту программу, хотя я согласен и готов поддержать, чтобы заказчиком осталось Федеральное агентство по образованию. Но готово ли сегодня федеральное агентство обеспечить, чтобы качественное жилье строилось? Иными словами есть ли система у Министерства образования, чтобы в итоге жилье получило максимальное количество людей, получили качественное жилье? Чтобы не получилось, что в регионы опять придут деньги и будут распределены среди тех фирм, которые просто построят, и просто те, которые лоббируются. Это первое. Заявлена здесь позиция, чтобы представить в Госдуму перечень объектов ... Заместитель министра уже сказал, что перечень объектов, мы, в общем-то, и не видели его. Надо, наверное, тогда указывать срок, указывать территории. И , прежде чем голосовать в первом чтении, видеть эти объекты, и есть ли они там, и какая вообще будет схема финансирования, в том числе и строительство школы, капитальный ремонт в образовательных учреждениях в регионах. Потому что все-таки у нас единое образовательное пространство. Мы приняли федеральные законы, и 121-й, и 131-й, а теперь не знаем, что с этим делать с точки зрения разграничения полномочий между центром и регионами. Ну, давайте поправлять их, давайте идти в ногу с жизнью. И мне кажется, чтобы не останавливаться на многих других вопросах, которые, безусловно, сегодня существуют, важно понять приоритеты. По тем пунктам нашего решения, которое предполагается, просто пройти предметно по каждому, возможно, их скорректировать. Потому что есть, например, кардинальное обновление учебно-лабораторного оборудования. А есть ли концепция в министерстве, вот какая система обновления учебно-лабораторного оборудования и в школах, и в вузах будет? Мы говорим, что нам нужно обеспечить прорыв России. Страна не может без технологического рывка дальше двигаться никуда. Но тем не менее как бы прорыва пока концептуально министерство нам не предоставляет. А Минфин, в общем-то, эту идею поддерживает, что прорыв опять будет в ресурсной сфере. Что мы деньги закачаем туда, оттуда что-то получим, и потом трансфертами эти деньги уйдут на счета швейцарских банков. Вот пока и все. Этого нельзя допустить в очередной раз. Заместитель министра образования и науки РФ Фридлянов В.Н. Уважаемый Николай Иванович, уважаемые депутаты, присутствующие! Я только несколько слов о тех направлениях, которые в своем докладе, в своем выступлении озвучил президент, то, что говорил Николай Иванович. Это такие позиции, как меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Здесь предусмотрено для оплаты договоров на оказание таких услуг 8 миллионов рублей и приобретение оборудования в первую очередь для школ, в первую очередь для Интернета, в первую очередь для связи с центром и дистанционного образования 1,5 миллиарда рублей. Есть такая позиция как военнослужащие срочной службы, которые могли бы получить диплом о начальном профессиональном образовании, пройти подготовку для поступления в вузы. Но это будет израсходовано примерно 300 миллионов рублей. Следующая позиция то, о чем говорил президент, это создание двух учреждений высшего профессионального образования, это в Южном и Сибирском федеральных округах. На это мероприятие будет израсходовано 3 миллиарда рублей. Поддержка талантливой молодежи. Здесь будет учреждено не менее 5 тысяч индивидуальных грантов для школьников, студентов, молодых специалистов. Общий размер затрат бюджета 200 миллионов рублей. И что касается поощрения 10 тысяч лучших учителей страны в размере 100 тысяч рублей. На это мероприятие закладывается 1 миллиард рублей. Плюс тот вопрос, который поставлен был в докладе президента. Это дополнительная оплата труда классных руководителей. По нашей ..., около 1 миллиона человек. И если затрачивается дополнительная 1 тысяча рублей на каждого классного руководители, где-то нужно порядка 14 миллиардов рублей. Этот вопрос сейчас находится к стадии согласования с Минфином. Это вот то, что дополнительно по образованию. Я вам могу сказать, что вот в том заключении, которое есть на руках у всех, здесь довольно подробно описывается направление бюджета по всем строчкам, по всем направлениям, по всем расходам. Что касается науки. Контрольными цифрами президента на 2006 год предусмотрены затраты на науку 71,7 миллиона рублей. Практически в проекте бюджета 2006 года мы вышли за эту цифру, и размер расходов на науку гражданского назначения 72,3 миллиарда рублей. В первую очередь, прибавка будет отнесена к развитию фундаментальной науки. И мы построили бюджет так, чтобы та прибавка, которая есть в бюджете на науку, она в первую очередь шла на развитие фундаментальной науки, имея в виду Российскую академию наук, 3 отделения и 5 академий, имеющих государственный статус. Вот в таком направлении разбиты бюджетные ассигнования на науку. На наш взгляд, внесенный бюджет соответствует тем направлениям, которые выработаны раньше, особенно направление социальной политики развития ... Спасибо. Валерий Павлович Горегляд - аудитор Счетной палаты РФ. Горегляд В.П. Уважаемые коллеги, действительно довольно полно в проекте заключения комитета предложены все цифры, поэтому я их повторять не буду. Иногда еще большинство позиций совпадает с теми расчетами, которые проведены в Счетной палате Российской Федерации. Обращу лишь ваше внимание на несколько проблем. Одна из них достаточно традиционная и связана она с тем, что в проекте бюджета на 2006 год, так же как и в предыдущих бюджетах на 2005 год и предыдущем на 2004 год, в отчете по бюджету не обозначены расходы на гражданскую науку. И поэтому подлежит не только довольно сложному контролю со стороны Счетной палаты и иных органов, осуществляющих контроль, но и приводит даже к некоторым расхождениям в оценках. В частности, мы в целом расходы на гражданскую науку посчитали несколько меньшими, чем была названа цифра до этого - 72,3 миллиарда рублей. У нас почему-то получаются расходы на уровне 68,424 миллиарда рублей. То есть расхождение в оценках порядка 4 миллиардов рублей. Кроме того, я обращаю ваше внимание, даже та цифра, которая была названа - 72,3 миллиарда, она ниже, она не соответствует тому решению, которое было принято на Совете Безопасности, на Президиуме Государственного Совета и Совете при Президенте Российской Федерации, где определяется, что расходы на гражданскую науку должны быть на уровне не менее 2,62 процента от расходов федерального бюджета. Хотя, безусловно, в 2006 году существенный рост в целом расходов, но этот рост не соответствует тем контрольным цифрам, которые определены Президентом Российской Федерации. где-то это 1,6 процента, то есть на 1 процент мы еще не можем потратить столько, сколько необходимо. И кроме этого есть соответствующее решение, которое указано в основных направлениях, в Основах политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года, в которых предусматривается финансирование и развитие приборной базы, содержание уникальных стендов и установок, используемых при проведении исследований, и разработок по приоритетным направлениям науки и техники в размере до 5 процентов расходов на проведение фундаментальных научных исследований, а также 3 процентов на целевое финансирование и поддержки научной школы, исследований и разработки по приоритетным направлениям науки и техники, молодыми учеными. Эти расходы, по нашим расчетам, должны составлять порядка 1 миллиарда 840 миллионов рублей и 1 миллиарда 104 миллионов рублей соответственно. Таких цифр мы в бюджете не нашли, вот, вполне возможно, что их нет, а может быть, это связано с тем, что четко, так сказать, они не видели, но о чем я говорил в начале свое выступления. Кроме этого, с нашей точки зрения, есть еще такая существенная проблема, связанная с тем, что через Минобрнауку, как орган ответственный за координацию государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности, проходит всего 40,6 миллиарда рублей, то есть это 59,3 от общего объема расходов на гражданскую науку, что, конечно, не способствует выполнению Закона "Об основах научно-технической политики", которым предопределяется координирующая роль министерства в реализации государственной политики в сфере науки, поскольку контролирует он чуть больше половины всех расходов, предполагаемых на эти цели. По образованию. Здесь намечается достаточно существенный рост, однако, при этом следует сказать, что расходы федерального бюджета на образование, ВВП, если соотнести с ВВП, в 2006 году уменьшаются, с 0,87 процента до 0,85 процента, хотя общий удельный вес в общих расходах федерального бюджета остается без изменений - 4,8 процента. То есть мы видим то, что все-таки при росте экономики, существенном росте экономики, доля расходов ВВП на образование не увеличивается. Это все-таки тоже характеризует последовательность нашей реализации основных приоритетов, которые обозначил президент. Ну и в числе, я останавливаюсь только как бы на тех моментах, которые я во всяком случае не успел увидеть в заключении комитета, со многими остальными согласен, хотел бы обратить ваше внимание также на то, что в проекте бюджета, федерального бюджета на 2006 год, не нашли отражение расходы на обучение иностранных граждан в вузах страны, в сумме, ну, всего 9,5 миллиона рублей, включая расходы на бесплатное обучение соотечественников, проживающих в странах СНГ. Также недостаточна, с нашей точки зрения, по нашим расчетам компенсация стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, предусмотренных бюджетными проектировками. Сумма бюджетных проектировок предполагается миллиард 32,6 миллиона рублей, по нашим расчетам она должна быть на 2 миллиарда и 507 миллионов рублей больше. Это касается работников образования, естественно, северян. Вот и по программам, по ФЦП и ФАИПу здесь общие замечания, я не буду подробно останавливаться, мы пришлем заключение, там все будет расписано, общее замечание связано с тем, что в целом, конечно, позитивная тенденция наблюдается, связанная с увеличением расходов, особенно по объектам образования, связанная с концентрацией финансовых ресурсов на пусковых объектах, и это как бы отрадная тенденция, очень хорошо, но в то же время есть несколько программ, причем крупных программ, которые не утверждены правительством Российской Федерации, а суммы в бюджете предусмотрены. В этом смысле необходимо, наверное, ускорять принятие этих постановлений Правительства Российской Федерации, поскольку мы имеем налицо явное нарушение бюджетного законодательства, в бюджете должны быть только те программы, которые утверждены соответствующим постановлением. Ну и, так скажем, есть ряд новых программ, которые предполагаются к финансированию. И в то же время есть, так скажем, программы, есть программы, финансирование по которым не завершено. То есть, потрачены достаточно большие средства, а приостановлено финансирование в то время, когда начинают финансирование целого ряда новых программ. Но, тем не менее, если общий вывод по программной части, то программа... то тенденции достаточно положительные. И важно то, что сокращается количество объектов по ФАИПу, и большие ресурсы концентрируются на пусковых объектах при общем объеме увеличения объема финансирования. И вызывает озабоченность, конечно, ситуация с заработной платой. По нашим расчетам, так скажем, серьезное увеличение получают только первая и 18-ая категория по тарифной сетке, а вот со второй по 17-ую повышение несущественное и оно не может перекрыть, скажем, растущий прожиточный минимум и инфляцию.




http://www.politgolos.ru/

Док. 402192
Перв. публик.: 23.04.05
Последн. ред.: 27.11.07
Число обращений: 239

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``